Рассылка журнала Inc.
Подпишитесь на самые важные материалы о бизнесе и технологиях в России
Придумать

Создатель «Музея советских игровых автоматов» Александр Вугман — о том, как зарабатывать на ностальгии и искать лояльных арендодателей

  • Виктор Вилисов, автор Inc.

«Музей советских игровых автоматов» с виду — хипстерский проект, а на деле — растущий (не без сложностей) бизнес. Основатели собрали в двух местах — в Москве и Петербурге — несколько десятков советских игровых автоматов и не просто демонстрируют их всем желающим, но и предлагают поиграть, кроме самих игр продавая сувенирную продукцию и напитки. Через 2,5 года после запуска, по словам владельцев, музей стал прибыльным, в 2014 году оборот компании составил около 50 млн рублей. Совладелец проекта Александр Вугман рассказал Inc., как сделать музей из частной коллекции, выйти на маленькую, но уверенную прибыль и почему Казань не место для развлечений такого рода.


О взрослых играх и бизнесе

Музей игровых автоматов появился, потому что моя личная коллекция перестала помещаться дома. В 2006 году мы с друзьями — Александром Стахановым и Максимом Пинигиным — стали  собирать советские игровые автоматы для себя. За год собрали прилично. Бесплатно получили подвал общежития в институте, где преподавал Стаханов, и там открыли музей.

Поначалу это был не бизнес, а удовольствие. У всех была работа, а музей был хобби. Экскурсии мы проводили вечером по средам, позже — и в выходные, выручка от билетов была меньше 30 тыс. рублей. Нас упоминали на сайте Студии Лебедева, оттуда приходили первые клиенты, остальные каким-то чудом находили наш сайт. Деньги, конечно, смешные. Покупка и ремонт автоматов, обслуживание помещения, старые долги съедали эту сумму и большую часть наших зарплат. Но скромный доход показывал, что из нашего хобби можно сделать успешный коммерческий проект.

Добывали автоматы где только можно, больше всего — в старых парках культуры. Стоили они от 3 тыс. до 80 тыс. рублей. Предлагали и по 150 тыс., и по 300 тыс., но это завышенные цены —  для коллекционеров, не считающих деньги. Мы брали иногда почти бесплатно, иногда по бартеру: меняли на старый компьютер или на самый дешевый бильярдный стол.

Все автоматы были нерабочие. Что-то мы ремонтировали сами, потом взяли в штат проверенных ремонтников. Ремонт обходится от 5 тыс. до 70 тыс. рублей, так что полную стоимость автомата не сразу и поймешь. В рабочем состоянии — от 100 тыс. рублей и выше. Какие-то автоматы легко чинились, другие разбирались на детали для ремонта, третьи ремонтировались годами, четвертые его еще ждут.

Музей в цифрах


100

тыс. рублей и дороже может стоить советский игровой автомат после ремонта и настройки.


> 50

процентов расходов музея — арендная плата (остальное — зарплаты и расходы на ремонт и покупку автоматов).


27

человек работает в штате музея: 15 — в Москве и 12 — в Петербурге.


50

млн рублей — выручка московского, питерского и казанского музеев за 2014 год (по данным «СПАРК-Интерфакс»)


1,98

млн рублей — прибыль московского и питерского музеев за 2014 год (по данным «СПАРК-Интерфакс»)

Фото: Дарья Малышева/Inc.

О зависимости от арендодателя и бейсболках

Нашему бизнесу очень сильно помогают арендодатели из лояльности к проекту. Они сдают нам помещение со скидкой. К сожалению, на полную арендную ставку (около 2,5 млн рублей в месяц) мы не зарабатываем.

Нас спасают субарендаторы: бургеры и кеды. Например, мы хотели продавать посетителям еду — и тут нам предложили сотрудничество Burger Heroes. А Максим Пинигин привел на время торговую точку «Двух мячей». Мы сдаем помещения по цене от 7 тыс. руб/час.


«Laba.Space»

В конце августа один из основателей Музея советских игровых автоматов Максим Пинигин открыл в центре Москвы еще

один проект — техно-коворкинг для детей и взрослых Laba.Space. Коворкинг оборудован 3D-принтером, лазерным и фрезерным станками, есть столярная мастерская. Планируется, что в коворкинге будут мастер-классы и курсы по судо-, авто- и авиамоделированию, робототехнике, анимации и VR/AR-технологиям.


Максим Пинигин

сооснователь Музея советских игровых автоматов, сооснователь техно-коворкинга для взрослых и детей «Laba.Space»:


«Лаба» — это, конечно, отдельный от музея проект. Но я предполагаю, что «Лаба» и музей по каким-то проектам будут сотрудничать. Сейчас готовится к запуску курс по проектированию игровых автоматов. За несколько занятий дети смогут собрать уникальный автомат со своей механикой.

Хотелось получить место, где всегда можно что-то делать: обсудить с коллегами новый стартап, собрать спутник. В центре не у всех есть гараж или большая комната, где можно собрать макет или построить модель яхты. Собственно, строительство яхты — одна из моих мечт и один из мотивов, почему это место вообще появилось.

