Придумать • 14 января 2021

Цифровые кочевники из «Смены» начали интегрировать выездные коливинги в бизнес-среду. Получится ли у них?

Придумать • 14 января 2021

Цифровые кочевники из «Смены» начали интегрировать выездные коливинги в бизнес-среду. Получится ли у них?

Текст: Арина Барабанова

Фото: архив «Смены»


Проект «Станция смена» основан в 2016 году — это гибрид между коливингом, летним лагерем и ретритом. Его основатели Никита Куимов и Анастасия Климова-Куимова арендуют по всему миру — от Шри-Ланки до Сочи и Германии — подходящие площадки и отправляют туда участников «Смены». Основная аудитория — молодые люди, работающие удаленно. Организаторы составляют для них программу на одну-две недели, которая позволяет узнать о месте пребывания, развлечься и социализироваться. Начавшаяся в 2020 году пандемия привела к массовому переходу на дистанционный формат работы и росту спроса на IT-специалистов. В борьбе за недостающие кадры корпорации начали искать способы мотивировать и удерживать сотрудников разработки, один из способов — проводить выездные тимбилдинги. Так у «Станции смена» начали появляться первые b2b-клиенты, в 2021 году стартап открыл 11 точек в шести странах. Историю создания проекта Inc. Russia рассказал Никита Куимов, а участники рынка ответили, нужен ли им такой продукт.

Поиск идеи и первый предпринимательский опыт

В 2013 году Никита Куимов закончил магистратуру по международному космическому праву. В тот момент он понял, что не хочет работать в офисе. Найдя удаленную работу юристом, он отправился в путешествие со своей будущей женой — психологом Анастасией Климовой, которая позднее станет сооснователем «Смены». Тогда же они задумались о переходе в другую профессию.

Их первым совместным проектом стали воркшопы и творческие мастер-классы в Москве. Они также стали заниматься организацией мероприятий и вечеринок, а позже пара запустила арт-галерею в полузаброшенном особняке в центре Москвы.

Следующей попыткой создания своего бизнеса стала организация производства елочных шаров ручной работы. Никита Куимов и Анастасия Климова начали продавать их на новогодних маркетах в Москве. Такая работа занимала до четырех месяцев в году — остальное время начинающие предприниматели продолжали путешествовать. К концу 2018 года у них появился первый корпоративный клиент — «Аэрофлот», — и команда решила выйти на рынок США с этим продуктом. Однако эта попытка обернулась провалом. По словам Куимова, в России производство работает до сих пор, однако его управлением занимается семья, пара же переключилась на другие проекты. На текущий момент у Instagram проекта — zimaiskazka — около 12 тыс. подписчиков.

«Станция смена» — начало

Во время путешествий Куимовы поняли, что им не хватает окружения и хочется формировать сообщество из близких по духу людей. Свои идеи, опыт организации мероприятий и любовь к путешествиям предприниматели в 2016 году объединили в «Смену».

«Название стартапа отражает его суть: смена окружения в классическом формате выезда и смена форматов, в которых происходит общение и работа», — объясняет Никита Куимов.

Тогда дистанционный формат занятости еще не был так распространен, как сегодня, и сооснователи не ожидали, что проект будет коммерчески успешным: главной целью было создание активного сообщества, которое помогало бы развиваться и придумывать бизнес-идеи для дальнейшей реализации.

На тот момент Никита Куимов вел паблик «ByeByeBadBoss! Удаленная работа и волонтерство» на 35 тыс. подписчиков (сейчас их около 70 тыс.), где он выкладывал вакансии и подработки, предлагающие работу за рубежом. Первую станцию «Смены» решили собрать через объявление в этом паблике о возможности поехать на Шри-Ланку бесплатно. Куимовы обещали оплатить перелет и проживание. В результате они получили более 1 тыс. заявок, начали связываться с возможными участниками из этого списка и проводить собеседования с каждым из них, чтобы выбрать людей со схожими ценностями. Практика личных бесед перед заездами продолжается и до сих пор.

По итогам первого выезда проект сразу показал коммерческий потенциал — посетившие первую «Смену» гости оставили пожертвования примерно на $6 тыс. Тогда Куимовы поняли, что проект надо продолжать и сделать программу более интересной.

Как устроена «Станция смена»

За четыре года существования «Смены» проект посетили около 1,5 тыс. человек, из них 700 — стали активной аудиторией закрытого сообщества в Telegram. Через него проект проводит ряд мероприятий и встреч в Москве каждый год.

