Взлететь • 31 октября 2025

Помните, как мы продавали наклейки с поп-звездами в школе? Кто-то — за ту же стоимость, что в обычном канцелярском магазине, а кто-то — со 100% наценкой. Цветные закладки, ластики и карточки с милыми животными — высокомаржинальный товар, когда вам 10 лет.
Взрослые часто не воспринимают всерьез предпринимательскую жилку, которая есть у детей и подростков, а зря. Многие из них начинают зарабатывать на своем деле еще до получения паспорта в 14 лет.
«Инк» пообщался с теми, кто попал в новый российский бизнес-рейтинг — «20 до 20» — и узнал, как победителям удалось реализовать бизнес-план, написанный на полях школьной тетрадки.
Почти пять назад PwC и Фонд «Общественное мнение» (инФОМ) проводил любопытный опрос: больше половины россиян тогда не хотели бы иметь собственный бизнес, зато надеялись, что предпринимателями станут их дети или внуки. Согласно исследованию аналитического центра НАФИ, 83% подростков тогда считали предпринимательство привлекательным. Причины этой привлекательности — высокий социальный статус предпринимателей (так считали 78% опрошенных), независимость (51%), возможность заниматься любимым делом (45%) и получать большой доход (42%).
С тех пор тенденция только усилилась. По данным «Известий», с начала 2025 года по май число индивидуальных предпринимателей в возрасте до 18 лет выросло до 13,2 тыс. человек (на конец прошлого года их было на 700 меньше — 12,5 тыс., подсчитали в «Корпорации МСП», годом ранее таких числилось 12,2 тыс. человек).
Недавно Ozon подвел итоги конкурса «20 до 20» — программы, которая отмечает молодых предпринимателей. В списке победителей — школьники и студенты, сумевшие превратить хобби и увлечения в проекты, приносящие прибыль. Кто-то открыл сеть пунктов выдачи заказов, кто-то запустил производство керамики, чтобы поддержать семью. Кирилл Численький, Виктория Мельникова и Геогрий Григорян рассказали нам свои истории.
Минеральные Воды

Георгий Григорян начал развивать свое дело не из желания стать предпринимателем. Когда ему было 14 лет, его семья попала в непростую ситуацию — отец потерял бизнес. Тогда Георгий решил, что должен помочь семье. Он проанализировал нишу керамических изделий, оценил рынок: спрос, предложения конкурентов, свои возможности. «Запустить производство — рациональное решение. Я много читал, изучал вопрос. В интернете достаточно материала, который позволяет узнать больше о предпринимательстве, почти все я почерпнул оттуда», — рассказывает предприниматель.
Он начал с малого: лепил кувшины, сувениры и посуду. Первые работы делал вручную, экспериментировал с материалами и обжигом. «Многие говорили, что ничего не выйдет, что я слишком молодой, — вспоминает он, — но я в этом видел только плюсы».
Позже он зарегистрировался на маркетплейсах. Его изделия начали заказывать не только в Ставропольском крае, но и в других городах России, а позже — в странах СНГ.
Сейчас Георгию 18. Его керамика поставляется в рестораны и сувенирные лавки, а сам он управляет небольшим производством. Заказов у его компании много, спрос постоянно растет — иногда команда Георгия за ним не успевает. «Чтобы достичь больших результатов, надо жертвовать: кто-то жертвует деньгами, кто-то — временем. Я пожертвовал своей молодостью, общением со сверстниками и много чем еще, но абсолютно не жалею», — рассказывает он.
Вологодская область