Основные вложения такие: оборудование  — примерно 5—6.5 млн рублей, вентиляция — около 1 млн, остальное — ремонт, около 1,5 млн ушло на расходные материалы. 7 млн на покупку оборудования и материалов мы получили по гранту от Минэкономразвития и Правительства Москвы, и сами купили оборудования примерно на 700-800 тысяч. Еще 3 млн ушло на подготовку помещения — ремонт, вентиляцию и т. д. Общий бюджет примерно 11-12 млн. Команда инвесторов — три человека.

Ещё один способ заработать — сдавать помещения в субаренду под коммерческие ивенты. Выручку с билетов на лекции или концерты обычно делим пополам с организаторами. Самый удачный пример — приглашение DJ Огурца. На его выступление пришло более 100 человек.

Основная прибыль музея — от продажи билетов. Почти все покупают билеты в музее, билетов электронных и в составе подарочных сертификатов — меньше 3%. От сдачи помещения под частные мероприятия, от аренды наших автоматов для корпоративов и фестивалей приходит около 5% общей прибыли. Ну и совсем чуть-чуть — от продажи сувениров.

Через 2,5 года после старта мы вышли на уверенную прибыль — но маленькую. Прибыль больше всего зависит от арендодателя (аренда не растет, мы не переезжаем — тогда динамика положительная, и наоборот) и от ситуации в стране. Сейчас у людей кончаются деньги и посещаемость в сравнении с прошлым годом упала примерно на 15%.

Больше всего денег из сувениров нам приносят бейсболки. Мы продаём леденцы, обложки для паспортов, маленькие флажки, часы Montana — это перепродажа закупок у китайского завода. Под нас сделаны тематические значки и бейсболки. Значки очень дорогие в закупке, как и всё, что под заказ, и наша прибыль минимальная (иначе их просто не купят): сверх 300 закупочных рублей мы накидываем 50, и это уже не про бизнес, а про имидж. Бейсболки заказаны в Китае по оригиналу 90-х годов. На них наценка 100%. Но мы продаем наши огромные запасы докризисных времен. Заказывать новую партию по новым ценам невыгодно.

Фото: Дарья Малышева/Inc.

О неудачных решениях

В Москве почему-то не действуют испробованные инструменты привлечения аудитории в музей — газеты, телевидение, реклама в метро, в маршрутках, интернет, доски бумажных объявлений. В интернете, в основном, конечно, соцсети. «Курочка по зернышку» — набрали подписчиков. Вначале около года покупали «свои» слова в Яндекс.Директе. На сторонних сайтах мы появлялись, в основном, бесплатно, в момент совместных акций, например, с «Афишей» или «Ночью музеев». Около года рекламировались на сайте для ивент-агентств, чтобы продвинуть свою площадку и аппараты в аренду, но реклама не окупилась.

По непонятным причинам на Кузнецком мосту у нас редко арендуют площадь под мероприятия. Мы пробовали специализированные рекламные ресурсы, но без отдачи.  Нас по-прежнему находят только те, кому нужны именно советские игровые автоматы. Было несколько крупных мероприятий, но это исключение из общей статистики. Сейчас прибыль от аренды площадей под мероприятия меньше 3%. Расцвет был на Бауманской: бывало и 10%.

Наш филиал в Казани (работал полтора года, с августа 2014) закрылся с огромным минусом — от 4 до 6 млн рублей. Мы рекламировали его через соцсети, флаеры во всех значимых для города местах, через промоутеров на улице, проводили в музее массу бесплатных акций, ярмарок и кинопоказов. Цены на билеты были около 300 рублей. Склоняюсь к мысли, что там у людей нет денег на такой досуг. Им остается только держаться, а нам — не лезть туда со своей дорогой услугой.

Фото: Дарья Малышева/Inc.

О своей нише

Политика очень проста: субарендатор дает нам деньги и гарантию общественного порядка, мы ему — помещение и радость от игры. Не пустим только неадекватов с очевидным намеком на разрушения в музее. Но мы вроде еще никому не отказывали.

На первых порах работало только «сарафанное радио». Сейчас уже много посетителей из соцмедиа, но точно не от коммерческой рекламы. В Питере

реклама работает лучше, там время от времени мы запускаем рекламные акции.

Неплохой доход приносит сдача автоматов в аренду для городских фестивалей: самый крупный и узнаваемый — Пикник «Афиши». Цены на аренду — как на современные автоматы: 30 тыс. рублей в день за автомат. Вычтите из этого 9 тыс. рублей за транспорт и около 7 тыс. рублей на монтажные работы и техническое сопровождение. Остальное — наш доход.

Мы планируем открыть филиал музея в Берлине,  но там больше вопросов, чем ответов. Видимо, поедем с временной выставкой, а дальше будет видно.

Фото: Дарья Малышева/Inc.
Рассылка журнала Inc.
Подпишитесь на самые важные материалы о бизнесе
и технологиях в России