Придумать • 28 сентября 2023

Выгул здесь и сейчас: как молодая предпринимательница создала сервис для собак и их хозяев

Выгул здесь и сейчас: как молодая предпринимательница создала сервис для собак и их хозяев

Текст: Наташа Покровская

Фото: Виктор Юльев для Inc. Russia


Мария Малвинская начала строить карьеру еще в студенчестве: на последних курсах вуза она подрабатывала переводчиком с немецкого и английского на крупном белгородском предприятии. Окончив обучение, Мария переехала в Санкт-Петербург, и профессию пришлось сменить: найти вакансию, где требовался устный перевод, в северной столице не получалось. Так девушка открыла для себя новую сферу: на протяжении следующих семи лет она работала помощником руководителя в разных компаниях.

Идея запустить свой бизнес пришла Малвинской неожиданно: раньше она никогда не видела себя в роли предпринимателя. Зимой 2020 года Мария завела собаку и вскоре поняла, что из-за работы ей не всегда удобно выходить на регулярные прогулки. Опросив других хозяев, девушка выяснила, что это распространенная проблема. Так появился сервис выгула и передержки животных Vox for dogs.


Vox for dogs в цифрах

35 тыс. руб. — выручка сервиса за 2020 год.

2,5 млн руб. — оборот компании за 2021 год.

3,5 млн руб. — выручка за 2022 год.

5 млн руб. — ожидаемый оборот в 2023 году.

400 тыс. руб. было вложено в маркетинг за всю историю существования проекта.

Источник: данные сервиса



Vox for dogs в цифрах

Источник: данные сервиса


35 тыс.

руб. — выручка в 2020 году.


2,5 млн

руб. — оборот в 2021 году.


3,5 млн

руб. — выручка в 2022 году.


5 млн

руб. — ожидаемый оборот в 2023 году.


400 тыс.

руб. было вложено в маркетинг за всю историю существования проекта.

Большие путешествия

Мария Малвинская родилась в Харькове, однако город так и не успел стать для нее по-настоящему близким: отец девушки был военным, поэтому семья постоянно переезжала: «Я даже не могу сказать откуда я, этот вопрос ставит меня в ступор, потому что на каждом новом месте я прожила, наверное, не больше четырех лет», — говорит предпринимательница.

Сменив несколько городов и стран, Мария поселилась в Белгороде, где в 2009 году поступила в Институт межкультурной коммуникации и международных отношений на лингвиста. На четвертом курсе Малвинская начала работать по профессии: ее пригласили переводчиком с немецкого и английского на завод по производству хозтоваров «Биосфера полимер». Предприятие закупало иностранное оборудование, и чтобы общаться с представителями компаний-поставщиков были необходимы посредники, которые знают язык. «Мне было очень интересно, я действительно классно проводила время на работе, — вспоминает она. — Это был ценный опыт».

На заводе Мария проработала до окончания университета в 2014 году. Затем она переехала в Санкт-Петербург и вышла замуж.

В северной столице Малвинская также хотела найти работу по специальности, но ничего не получалось: «Все вакансии, которые я находила, подразумевали письменные нотариальные переводы в каком-нибудь агентстве, а это мне было совершенно неинтересно, — говорит предпринимательница. — Тогда я начала искать просто что-то связанное с языками». Так переводчица пришла в немецкую компанию товаров для дома KARE Design помощником руководителя и одновременно менеджером по франчайзингу.

«Я снова много путешествовала по России, потому что мы открывали магазины в разных городах, узнавала что-то ценное и полезное о бизнесе и франчайзинге. Кроме того, я постоянно общалась с начальником на немецком — для меня это был полезный опыт, а ему было приятно, что в чужой стране есть с кем поговорить на родном языке»

«Я снова много путешествовала по России, потому что мы открывали магазины в разных городах, узнавала что-то ценное и полезное о бизнесе и франчайзинге. Кроме того, я постоянно общалась с начальником на немецком — для меня это был полезный опыт, а ему было приятно, что в чужой стране есть с кем поговорить на родном языке»

Проработав год в KARE Design, Малвинская ушла в питерскую сеть люксовых бутиков BABOCHKA.