Самые вовлеченные участники могут присоединиться к «Смене» в следующие заезды уже в качестве кураторов или, как говорит Куимов, фасилитаторов. Таких на текущий момент более 10 человек.

В среднем в «Станции смена» во время одного заезда в одном доме живут от 10 до 16 человек. Они располагаются в одноместных или двухместных номерах. В первом полугодии 2022 года заезды пройдут в Турции, Шри-Ланке, Балтике, Грузии и Сочи. В стоимость входит проживание, мероприятия, уборка, интернет. В некоторых случаях частично входит питание.

Аудитория проекта — это в основном жители крупных городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Екатеринбурга, Краснодара, Минска и Киева.

Ответственные за программу во время выезда — фасилитаторы, выполняющие роль продюсеров. У них есть заготовленные варианты, куда можно поехать в том или ином месте. Однако же если группа захочет провести выходные на яхте, то фасилитаторы помогут ей организовать эту поездку.

Команда «Смены» ищет площадку удаленно, потом приезжает и готовит ее для заезда. Новые локации помогают находить сами участники: раз в три месяца организаторы публикуют в чатах опросники с вариантами, куда поехать в следующий раз.

«Смена» ориентируется на страны, где границы открыты и куда хотят поехать ее клиенты. Так, открытие Шри-Ланки в октябре прошлого года очень обрадовало команду, потому что там возможна «настоящая теплая зимовка» и всего два часа разницы с Москвой, что удобно и важно для работающих удаленно сотрудников.


«Смена» в цифрах:

Выручка в 2019 году — 3 млн руб.

Выручка в 2020 году — 6 млн руб.

Выручка в 2021 году — 20 млн руб.

18 сотрудников

6 стран и 11 станций в 2021 году

1,5 тыс. участников со дня основания

45 тыс. руб. — средняя стоимость двух недель в «Смене» для частного клиента

Источник: данные компании



«Смена» в цифрах:

Источник: данные компании


3 млн

руб. — выручка в 2019 году


6 млн

руб. — выручка в 2020 году


20 млн

руб. — выручка в 2021 году


18

сотрудников


6

стран в 2021 году


11

станций в 2021 году


1,5 тыс.

участников со дня основания


45 тыс.

средняя стоимость двух недель для частного клиента

Пандемия

Модель проекта позволяла «подлавливать» сезонную миграцию для фрилансеров и работающих удаленно людей, рассказывает Куминов. До начала пандемии они наблюдали четкую сезонность, продолжает он: летом «Смена» была менее популярна, чем зимой.

Основной аудиторией до коронавируса были фрилансеры, предприниматели и стартаперы. Теперь «Смена» переориентировалась на аудиторию, которая работает дистанционно полный рабочий день. Эти люди не привязаны к каким-то праздникам и отпускам. Программа новых заездов также адаптируется под них: во время рабочего дня участники занимаются своими делами, а вечером — собираются на ужин и мероприятия, чтобы лучше узнать друг друга.

Такая аудитория готова постоянно ехать в разные места, и фактор сезонности перестал играть ключевую роль, продолжает Куимов. Это позволяет проекту заключать выгодные сделки, арендуя площадки по меньшей стоимости в период, когда сезонный спрос на них падает. В частности, так работает площадка в горах на Эльбрусе — популярном зимнем курорте. «Смена» же едет туда летом.

С другой стороны, непростая эпидемиологическая обстановка в разных странах ставит под угрозу некоторые запланированные и уже оплаченные поездки. Например, 7 октября Марокко объявило о закрытии авиасообщения с Россией, а 10 октября там должна была открыться новая смена. Компания думала, как лучше поступить: отправить клиентов с пересадками или вернуть деньги, что предусмотрено в случае закрытия границ. В результате часть клиентов получили средства обратно, часть — отправилась в коливинг в Турции.

«Сейчас непростое время. Путешествия в пандемию — это периодически танцы с бубном», — признает Куимов.

Сегмент b2b

В 2021 году на «Смену» начали выходить и корпоративные клиенты — жесткая конкуренция за IT-кадры вынуждает крупные компании улучшать HR-бренд. Самым крупным стала группа «М.Видео-Эльдорадо»: компания планирует ежегодно отправлять до 300 своих офисных сотрудников в коливинги проекта. В пресс-службе группы прокомментировали, что используют такой формат ради мотивации и развития персонала, создания неформальных рабочих связей между разными командами, работающими полностью удаленно или в гибридном режиме. По словам Куимова, еще одна форма монетизации в b2b-сегменте — организация поездок на станцию проекта в качестве годового бонуса для сотрудников крупных компаний.

