Как себя чувствует рынок онлайн-образования и можно ли на нем хорошо зарабатывать?

Обсудить • 26 ноября 2025

Как себя чувствует рынок онлайн-образования и можно ли на нем хорошо зарабатывать?

Как себя чувствует рынок онлайн-образования и можно ли на нем хорошо зарабатывать?


Если во время пандемии рынок онлайн-образования, EdTech, рос рекордными темпами, то к 2025 году он сбавил обороты. Во II квартале выручка топ-100 компаний выросла всего на 10% — это минимальный показатель с конца 2022 года. Разбираемся с экспертами, почему так происходит.

Если во время пандемии рынок онлайн-образования, EdTech, рос рекордными темпами, то к 2025 году он сбавил обороты. Во II квартале выручка топ-100 компаний выросла всего на 10% — это минимальный показатель с конца 2022 года. Разбираемся с экспертами, почему так происходит.

Денис Сметнев

сооснователь онлайн-школы Skyeng и маркетингового агентства uForce

Есть непопулярное мнение, что EdTech — это не бизнес, где можно «заработать состояние». А, как говорил Медведев, — «призвание, куда не за деньгами идут».

У этого есть несколько причин:

  1. Доступность. Любой преподаватель или менеджер может запустить свои курсы и стать микропредпринимателем. В долгосроке это рынок совершенной конкуренции.
  2. Низкий порог входа. Тому же простому менеджеру достаточно базовых навыков организации людей и настройки рекламной кампании в директ. Нажать несколько кнопок и что-то попытаться собрать можно уже здесь и сейчас, поэтому игроков становится всё больше.
  3. Сам рынок невелик. Об этом мало кто говорит, но те же рынки эзотерических услуг и беттинга на порядок (а то и два) больше, чем рынок частного эдтеха. А на маленьком рынке с большим количеством конкурентов… заработать куда сложнее.
  4. Времена изменились. Как бы грустно не звучало, но рынок сильно трансформировался. 13 лет назад, когда я начинал заниматься Skyeng, такой конкуренции не было.

Поэтому, если человек от процесса обучения удовольствия не получает, то ему остаётся довольствоваться невысокой прибылью.

Дарья Рыжкова

сооснователь Smart Ranking

Денег нет, но вы держитесь

Денег нет, но вы 
держитесь

До 70% рынка завязано на кредитных программах, поэтому повышение ключевой ставки резко сократило доступность платного образования. Люди принимают решение об оплате неохотнее, дольше думают и чаще отказываются от покупки.

Из-за этого формируется новая «сберегательная модель»: россияне чаще держат деньги на депозитах, а не тратят их на обучение. При рекордно низкой безработице мотивация переучиваться снижается, так как образование перестало восприниматься как способ удержаться на рынке труда.

IT больше не драйвер

Когда-то именно IT-курсы тянули рынок вверх, но интерес к профессиям разработчиков и аналитиков заметно упал. Сейчас, по нашим наблюдениям, в моде другие сегменты — детские программы (подготовка к экзаменам, homeschooling, языковые курсы) и короткие курсы по работе с нейросетями. Только в 2025 году AI-направление добавит около 5 млрд руб., но и этот эффект может оказаться краткосрочным.

Что меняют компании

Сегодня игроки запускают СПО (онлайн-колледжи), совместные программы с вузами. Параллельно с этим снижают косты: автоматизируют проверку заданий, создание курсов, методички. AI уже стал привычным инструментом — он снижает издержки и помогает удерживать маржинальность.

Главная метрика сейчас — удержание студента. Компании больше работают на результат. При этом все чаще фокус смещается на B2B: корпоративные программы, upskilling и reskilling, партнерства с работодателями. Там экономика устойчивее и LTV выше.

Гибкость — новое преимущество

Гибкость — новое
преимущество

Лучше чувствуют себя компании, которые делают ставку на сильный контент и собственное сообщество. Как и раньше, снова хорошо работает сарафанное радио: когда студенту нравится обучение, он советует курс другим.

В условиях, когда маркетинг дорожает, выигрывают и те, кто гибко реагирует на рынок: быстро тестируют форматы, внедряют AI и перестраивают продукт.

Что дальше

В последнее время мы смотрим на рынок скорее пессимистично — но обычно все оказывается чуть лучше, чем мы думаем. Пока прогноз такой: в 2025 году будет рост около 15%. Чтобы было больше, нужна более низкая ключевая ставка — 10–12%. Также может сыграть не последнюю роль массовое внедрение AI, которое позволит совместить масштаб и персонализацию обучения.