Forbes оценивает состояние Игоря Рыбакова в $900 млн и ставит на 117 место в списке богатейших людей России. Рыбаков и Сергей Колесников основали «ТехноНИКОЛЬ» 25 лет назад, когда учились на третьем курсе МФТИ, а в свободное время занимались кровельными работами. Сегодня компании с выручкой в 70 млрд рублей в год принадлежит 52 предприятия в 7 странах, 5 научных и 18 учебных центров. В 2015 году Рыбаков с супругой Екатериной учредили Институт ускорения экономического развития («Рыбаков Фонд») с капиталом в 1 млрд рублей. Бизнесмен рассказал Inc., как работа с воображением помогает преодолеть боязнь неудачи в новом деле, что общего у своего дела и казино, а также о том, как заразиться предпринимательством.
Россия — классное место для предпринимательства. Здесь один из самых низких уровней конкуренции в мире и практически в каждой нише — куча возможностей.
Чтобы создать бизнес, надо найти то, что тебе нравится, и приносить пользу обществу.
Предпринимательство — жутко заразная история. Заразитесь, устроившись на работу к предпринимателю, который развивает бизнес в вашей сфере. Или окажитесь в бизнес-клубе — «Эквиум», «Физтех family club» или в каком-то другом.
Предприниматель преследует цель без оглядки на контролируемые в моменте ресурсы. Я уверен, что каждый человек с рождения обладает такими способностями, главное — не разучиться в процессе воспитания.
У предпринимателя энергия должна идти изнутри. Деньги и польза миру — это все внешние рефералы. Их можно добиться, если есть внутренняя энергия самоутверждения.
Первую половину жизни я думал, что делать бизнес с друзьями — это ошибка. Теперь я так не считаю.
«РЫБАКОВ ФОНД»
«Институт ускорения экономического развития (Рыбаков Фонд)» — некоммерческая организация Игоря и Екатерины Рыбаковых по поддержке предпринимательства, образования и других некоммерческих проектов. Среди проектов фонда — акселератор Phil.Tech (запущен вместе с бизнес-инкубатором ВШЭ), бизнес клубы «Эквиум» и R2. Private Leaders Club и сообщество «Преактум», объединяющее студентов, лидеров образования и бизнеса и другие.
Чтобы добиться результата, надо просто начать. Некоторые предприниматели, особенно молодые, долго пишут планы, учатся в бизнес-школах, получают MBA — вместо того чтобы просто взяться за дело. Единственный путь к успеху — сделать первый шаг и приступить ко второму, выбрать некую бизнес-модель и проверить ее на практике. Лучшая учеба — та, что основана на реальном опыте.
Негативные привычки — это единственное, что сдерживает людей в бизнесе. Например, привычка откладывать и не делать. Или привычка испугаться и спрятаться в норку. Надо воспитывать в себе позитивные привычки: испугавшись, выходить на простор и идти дальше.
Ошибки неизбежны: учитесь на них, меняйтесь в процессе. Новички имеют преимущества: зачастую свежий, незамыленный взгляд, инновационная идея в том или ином направлении могут дать бизнесу большее value, чем подход старожила-профессионала.
Гениальные идеи, скорее всего, не живут в акселераторе или инкубаторе. Они где-то в гаражах — одном из тех, где родился Microsoft или Apple. «ТехноНИКОЛЬ» тоже родом из гаража. Возможность взглянуть на отрасль свежим взглядом часто важней, чем конкретные компетенции. Стартапы, не разбирающиеся в отрасли, могут находить что-то гораздо лучшее, чем гигантские корпорации.
Не стоит обращаться к государству за поддержкой бизнеса.
Я отношусь к классу «вынужденных предпринимателей». Бизнес появился, потому что нам с Сергеем (Колесниковым, сооснователем «ТехноНИКОЛЬ») хотелось ходить в рестораны и покупать девушкам цветы, — мы искали возможность подзаработать. Мы точно не думали, что станем людьми из списка Forbes, мы тогда про него вообще не знали. Всё получилось естественно: поднимаясь по лестнице и добиваясь очередного успеха, ты позволяешь себе расширить горизонты мечтаний и планов.
После каждого успеха или провала надо повышать планку. Как в казино: каждый раз, когда падаешь, ты стартуешь снова, удваиваешь ставку. И, например, на сороковой раз у тебя случается выигрыш. Главное — не остановиться и постоянно атаковать цель.
Разногласия — это нормально, конфликты — пустая трата времени. Если у компании есть цель, разногласия помогают команде объединиться. Когда мощный вызов пропадает, разногласия перерастают в конфликты. Это плохо, потому что в них — в конфликтах — нет ничего созидательного. Когда в «ТехноНИКОЛЬ» нам не хватало времени, конфликтов не было, все были заняты работой. Но чем больше появлялось свободного времени, тем больше возникало конфликтов.
Мечтайте и фантазируйте. Когда мы с Сергеем создавали «ТехноНИКОЛЬ», то хотели жить иначе — не так, как тогда жили все в России. В конечном счете это выражалось в желании обустраивать свою страну, дом, где живешь, улицу, двор, компанию.