«Мне был очень интересен мир высокой моды, я все это романтизировала, представляла, что будет как в фильме „Дьявол носит Прада“, но на самом деле это был ад. Фэшн-сфера — это всегда тяжело, всегда связано с какой-то токсичной атмосферой. Мне нравилась идея причастности к модной индустрии, и я продержалась там целых два года (обычно ассистенты бежали оттуда уже через шесть месяцев)».

В 2018 году Малвинская стала помощником сооснователя food-tech стартапа Grow Food Даниэля Гальпера. «После работы в фэшн-индустрии я как будто бы попала в другой мир. Я была в шоке: люди друг с другом разговаривают, дружат», — рассказала она.

Лучший друг человека

Зимой 2020 года жизнь Марии кардинально изменилась: она развелась с мужем. Чтобы проще было пережить расставание, девушка завела щенка.

«Собака мне очень помогла: она в тот момент была моим единственным другом. Такие работы, как у меня, не подразумевают наличие друзей… Даже то, что у меня была какая-то личная жизнь, скорее, было случайностью (она появилась до того, как я начала карьеру)».

После развода у Малвинской произошла переоценка ценностей: «Я начала больше думать о себе», — поделилась она. Тем не менее Мария не спешила бросать работу.

Grow Food, по словам предпринимательницы, занимал большую часть ее времени, и когда настала пора приучать собаку к улице, Малвинская поняла, что иногда ей тяжело с ней гулять.

«У меня началось что-то типа депрессии: пока у тебя щенок, все так радужно: не надо выходить на улицу, потому что животное еще находится на карантине. Но люди же для того и заводят собаку — чтобы с ней гулять! Я начала думать, что, может быть, я плохая хозяйка».

«У меня началось что-то типа депрессии: пока у тебя щенок, все так радужно: не надо выходить на улицу, потому что животное еще находится на карантине. Но люди же для того и заводят собаку — чтобы с ней гулять! Я начала думать, что, может быть, я плохая хозяйка».

Малвинская задалась вопросом, есть ли другие люди с похожей проблемой. Она начала проводить опросы в тематических группах и чатах и анализировать полученную информацию.

«Люди разбились на два лагеря. Кто-то говорил, не стоит заводить собаку, если у тебя нет времени гулять, а кто-то, наоборот, писал, что классно было бы, если бы какой-то сервис мог помочь, если ты занят или, например, в отпуске».

По словам предпринимательницы, такого решения на рынке не было. «Были сервисы наподобие „YouDo“, где надо искать исполнителя, договариваться на время, в которое ему будет удобно, и т. д., — объясняет она. — Однако никто не мог предоставить услугу выгула здесь и сейчас». У Малвинской возникла идея исправить ситуацию: открыть свой собственный сервис выгула собак. Главная идея предпринимательницы заключалась в том, чтобы исполнитель приходил к клиенту уже через 15 минут после заявки.

Действительно нужно

Осенью 2020 года предпринимательница перешла от мыслей к действиям. Сервис решено было назвать Vox for dogs. Малвинская сделала сайт и настроила на него таргетированную рекламу из Instagram* (принадлежит компании Meta, деятельность которой запрещена на территории РФ).

«Я предлагала людям пять бесплатных выгулов в обмен на заполнение небольшой анкеты: надо было оставить контакты, указать свое имя, кличку собаки, породу и причину, по которой владелец не успевает с ней гулять. Пришли около 100 заявок. Я познакомилась с этими людьми и рассказала, что сервиса еще нет, но они получат обещанное, когда он будет».

Предпринимательница посвятила Vox for dogs почти все свободное время, параллельно оставаясь в Grow Food. «Мой руководитель Даня сильно меня поддержал: я сразу сообщила, что работаю не только с ним, но еще и над проектом, он был в восторге, — поделилась она. — Когда серьезный бизнесмен говорит, что твоя идея крутая, это очень мотивирует».

Малвинская хотела, чтобы ее продукт был понятным и доступным без сложной «операционки». Решено было сделать упор не на сайт, а на Telegram, и в октябре 2020 года Мария самостоятельно создала алгоритм с простым названием «Бот для твоей собаки». С помощью бота можно было в несколько касаний оставить заявку на выгул, оплатить услугу и поделиться фидбэком.

