• Usd 65.59
  • Eur 76.23
  • Btc 6657.82 $

Редакция

editorial@incrussia.ru

Реклама

ad@incrussia.ru

Журнал

REDKEDS: как продержаться на быстро меняющемся рекламном рынке 14 лет, проспав IT-революцию, но оставаясь в тренде

REDKEDS: как продержаться на быстро меняющемся рекламном рынке 14 лет, проспав IT-революцию, но оставаясь в тренде

Рубрики

О журнале

Соцсети

Напишите нам

Взлететь

Brick Design Hotel: открыть отель в центре Москвы с картинами из Третьяковки и заработать на любви к искусству, футболу и высокой кухне

  • Валерия Житкова, автор Inc.

Дизайн-отель Brick Design Hotel во дворике на Мясницкой не похож на большинство центральных гостиниц: нет привычного ресепшна, хрустальных люстр и внушительного лобби с фонтаном. Вместо этого — минимализм в дизайне, собственная библиотека, номера с винтажной мебелью и подлинники живописи на стенах. Чтобы «изобрести отель заново» и не разориться, основателям пришлось самим учиться драить номера, отмывать содой кирпичную кладку XIX века и переманивать обеспеченных гостей у National и Ritz. За два года работы Brick вышел на оборот в 2 млн рублей в месяц. Анастасия Ефимова (Brick — ее детище) рассказала Inc., как своими руками превратить бывший доходный дом Строгановского училища в современную гостиницу с модным интерьером, отучить москвичей от стиля «дорого-богато» и обеспечить очередь из иностранцев на год вперёд.


Монетизировать архитектуру

«Здесь у нас картины художников, чьи работы есть в экспозициях Третьяковки и Русского Музея, а вот за этим столиком (он здесь из кафе Odeon в Цюрихе, — Inc.) сидел Ленин», — экскурсию по одному из 9-ти номеров проводит Анастасия Ефимова, — это она придумала и создала Brick Design Hotel. Небольшой отель во дворе на Мясницкой — по совместительству галерея с произведениями советских шестидесятников, а еще площадка для арт-перфомансов, бранчей от шеф-поваров, камерных концертов и дизайнерских ярмарок. Основная идея Brick Design Hotel  — объединить под одной крышей российский малый бизнес, который создаст идеальное для пребывания гостей пространство. Продукты для завтраков в Brick приезжают из «Ешь деревенское» и Sasha Bread, цветочным оформлением занимается студия Leyka, специальную линейку косметики для гостей разработала студия органической продукции Pure Love. «Это такие же «верующие» люди, как и мы, которые убеждены, что вместе мы сделаем из Москвы город-сад», — говорит Ефимова. Отель почти круглый год забит под завязку (в основном иностранцами) и приносит основателям по 2 млн выручки в месяц.

Ефимова всю жизнь мечтала создать собственный отель, но как это сделать, не представляла. Политолог по первому образованию, она поступила в Британскую высшую школу дизайна на специальность «дизайн общественных пространств».

Британку Ефимова так и не закончила: проучилась год и поняла, что дизайн — слишком прикладная дисциплина. Но это не помешало ей попробовать себя в новой профессии. В 2012 году она познакомилась с иностранным инвестором (его имя Ефимова не раскрывает), который выкупил один из бывших доходных домов Строгановского училища. У инвестора не было на здание четких планов, и он предложил 24-летней Ефимовой подумать, как его можно использовать. «Я была очень смелой для своего юного возраста — пришла, окинула помещение взглядом и сразу предложила концепцию: вот тут будет отель, тут бар, тут офис. Мне поверили, и мы начали работу», — рассказывает Анастасия. На этой стройке и начались бизнес и серьезные отношения супругов Анастасии Ефимовой и Алексея Чичварина (оба работали там дизайнерами и проект-менеджерами).

Идея заключалась в том, чтобы разбить особняк в 3,5 тыс. кв. м на зоны (жилая, офисная, коммерческая) и сдавать в аренду по частям. «Мы 4 года работали в режиме 24 на 7, — вспоминает Анастасия. — Меня окунули в тяжелую историю с подрядчиками, бетономешалками и огромными сметами. Это была настоящая школа жизни». Полностью реализовать проект не удалось: инвестор решил сконцентрироваться на самых ликвидных частях здания — жилой и офисной недвижимости, — а идеи с отелем и баром отложить до лучших времен. В конце 2015 года Ефимова и Чичварин сдали объект и вышли из проекта.


Елена Лысенкова

генеральный директор консалтингового агентства Hospitality Income Consulting


Первые дизайн-отели — стильные, с изюминкой, уникальным духом и сервисом, в большинстве своем камерные (до 70 номеров) гостиницы – начали появляться в мире около 20 лет назад. И это не всегда какой-то экстрим вроде кровати на потолке, это уютные отели, где на нестандартной площадке соблюдаются  все современные гостиничные нормы. Такие места еще иногда называют lifestyle-отелями, потому что они соответствуют стилю жизни людей, которые в них приезжают. Формат не очень масштабный — ни у нас, ни в мире. Типовые отели строить проще, поэтому инвесторы не всегда готовы идти на риск и участвовать в создании уникальных продуктов.


Фото: Семен Кац/Inc.

