Обсудить • 3 декабря 2025
Можно ли построить прибыльный бизнес на товарах и услугах для людей с инвалидностью — или это всегда про миссию, а не про деньги?
Можно ли построить прибыльный бизнес на товарах и услугах для людей с инвалидностью — или это всегда про миссию, а не про деньги?


Екатерина Карасева
основатель сервиса «Поза 24/7» по подбору, аренде и настройке инвалидных колясок, протезов и других средств реабилитации
Если у бренда нет понятной миссии, которую он транслирует аудитории, бизнес нередко начинает угасать. Людям важно чувствовать ценность, стоящую за продуктом или услугой.
В какой-то момент у предпринимателя наступает этап, когда деньги перестают быть единственной мотивацией: их становится достаточно, а вот смысл — теряется.
Но здесь важно понимать: если предприниматель ориентируется только на миссию, без проработанной бизнес-модели, то масштабирования, увы, не происходит. Практика показывает: когда миссия ставится выше управленческих и стратегических компетенций и приоритетов, проект часто остается «междусобойчиком» — полезным, но небольшим.
Если же миссия у предпринимателя действительно масштабная — изменить отношение общества, повысить лояльность государства, продвинуть инклюзивные практики, — то без бизнес-инструментов этого не добиться. Для системных изменений нужна структура, стратегия, устойчивые финансовые модели.
Я вижу и другой тип предпринимателей — чаще это мужчины, — которые строят компании чисто по бизнес-логике. У них тоже есть миссия, но она не явная, не ключевая. Они выстраивают процессы, управляют цифрами, и такие компании часто демонстрируют высокие результаты по обороту и прибыли. Женщины-предприниматели, наоборот, чаще уходят в миссийность, и создают сильные, но локальные проекты, успешные в рамках региона или конкретной социальной идеи.
Если цель — масштаб, реальное влияние на общество, государство, культуру восприятия инвалидности, бизнес-мышление должно быть ведущим. А миссия — тем внутренним стержнем, который задаёт направление.

Харламов Андрей Васильевич
заместитель Генерального директора по развитию дилерской сети AVIOR — компании, создающей транспортные решения для маломобильных граждан
Сегодня рынок решений для людей с инвалидностью — это не только гуманистическая повестка. Это огромный пласт инфраструктуры: транспорт, навигация, сервис, оборудование, цифровые решения. И экономики в нём гораздо больше, чем принято думать.
Государственные программы обновления транспорта, закупки для соцслужб, развитие инклюзивной городской среды — всё это создаёт устойчивый спрос. Преграда одна: «вход» в эту отрасль дорогой. Это технологии безопасности, сертификация, обучение персонала, высокая ответственность. Заработать здесь можно, но только долгой игрой — через доверие, стандарты и сервис.
Компании перестают воспринимать инклюзивные решения как отдельную категорию. Сейчас запрос звучит иначе: «Сделайте продукт универсальным, комфортным для всех».
В транспорте это особенно заметно. Городам нужны автобусы, где могут ехать и родители с колясками, и пожилые люди, и пассажиры на инвалидных колясках. Когда мы представили AVIOR Care, это было не про «социальный автобус», а про современный стандарт перевозок. И именно поэтому к модели проявили интерес не только профильные организации, но и коммерческие перевозчики: универсальность повышает загрузку и снижает риски.
Маржинальность таких проектов формируется там, где есть:
И бизнес всё чаще смотрит в эту сторону не из альтруизма, а потому что это выгодно. Инклюзивная инфраструктура — это не благотворительность, это зрелость рынка.
Парадокс в том, что самая прибыльная стратегия здесь — не выделять людей с инвалидностью из общей аудитории, а создавать решения, которые одинаково удобны всем.

Андрей Давидюк
генеральный директор «Моторика»
Это в первую очередь комплексный вопрос. Миссия нашей компании — помочь как можно большему количеству людей. Но, чтобы поставить помощь на поток, нам нужно быть уверенными в своих собственных силах. Прибыльный и коммерчески успешный бизнес — это показатель зрелости индустрии. За последние 10 лет российские ассистивные технологии сформировались в отдельную индустрию. В ближайшие годы мы способны стать трендсеттерами также для мировых лидеров. Индустрия ассистивных технологий в России растет в среднем на 14% в год, что опережает общемировые показатели и по прогнозам темпы роста сохранятся.
Зрелость индустрии — это заслуга исследователей, сотрудников производства, которые постоянно пытаются изобретать что-то новое и пользователей, выбравших именно нас благодаря качеству нашей продукции и индивидуальному подходу к каждому. Также государство успешно реализует комплекс мероприятий по развитию индустрии.
Согласно аналитике «Технологий Доверия» (экс PwC) в России 37,6 млн потенциальных пользователей ТСР (технических средств реабилитации). Речь не только о протезах верхних конечностей, но и колясках, нейростимуляторах, ортезах и многом другом. Среди них 11 млн. людей с инвалидностью. Поэтому не нужно думать, что люди с инвалидностью это что-то не про нас. Это часть жизни, с которой человек может столкнуться в любой момент.