Прежде чем запускать сервис, необходимо было найти исполнителей, и здесь на помощь предпринимательнице пришла коллега из Grow Food. «Я привлекла оператора из нашего кол-центра, чтобы она помогла мне нанять выгульщиков», — вспоминает предпринимательница. По ее словам, за месяц удалось собрать 1 тыс. человек. На рекрутинг Малвинская потратила около 100 тыс. руб. собственных сбережений.

Официальный запуск бота состоялся 9 ноября 2020 года, и вскоре стало понятно, что молодому стартапу не нужно такое количество выгульщиков.

«За первые два месяца у нас было выгулов 50, что сильно меньше числа людей, которые были готовы с нами работать. Мы договаривались со всеми на сдельную оплату, но заказов пока что не было. Выгульщики почему-то не хотели ждать: им не нужно было ничего платить за то, что у нас с ними договор, они ничего не теряли, но все равно начали „отваливаться“. Кого-то мы отсеивали сами. Кто-то вообще думал, что мы какие-то мошенники. Так за несколько месяцев у нас осталось около 100 человек».

Тем не менее гипотеза Малвинской подтвердилась — на услугу был спрос. Правда, изначальный замысел (выгульщик должен был приходить за 15 минут) оказался трудно осуществимым и временной интервал увеличили до получаса.

«Конечно, мы пока что были в минусе, но я поняла, что моя идея работает», — отметила она. 2020 год Vox for dogs закрыл с оборотом в 35 тыс. руб. при затратах на маркетинг примерно в 100 тыс. руб.

На старте услуга выгула стоила 329 руб. (за 40 минут). «Исполнителям мы отдавали 220 руб. — то есть большую часть», — отметила предпринимательница.

Несостоявшееся партнерство

Клиенты в основном приходили благодаря таргетированной рекламе в Instagram* (принадлежит компании Meta, деятельность которой запрещена на территории РФ). Весной 2021 года Малвинская разместила объявления в лифтах одного из питерских ЖК: «На эту кампанию мы потратили около 70 тыс. руб., и по ней к нам пришли целых два человека, — иронизирует Мария. — Зато они с нами по сей день».

По словам предпринимательницы, сервис вышел в плюс примерно через шесть месяцев — к лету 2021 года (данные о прибыли Vox for dogs не раскрывает). При этом вплоть до октября Малвинская все еще работала помощником Даниэля Гальпера. «В какой-то момент я поняла, что хочу заниматься только своим стартапом, — рассказала она. — Хотелось полностью посвящать время ему, и осенью я покинула Grow Food».

Той же осенью Гальпер познакомил Малвинскую с маркетологом Олей Андриенко, которая вскоре стала ее партнершей.

«Оля завела собаку, и ей стало интересно все, что с этим связано. Она начала задумываться о том, чтобы создать свой бизнес, связанный с чем-то „собачьим“. Даня рассказал ей обо мне и моем проекте. Он сказал, что, возможно, у нас получится какая-то синергия. Так и вышло. Мы начали работать вместе в августе 2021 года: сделали мини-команду (в ней были SMM-менеджер, таргетолог и менеджер по работе с блогерами) и стали усиленно заниматься аккаунтом в Instagram*».

Vox for dogs сменил маркетинговую стратегию и фирменные цвета и начал закупать рекламу у блогеров. Кроме того, партнерши открыли новое направление — Москву (на это ушли примерно 50 тыс. руб.) По словам Малвинской, за месяц работы с Андриенко Vox for gods удалось удвоить выручку. По состоянию на конец 2021 года оборот компании вырос до 2,5 млн. руб., что почти в 72 раза больше выручки за прошлый год. На маркетинг за год были потрачены 250 тыс. руб.

Потерять всех

Полноценно войти в партнерство Андриенко так и не успела: в феврале 2022 года началась «военная спецоперация», которая полностью перевернула планы предпринимательниц.

