Взлететь

Бизнес-кодекс: Андрей Трубников, основатель Natura Siberica

Анфан террибль российского бизнеса Андрей Трубников начал производить косметику в 1999 году, а в 2003 придумал бренд «Рецепты бабушки Агафьи» — и понеслось. Шестнадцать лет спустя его флагман Natura Siberica конкурирует с мировыми брендами, выпускает тысячи наименований органической косметики и продается в собственной розничной сети и у ретейлеров в 67 странах мира. Несколько лет назад владелец французского бренда косметики Yves Rocher Брис Роше приглашал Трубникова к себе в Бретань, чтобы сделать предложение о покупке крупного пакета акций компании. Трубников в гости съездил, но на предложение ответил отказом, а потом взял и открыл Fresh Spa by Natura Siberica в Москве на Тверской — рядом с флагманским магазином Yves Rocher. В ближайших планах предпринимателя — выйти на западный рынок со своими сибирскими спа-салонами и превратить Natura Siberica во всемирно известный бренд. Андрей Трубников рассказал Inc., почему нельзя брать на работу бывших предпринимателей, за что ненавидит маркетинговые агентства и зачем неделями пьет водку.

О водке и плавании по течению

Я всегда был таким, как сейчас. Даже когда работал на таможне в конце 1980-х. Полтора часа в день, пока ездил на работу в Шереметьево и обратно, всё время смотрел на ботинки людей напротив и пытался представить человека, который в эти ботинки влез. Потом поднимал глаза. Часто ошибался. Наверное, тренировался таким образом, чтобы по чемодану угадывать, кто его владелец.

Мне всё равно, что делать, — косметикой заниматься или гвоздями. Или делать предвыборную кампанию кому-то. Мне было бы интересно даже это. Маркетинг есть маркетинг — меняешь способы продвижения товара, и всё.

Надо плыть по течению, куда лодку твою несёт. Если тебе помогает удача, тогда ты выплывешь. Иначе, когда начинаешь плыть и грести, быстрее или медленнее, получается гораздо хуже.

Я много раз пытался грести против течения — это заканчивалось безобразно, неудачами и крахом. Поэтому, если у тебя закончились вдруг силы, надо просто опустить вёсла и плыть.

Я иногда начинаю пить водку. Могу пить две недели, три. Потом наступает просветление.

Иллюстрация: Александр Черепанов

О деньгах и творчестве

От денег лучше держаться подальше. Многие колдуны и шаманы не берут денег, потому что боятся, что их талант куда-нибудь улетучится. Я видел много дизайнеров, которые начинали заглядываться на деньги — и всё, их талант куда-то пропадал.

Деньги и творчество несовместимы. Как только люди начинают считать деньги, копить, экономить — творчество заканчивается.

The Beatles погубила жадность. Они передрались из-за денег и распались.

Воровство есть везде. Я не думаю, что это только наша беда. У нас просто это как-то бездарно делают, глупо. А за границей люди умные.


Natura Siberica и Андрей Трубников в цифрах:


12,1

млрд руб. — выручка Natura Siberica за 2017 год.


8

брендов косметики и бытовой химии в портфеле компаний Андрея Трубникова.


3

тыс. товарных наименований с лишним выпускаются под марками Трубникова.


67

стран покупают косметику и бытовую химию Natura Siberica.


20

чемоданов с иностранной косметикой недавно привёз Трубников для исследований.

Про лягушку

Трубников уже много лет носит на груди кошелёк из гигантской черной лягушки, который ему подарил главный технолог Natura Siberica Александр Стукалин: «Он ездил на какой-то остров на Филиппинах или в Индонезии. На этом острове водятся такие лягушки, и там их продают как сувениры. Больше я таких нигде не видел. Мне ещё вторую оттуда привезли, я её сыну подарил». Внутри лягушки Трубников хранит разные дорогие ему вещи: «Амулетики всякие, нефритового божка — и немножко денежек на удачу». Периодически основатель Natura Siberica мажет лягушку новыми кремами и сыворотками своей компании. Испытания не всегда проходят удачно, и тогда её приходится отдавать на реставрацию, а сам Трубников уже приклеивал на лягушку заплатку из крокодильей кожи.

О дизайне и брендах

Чтобы научиться дизайну, надо много путешествовать. Чему дизайнер научится, если ходит в «Ашан» и «Пятёрочку»? Надо ездить по миру, всё сравнивать — тогда по-другому на всё смотришь, другими глазами.

Коммерческий дизайн отличается от дизайна как современное искусство от того, что художники делают для души. Это совершенно другое направление.

Я натаскиваю дизайнеров на коммерческий дизайн, как собак на трюфели. Мне привели дизайнеров, окончивших известную английскую школу. Они там делали такие дизайны, которые не продашь никому, типа сюрреалистических картин. Но я увидел, что в них что-то такое есть, и теперь их натаскиваю.

Я не шляюсь по магазинам для шопинга. Да, я что-то себе покупаю, но на самом деле просто я постоянно слежу за брендами.

Развитие брендов связано с политикой. Как будто кто-то выбрасывает из центрального офиса новый тренд: сейчас будет модно, например, бороться с пластиком, — и все борются с пластиком.

Борьба с пластиком бессмысленна. Пластик есть и будет. Но если ты не присоединишься к этому тренду, то будешь как белая ворона. Поэтому тебе тоже надо бороться с пластиком. Мы что, шампунь по железным флаконам будем разливать? Или все должны будут приходить в магазин с железными баночками и наливать себе шампунь? Это же утопия!