Мне постоянно страшно: всё ли я продумал, так ли просчитал и верны ли прогнозы. Побеждаю этот страх только еще большим страхом. Например, придумываю будущее, которое мне очень нравится. А потом говорю себе: «Игорь, а вот не будет у тебя этой возможной реальности, которую ты сам сейчас себе придумал». И мне становится страшно, что я отбираю у себя эту придуманную реальность. Тогда я соизмеряю два страха — страх неудачи и страх не оказаться в том будущем, которое представил. Второй страх сильно перевешивает, а первый — уходит. И я начинаю воплощать мечту, делаю первый шаг.
Чтобы делать комплексные предложения клиентам, мы ввели в портфель «ТехноНИКОЛЬ» экструзионный пенополистирол (изоляционный материал) компании «Пеноплекс». В какой-то момент «Пеноплекс» стала ограничивать поставки и мы испугались, что не сможем обслужить заказы. Выход был один — самим производить пенополистирол. Вдумайтесь: компания, которая не владеет сложной технологией, у которой нет специалистов, которая всегда покупала этот материал, решила построить заводы. Было страшно, что ничего не получится. Но когда мы представили, какую компанию построим, стало страшно не дойти до этого будущего. Через три года у нас работали два завода, а через четыре года — пять. Точно такой же пример был с другим изоляционным материалом, с каменной ватой. Мировой лидер компания Rockwool продавал нам в пять раз меньше товара, чем было нужно. В итоге «ТехноНИКОЛЬ» стал производителем каменной ваты №2 в мире.
Самое сложное в бизнесе — иметь терпение дождаться удачи.
Рисковать нельзя только одним — репутацией.
В основе успешного проекта всегда команда — мотивированное плетение отдельностей. Команда максимально раскрывает индивидуальный потенциал человека.
Важно создать команду, а не набрать штат, который просто работу работает. Симптом штата — много совещаний и нет результата, только процессы. Когда прохождение сигналов внутри компании обладает гигантской скоростью, когда микроколлективы набрасываются на задачи — это команда.
Мне важно получать «вести с полей», лично разговаривать с людьми. Так я могу почувствовать, как работает компания, чем она дышит.
Есть такая проблема: если у меня появилась идея, я ее сразу озвучиваю — и менеджменту башню сносит, им страшно. Сейчас формирую привычку записывать идеи в блокнот, чтобы хорошо всё обдумать, прежде чем рассказывать команде. Пока плохо получается.
Главный тренд — бережливое использования ресурсов. Этот подход актуален в любой сфере деятельности: абсолютно везде можно сократить издержки. «ТехноНИКОЛЬ» построен на философии бережливого производства. Мы устраняем потери любого рода, например, при перепроизводстве, ожидании, переналадке, устранении брака. Такой подход в долгосрочной перспективе приводит к высокой эффективности. Это одна из причин, почему у «ТехноНИКОЛЬ» производительность труда выше среднемировой.
Процесс создания бережливых систем в сфере образования идет с огромной скоростью. Поэтому предприниматели, которые сейчас бросаются в эту историю, получают фору. Люди, которые в этой области давно, обычно исходят из привычных им императивов. Часто у того, кто совсем ничего не знает про образование, больше шансов добиться успеха.
Роботизация — не главный способ сокращения потерь. Главный — отказ. Отказ от участка, от целого блока, без которого раньше было не обойтись. Представьте завод. Он произвел что-либо, потом продукт привезли на оптовый склад, потом на мелкооптовый, потом в магазин, куда пришел человек и получил товар. Можно всю цепочку роботизировать, но зачем? Куда эффективнее сократить ее, как сделал Aliexpress: клиент делает заказ производителю, а он отправляет посылку напрямую потребителю. В мире происходит переустройство использования ресурсов, устранение потерь.
С рабочим местами всё будет в порядке. Сейчас в сельском хозяйстве заняты менее 10% населения, а в начале прошлого века этот показатель составлял почти 90%. Тогда говорили, что комбайны и тракторы оставят крестьян без работы. Не остались: возникли другие профессии. Сейчас в очередной раз произойдет перераспределение. Да, не будет водителей и охранников, зато каждый человек будет включен в созидательное развитие общества, будет креативить, создавать что-то новое — за этим будущее.
Микропредприниматели возвращаются в новом виде: они могут конкурировать с гигантскими корпорациями. Фермер может поставлять продукты с помощью курьерских служб непосредственно потребителю. Каждый таксист — по сути сам себе таксопарк. Дизайнер одежды — дом моды. Раньше любая микрокомпания должна была сильно тратиться на содержание бухгалтера, складов, служб доставки и так далее. Эти затраты выводили микробизнес в очень неконкурентную зону с точки зрения цены и качества. Сегодня же можно создавать приближенные к потребителю небольшие компании, у которых издержки оптимизированы за счет того, что функции бэк-офиса, IT-обеспечения и других непрофильных функций отдают на аутсорс.
Я верю, что экономика России на самом деле в пять раз больше, чем принято считать. И благосостояние граждан тоже должно быть в пять раз больше!
Материал подготовлен при участии Станислава Мудрого