«Еще до февральских событий Оля переехала в Арабские Эмираты и мы хотели туда расширяться. У нас были наполеоновские планы. У меня были уже куплены билеты в Дубай, как сейчас помню, на 13 марта. Были запланированы несколько встреч с потенциальными инвесторами, которые, после 24 февраля, естественно, отложили переговоры на неопределенный срок. Настало время шока и паники: было непонятно, что станет с бизнесом дальше».

С началом кризиса Vox for dogs поднял цену на услуги до 480 руб., при этом время прогулки увеличилось до 60 минут. «Очень большая часть наших клиентов ушла, потому что аутсорсить выгул собаки на постоянной основе обычно позволяют себе люди с достатком выше среднего, — это все-таки услуга из разряда премиальных, — рассказала Мария. — Многие из таких людей почти сразу покинули страну». Несмотря на это, по словам предпринимательницы, были и те, кто перестали пользоваться сервисом из-за повышения цен. В феврале количество заказов сократилось в четыре раза.

Вскоре после начала СВО Андриенко пришлось покинуть проект: «Оля не могла больше сотрудничать с Россией из-за репутационных рисков — она работала в международной компании, — объяснила Малвинская. — Мы так и не успели официально оформить партнерские отношения: остались хорошими друзьями».

В середине марта 2022 года на территории России заблокировали Instagram*, который был основным каналом для рекламы сервиса. В том же месяце прибыль проекта сократилась в пять раз.

«Денег катастрофически не хватало, и я начала продавать имущество. Я продала буквально все брендовые вещи, которые у меня были еще со времен работы в BABOCHKA. К тому моменту я не видела во всех этих вещах особой ценности: единственное, чего мне было действительно жалко, — это сумка Louis Vuitton, которую Даня Гальпер подарил мне, когда я уходила из Grow Food. Пришлось ее продать, и было очень грустно — не из-за того, что вещь брендовая, а потому что она много для меня значила. На деньги с ее продажи я жила еще два или даже три месяца».

К маю 2022 года предпринимательница расформировала команду, собранную вместе с Андриенко, так как пиариться в Instagram* стало невозможно, а реклама в других соцсетях не давала такой эффективности. Зарплаты Малвинская платила из собственных денег. Она даже начала подрабатывать на фриланс-площадках: делала сайты и боты, давала консультации по бизнесу.

По словам Марии, дела начали постепенно улучшаться летом. «Люди, видимо, немного расслабились, начался сезон отпусков, стали появляться заявки на передержку», — говорит она.

Держаться на плаву

Еще не успев окончательно восстановиться, в сентябре 2022 компания столкнулась с новым ударом: началась мобилизация российского населения, которая повлекла за собой логичный отток кадров.

«Мы потеряли очень много выгульщиков, при том что 80% из них — девушки (видимо, они уезжали вместе со своими парнями). Нам приходилось отказывать клиентам, потому что просто некому было гулять. Временной интервал между приемом заявки и началом оказания услуги вырос до 60 минут».

«Мы потеряли очень много выгульщиков, при том что 80% из них — девушки (видимо, они уезжали вместе со своими парнями). Нам приходилось отказывать клиентам, потому что просто некому было гулять. Временной интервал между приемом заявки и началом оказания услуги вырос до 60 минут».

В октябре Малвинская привлекла рекрутера и сервис начал активно искать новых исполнителей, к зиме ситуацию удалось стабилизировать. Оборот компании за 2022 год составил 3,5 млн руб., при этом расходы на маркетинг значительно снизились — за год в рекламу было вложено всего 50 тыс. руб.

В начале 2023 года Vox for dogs ощутил силу «сарафанного радио», и клиентский поток снова стабилизировался даже без маркетинговых вложений: «Клиенты начали все более активно рассказывать о нас друзьям», — говорит предпринимательница.

Увеличение числа рекомендаций от пользователей сервиса Мария также связывает с ростом популярности домашних животных. По оценкам Малвинской, в 2023 году компания должна выручить около 5 млн. руб.

«После всех этих событий многие люди завели собаку, чтобы чувствовать поддержку. К тому же люди были вынуждены отказаться от привычного образа жизни, который препятствовал тому, чтобы завести животных, от частых поездок за границу например. Из-за политической обстановки у нас осталось не так много радостей, а собака — это мощный заряд эндорфинов каждый день».