Зачем нужен журналист, если ChatGPT пишет быстрее и дешевле?

Обсудить • 1 декабря 2025

Зачем нужен журналист, если ChatGPT пишет быстрее и дешевле?

Зачем нужен журналист, если ChatGPT пишет быстрее и дешевле?

Обложка

Нейросети уже пишут новости, транскрибируют интервью и адаптируют контент под разные форматы. Редакции сокращают штаты, а читатели все чаще идут за информацией не на сайты СМИ, а в ChatGPT. Мы спросили тех, кто работает с ИИ ежедневно: это угроза или возможность?

Нейросети уже пишут новости, транскрибируют интервью и адаптируют контент под разные форматы. Редакции сокращают штаты, а читатели все чаще идут за информацией не на сайты СМИ, а в ChatGPT. Мы спросили тех, кто работает с ИИ ежедневно: это угроза или возможность?

Илья Носырев

Илья Носырев

редактор отдела производства контента РБК

ИИ для журналистов не вызов, а возможность. Те, кто научится правильно работать с ИИ, смогут создавать СМИ, где людей нужно в пять раз меньше, чем сейчас.

В работе с ИИ еще больше нужны очень хорошие редакторы, которые будут проверять тексты на предмет галлюцинаций и переписывать статьи человеческим языком. В российских медиа пока не в полной мере оценили потенциал нейросетей: они поручают искусственному интеллекту то, что как раз должен делать человек: придумывать заголовки или заниматься аналитикой. Так делать нельзя, ведь нейросеть не создает оригинальные идеи, она может лишь скомпилировать уже озвученное. Однако те, кто правильно внедрит ИИ, вырвутся вперед.

Руслан Салахбеков

Руслан Салахбеков

журналист

ИИ уже освобождает журналиста от части рутины. Помогает в поиске информации, в переводе с языка на язык. Нейросеть может помочь сделать по крайней мере черновую работу, а человеку останется только перепроверить и отредактировать текст. Конечно, есть недостатки, но похожие недостатки я вижу, к сожалению, едва ли не в половине текстов, написанных журналистами и тем более блогерами.

Кликов и трафика новые GPT-сервисы, конечно, лишают. Традиционные медиа на это уже жалуются. Но мы как потребители всегда ищем удобства и мы его находим. Зачем ходить в СМИ за информацией, если ее уже вытащила нейросеть? И если мы раз за разом убеждаемся, что она делает это корректно?

Трудно сказать, закономерное это развитие привычных СМИ или нет. Были уже предположения, что в будущем «будет одно сплошное телевидение», — подобные прогнозы появляются и по поводу других новых технологий. С одной стороны, почему бы и нет, если такие диалоги удобны пользователю. С другой — видели мы уже многое и разное, но не всегда одно вытесняет другое. И телевидение по-прежнему востребовано, и даже печатные СМИ, которые хоронят столько, сколько я себя помню.

Мария Гусарова

Мария Гусарова

шеф-редактор «Инка»

Журналисту сегодня совершенно необходим навык промпт-инженера, хотя бы базовый, чтобы составлять корректные запросы для ИИ. Это в разы ускоряет создание статей, любых, новостных и аналитических, экономит время. Но ИИ — это как очень сообразительный, шустрый и исполнительный, но совершенно неопытный студент-стажер. Так что пусть пока ИИ будет новостным поводом, а не писателем этих самых новостей. О повышении поговорим с ним лет эдак через 10.

Новости вокруг тебя, хочешь ты этого или нет. Одним чат-ботом ты физически не сможешь ограничиться — а как же телевизор, друзья, другие каналы и соцсети? Эта информация поступает в голову иной раз помимо желания. И работающие с новостями люди обычно открыты для этого потока, проверяя и по возможности используя всю входящую информацию; случайно замеченную на экране соседа в метро публикацию, объявление на доме, рекламу между сериями какого-то шоу, и так далее. Чат-бот же зачастую просто упорядочивает большой объем информации по требуемым направлениям — это облегчает поиск, но не ограничивает получение новостей.

Андрей Нестеров

Андрей Нестеров

эксперт по стратегическому маркетингу и цифровой трансформации

Главный риск для отрасли сегодня — не падение доходов, а размывание смысла. ИИ-алгоритмы уже производят тексты, но не создают идей. Многие российские редакции активно используют нейросети, но лишь единицы внедряют этически проверенные алгоритмы.

Это создает новую дилемму: скорость против достоверности, поток против стиля. Я часто вижу это в корпоративных коммуникациях — все написано правильно, но ни одно слово не хочется дочитать до конца. Проблема не в технологиях, а в том, что машины не знают, что такое доверие.