Кирилл Численский загрузил свое первое видео на YouTube в 6 лет. В гаджетах он отлично разбирался с детства: «Для родителей я выступал как проводник в мир техники — всему их учил. Еще в начальной школе мне было интересно наблюдать, как интернет меняется на глазах: от олдскульных форумов и чатов для гиков — к социальным сетям и большим платформам. Мое детство и юность прошли на пике развития web 2, я рос вместе с интернетом», — вспоминает Кирилл.
В 10 лет Кирилл создал паблик по дизайну «ВКонтакте»: он выкладывал туда полезную информацию и материалы для дизайнеров, зарабатывая на рекламе. Через год он собрал команду дизайнеров — и все они были старше его.
Сейчас у него в команде работает проджект-менеджер, который учится в 9 классе, сотрудничать они начали еще два года назад. «Он умеет отлично структурировать работу, не нарушает сроки, в целом, он очень ответственный. Возраст здесь не имеет никакого значения, главное — желание», — рассказывает предприниматель.
В 14 лет Кирилл стал самозанятым. Он начал снимать городские фестивали, концерты, монтировать видео и постепенно собирать портфолио. Первые заработанные деньги он инвестировал в открытие брокерского счета и криптокошелек.
После девятого класса Численский решил сделать шаг в сторону офлайн-предпринимательства — открыл пункт выдачи заказов Ozon. Семья помогла оформить документы через эмансипацию (это процедура признания подростка, достигшего шестнадцати лет, полностью дееспособным с согласия родителей. — Прим. ред.), и уже через два месяца заработала вторая точка. Через год у Кирилла была сеть из пяти ПВЗ. И хотя не все локации были успешными, некоторые из них стали приносить стабильный доход.
Работа с ПВЗ подтолкнула Кирилла глубже изучить e-commerce. Он запустил онлайн-магазин и мини-бренд Zelvy, занимавшийся продажей аксессуаров для смартфонов под собственной маркой и даже организовал несколько поставок из Китая. Проект имел потенциал, но из-за экзаменов, других проектов и нехватки времени его пришлось приостановить. Теперь, переехав в Петербург, Кирилл готов перезапустить проект.
LVL FEST — это нетворкинг, 8-битная эстетика и русские народные мэшапы. Проект развивается в Череповце и уже выходит на площадки Москвы и Петербурга. Команда идет в ногу с трендами, которые популярны сегодня и даже предугадывает, что станет актуальным завтра. «Мы анализируем тенденции, следим за TikTok, стараемся узнавать обо всем первыми, чтобы каждая вечеринка LVL FEST была частью современного культурного кода, ритма времени», — рассказывает Кирилл.
Пиксельный стиль — основа визуального кода бренда: пиксельные игры и графика отсылают к названию LVL («уровень»), символизируя рост, переход на новый этап и постоянное движение вперед.
Сейчас команда работает над мобильным приложением для промоутеров: пользователи смогут участвовать в игре, зарабатывать внутреннюю валюту и обменивать ее на билеты, подарки и мерч. «С этим мы пришли в один крупный банк, наша идея им понравилась. Сейчас готовим совместный проект», — отмечает Кирилл.
В этом году Кириллу исполнилось 18 лет. Он продолжает развивать сеть партнерских пунктов выдачи и занимается продакшном на YouTube. Но на этом он не останавливается — сейчас Кирилл работает над новым IT-стартапом «ОНАКИО» — платформой для предпринимателей, которая объединит в одном окне всё, что нужно для запуска и ведения бизнеса: оплату, оформление, витрину с товарами, аналитику и инструменты продаж.
Ямало-Ненецкий автономный округ

Прежде чем открыть свой бизнес, Виктория Мельникова попробовала себя в разных творческих сферах. В 14 лет со своей первой зарплаты она купила графический планшет, потом начала вышивать: разбиралась в различиях между синтетическими и натуральными нитями, училась перенастраивать швейную машинку и подбирать стабилизатор (специальная ткань которая подкладывается под ткань с вышивкой, чтобы та не съехала. — Прим. ред.).
Первые изделия Виктория создавала под брендом «Северные нити». Значки, брелки, сумки с северными орнаментами, одежду и игрушки она продавала в своей группе «Вконтакте». «Потом мы начали ездить по ярмаркам, которые приурочены к большим праздникам, и реализовывать товары там — это стало основным каналом продаж», — вспоминает Вика.
В 18 лет девушка выиграла грант для молодых предпринимателей, полученные 100 тыс. руб. она вложила в материалы и оборудование. У нее появилась возможность экспериментировать — позже она попробовала делать товары из эпоксидной смолы и полимерной глины, также освоила технологии тафтинга (пушистые ковры). В основном это были совы и лисы в северных нарядах, брелки и сувениры. Мама Виктории поддержала ее стремление и начала заниматься сублимационной печатью. Так стол на ярмарках пополнился кружками, термосами, бутылками, косметичками с северным дизайном, который придумывала и отрисовывала Виктория.
Предпринимательница в ближайшее время хочет оформить товарный знак и ИП, в перспективе — предложить сети местных заправок сотрудничество. «Стенд с нашей сувенирной продукцией хорошо встанет на заправках. Человек, заглянувший на север, с удовольствием увезет домой кусочек местного колорита. Брелки с северными мотивами, магниты, кружки — все это пользуется спросом у туристов», — говорит она.