Дистанционный формат работы изменил способы коммуникации, больше времени стала занимать адаптация новых сотрудников, соглашается вице-президент по информационным технологиям «Азбуки вкуса» Юлия Золотарёва. По словам топ-менеджера, возможность работы из корпоративных коливингов выглядит как приятный бонус: «Такая фишка привлекает внимание профессионального сообщества и для кого-то будет поводом рассмотреть компанию поближе. Но решающим фактором при выборе места работы это вряд ли станет».

На сайте «Смены» указано, что среди других корпоративных клиентов проекта — «Вконтакте», «МТС», Apple, Belka Car. На текущий момент проект ведет переговоры и с новыми клиентами, комментирует Куимов, не раскрывая детали.

Сам предприниматель называет такой подход новой формой тимбилдинга. Поездки позволяют собрать команду, чтобы она просто поработала в одном пространстве, уверен он: «Есть многие вещи, которые, если не подойдешь, не постоишь за плечом у экрана, просто так не решатся».

Корпоративные выезды похожи на классический формат «Смены» — путешествие куда-либо на одну-две недели. Программа направлена на глубинные знакомства и общение — многие работающие удаленно сотрудники никогда не виделись со своими коллегами лично, что влияет на вовлеченность в жизнь компании.

В пресс-службе Wildberries прокомментировали, что на протяжении последних нескольких лет самостоятельно организуют совместные рабочие поездки на курорты и в коливинги для сотрудников. Ряд работников из числа IT-команды работают, в том числе, в коливинге на Кипре.

«Это позволяет им сменить обстановку, познакомиться друг с другом в более неформальной обстановке, что в свою очередь не только налаживает коммуникацию в командах, но и создает более творческий, нестандартный подход к рабочим задачам», — отмечает представитель компании.

Анастасия Стасева

партнер Kontakt InterSearch Russia

Этот проект бьет в самую точку в связи с новыми ковидными реалиями, в которых мы живем. Команды сейчас существуют и работают разрозненно, встречаются редко, многие новые сотрудники выходили на работу сразу во времена пандемии и не могли правильным образом адаптироваться и почувствовать культуру команды. Поэтому возможность поехать с коллегами реализовывать рабочий проект, при этом проводя вместе не только рабочее, но и свободное время, — это такой «интенсив» для погружения в рабочую и корпоративную среду компании.

И, конечно, такая опция будет играть в плюс бренду работодателя, особенно учитывая те локации, в которых кемп расположен. При этом и без пандемии формат наверняка пользовался бы популярностью. Многие бизнесы сейчас организуют свою работу по принципу проектной деятельности, в рамках которой личная встреча команды на определенном этапе для интенсивной совместной работы может дать большой прирост к эффективности и скорости выполнения проекта.

Кроме того, последнее время все больше сотрудников жалуются на профессиональное и эмоциональное выгорание, особенно в связи с ограничениями, новыми реалиями работы. Формат кемпа, хоть и рабочего, позволяет эмоционально разгрузиться, сменить обстановку. Особенно привлекает идея разбавления рабочих будней спортивными мероприятиями, играми и тренингами.

Планы на будущее

Теперь «Смена» намерена фокусироваться именно на работе в сегменте b2b.

«Хотим продвигать среди компаний идею, что не надо насильно людей затаскивать назад в офис и удаленка должна остаться для них как опция. А возможность выехать во время работы в какую-либо локацию за пределами офиса и дома может стать бонусом и инструментом компании в борьбе за кадры», — рассуждает Куимов.

Кроме того, «Смена» хочет создать полноформатные круглогодичные локации. Например, в Сочи, в Красной поляне и в Турции. Также стартап планирует развивать больше англоязычные смены. Компания уже проводила один подобный выезд весной в Мексике и поняла, что она уже может выходить на англоязычный рынок, так как ее формат «самобытен и продукт интересен и на западе».

Следующий такой заезд «Смена» планирует провести в январе.

Наталья Голованова

руководитель исследовательского центра SuperJob

По единичным случаям делать выводы о том, насколько эффективным является такой продукт для компаний, — сложно. HR-бренду помогает все, что воспринимается сотрудниками как забота о них, о чем знают домочадцы, соседи, друзья. Поездки, наверное, так или иначе работают в плюс, но в массе, как бонус, гораздо более распространен ДМС.

Перспективы у этого направления все же есть, но вряд ли это станет массовым явлением. Скорее всего, речь идет про штучное предложение, которое будет у компаний, где есть возможность отправлять людей в другие места, может быть, где есть их филиалы, или в случае, если сотрудники компании работают дистанционно без просадок.