О партнерах и менеджерах

Я против партнёров в бизнесе. У меня есть партнёр — моя бывшая супруга. Но у нас, во-первых, общие дети, и всё, что она зарабатывает, — это в их интересах. А во-вторых, я ничего не понимаю в финансах и стараюсь ими не заниматься, а она это умеет, поэтому распоряжается деньгами.

Я управляю компанией, иду вперёд, рублю деревья, пробиваю дорогу, а моя бывшая супруга за мной всё это убирает и растаскивает эти деревья в разные стороны. Так и должно быть в бизнесе.

Если у тебя личная жизнь на первом месте, а дело на втором, то после развода и в бизнесе начнутся проблемы. Но когда наоборот, тогда проблемы нет. Если человек и дальше хочет идти с тобой рядом, то почему бы ему не идти?

Людей с предпринимательским опытом ни в коем случае нельзя брать на работу. Хотя некоторые таких любят, считают, что они могут быть полезны.

Я никогда не буду работать в своей компании с тем, кто начал свой бизнес и бросил. Скорее всего, он у тебя всё позаимствует и в конце концов попытается украсть твой бизнес. Хотя у него вряд ли что-то получится.

Все менеджеры, с которыми я работаю, — практики. Они не преподают на всяких дурацких курсах.

Иллюстрация: Александр Черепанов

О маркетинговых агентствах и бизнес-образовании

Маркетинговые агентства — такая же глупость, как курсы повышения квалификации для бизнесменов. Они работают на откатах и нужны только плохим менеджерам, чтобы прикрывать свои ошибки. Они не хотят брать на себя ответственность, поэтому заказывают маркетинговым агентствам исследования. Могут еще им намекнуть, что исследование должно закончиться тем или иным результатом.

Компании совершают ошибки из-за бессмысленных исследований. А потом их еще как кейсы преподают на всяких бизнес-тренингах.

На курсах преподают жулики, которые сами в бизнесе ничего заработать не могут. Они берут иностранную книжку, переделывают на свой лад, издают и начинают зазывать: «Приходите к нам, мы вас научим!». Я ненавижу эти курсы!


Про русского Котлера*

Была такая Российская парфюмерно-косметическая ассоциация, которую Procter&Gamble и остальные международные корпорации основали, чтобы свои бренды продвигать. Никаких функций по защите российских парфюмерных и косметических брендов она не выполняла — только пьянки ежегодные. Как-то я пришёл на такую пьянку, где какой-то дедушка в рваных туфлях с дырками и в грязных штанах танцевал вприсядку. Мне сказали: «Это, знаете, наш русский Котлер, великий профессор маркетинга». Мне сказали, что он — профессор МГУ, читает там лекции по маркетингу. Его можно пригласить за бабки к себе на вечеринку, он будет для тебя танцевать, и ты будешь брататься с русским Котлером. Я спросил: «Что же он себе денег-то не заработает хоть на ботинки нормальные? Позорится в каком-то рванье». Чему меня может научить этот русский Котлер?

* Филип Котлер — самый известный маркетолог в мире, автор множества книг и учебников по маркетингу

Я не могу никого ничему научить. Но я бы тоже мог сказать: «Я начинал в подвале, а сейчас заработал миллиарды. Я вас сейчас научу — у меня есть секретный принцип, только у меня его можно узнать». Ко мне куча дураков записалась бы на лекцию, и я бы им рассказывал всякую ерунду. Если разорюсь, так и сделаю.


О планах на будущее

Я хочу сделать российский бренд, который будет известен во всём мире. Вот и всё. Для этого надо, чтобы получилось в 100 раз больше, чем получилось сейчас. Возможность вырасти есть.

Natura Siberica должна стать национальным брендом, который во всём мире ассоциируется с Россией и Сибирью. Даю себе на это ещё 3 года.

Запад сейчас живёт по инструкции, все ходят в бизнес-школы, креатив там начал хромать. Поэтому у нас есть возможность туда прорваться.

Бизнес трудно удержать в руках, когда он становится слишком большой. Пока что я более-менее справляюсь и понимаю, по какому пути идти.

Мне некому передать бизнес. Наверное, придется продать. Но только за большие бабки.


Про эдакое на пенсии

С возрастом хочется чего-нибудь эдакого. Мне очень нравятся рестораны. У меня были разные идеи. Одна из них — ресторан с полным погружением в какую-нибудь страну. Например, приходишь в ресторан «Маленькая Италия» — там всё итальянское: официанты итальянские, по-русски не понимают, шеф-повар итальянский, вода из Италии, спички из Италии, туалетная бумага из Италии, всё! Ничего русского не допускается. Всё мясо из Италии, курица из Италии, паста делается на месте из итальянской муки. Говорил об этом с одним ресторатором, он сказал: «Ты сумасшедший, и вообще это полный бред. Как ты будешь через таможню возить всё это мясо? Так бизнес не делается, это будет очень дорого, прибыли будет мало». Я этот ресторан мог бы сделать, когда у меня было бы много денег, для своего собственного удовольствия. Сделал бы сеть — «Маленькая Италия», «Маленькая Германия», «Маленькая Бельгия» и что-нибудь ещё. Это было бы интересно! Вот этим я хотел бы на пенсии заняться.