Изобрести отель заново

Анастасия брала дизайнерские проекты на фрилансе, Алексей устроился на работу в строительную компанию. В 2016 году Ефимова решила запустить собственный бизнес: онлайн-галерею винтажной мебели. Знакомилась с поставщиками, начала собирать коллекцию. Но масштабировать проект не успела (собрала несколько предметов, но ничего не продала): они с Алексеем получили предложение, от которого не смогли отказаться.

В 2016 году тот самый инвестор, выкупивший доходник на Мясницкой, успел реализовать офисную часть здания и предложил своим бывшим сотрудникам арендовать помещение, которое Ефимова изначально предлагала использовать под отель. «Мы знали там каждый угол, каждый гвоздь. К тому же давно мечтали создать собственный отель и недолго думая нырнули в проект», — вспоминает Анастасия.


Елизавета Фролова

директор арт-образовательного проекта Synergy Art Academy (на базе университета «Синергия»)


Формат дизайн-отелей сейчас суперпопулярен в России. Люди уже «наелись» стандартного отельного сервиса и хотят получить эксклюзив, подчеркивающий их особое положение в обществе, принадлежность к исключительной его прослойке.

Тренд на искусство, дизайн и в целом на креатив достиг невероятно высокой отметки. А бутик-отели — это как раз «произведение искусства среди добротных ремесленных работ». Все это заставляет нас верить, что эту нишу заполнят не только небольшие игроки вроде Brick, но и крупные отельные сети, которые начнут переоборудовать свои пространства, реализуя в них  уникальные творческие концепции.


Супруги собрали все личные накопления, заняли денег у родственников и друзей. Набралось около 4 млн рублей — ничтожная сумма по меркам гостиничного бизнеса. Чтобы вписаться в бюджет, решили делать максимум своими руками. «У меня было чисто потребительское представление о том, как работает отель. Например, внутренняя телефония: нужно сделать так, чтобы звонки можно было переключать между разными службами, отслеживать, из какого номера тебе звонит клиент. Я вообще не понимала, как это устроено», — признается Ефимова. Основателям выставили счет — 250 тыс. за IP-телефонию «под ключ». Бюджет трещал по швам и, чтобы сэкономить, они нашли на Avito телефонную станцию за 1 тыс. рублей, которую Алексей подключил самостоятельно. Так же поступили с интернетом и видеонаблюдением – 4 ночи подряд тянули провода под потолком, зато сэкономили еще несколько сотен тысяч рублей.

На зарплаты большому штату сотрудников средств тоже не было, и Анастасия решила сама изучить отельный сервис. Через знакомых нашла женщину, которая прошла путь от горничной до директора крупного отеля, и несколько дней подряд работала ее помощницей. «Это была невероятная картина — женщина в красном платье и бриллиантах вместе со мной убирала номера, мыла унитазы, заправляла кровати, а потом прочла мне целую лекцию об отельной химии, — рассказывает Анастасия. — Это было абсолютно необходимо, ведь чистота — это основа отельного бизнеса. Мы с Алексеем до сих пор можем заменить любого сотрудника отеля, встретить и проводить гостя, убрать номер, если придется».


Борис Колесников

основатель сети дизайнерских хостелов SKIFMUSIC HOSTELS


Идея объединить представителей малого бизнеса на одной площадке — единственный для небольших дизайнерских отелей способ предоставить большой список качественных услуг. Если в отеле 10-20 номеров, то открывать собственный ресторан или даже кафе, обустраивать фитнес-зал просто не выгодно. Не получится даже профессиональную прачечную комнату построить, не уходя в минус. Подход Brick позволяет кооперироваться с близкими по духу партнерами и предоставлять гостям полноценный качественный сервис.


Все, что на тот момент существовало на отельном рынке Москвы, Ефимову не устраивало, — она хотела создать отель нового формата. «Была абсолютная пропасть между пятизвездочными шикарными гостиницами с фонтанами в лобби и трехзвездочным ужасом. Эту пустующую нишу надо было заполнять, и мы просто изобрели отель заново». (Средняя цена за «четверку» на тот момент составляла 6 тыс. рублей, «пятерки» начинались от 10 тыс. рублей. Цена Brick — 7-8 тыс. рублей). Основательница решила привлечь к сотрудничеству как можно больше молодых проектов — производителей еды, мебели, отельных комплектующих, цветочные и музыкальные студии, — каждый из которых отвечал бы в отеле за свое направление. Такая синергия избавляла основателей от необходимости делать всё своими руками, а начинающим проектам открывала доступ к широкой аудитории. «Я просто приходила к людям и говорила: поверьте, здесь будет лучший отель в Москве», — рассказывает Ефимова. Верили не все, но еще до старта основателям удалось собрать команду единомышленников: договорились, что завтраки будет доставлять только запустившийся проект фермерских продуктов «Ешь деревенское», десерты — кондитерская Injir, конфеты — компания «Сибирский кедр», мебель частично взяли из запасов собственной галереи, частично — из шоу-румов винтажной мебели Repeat Story и Mobeledom. Все партнеры продавали Ефимовой и Чичварину товары по себестоимости или с минимальной наценкой — таким образом удалось сэкономить около 2 млн рублей.

С ремонтом повезло — предпринимателям оставалось только оформить интерьер. Перекрытия из лиственницы конца XIX века, которые уже не могли нести свою основную функцию, переделали на мебельном производстве в столы и стулья. Кирпичная кладка 1874 года была в плачевном состоянии, но ее решили сохранить во что бы то ни стало. Старинные кирпичи пришлось очищать содой, выпавшие заменяли кирпичами того же года производства или новыми, изготовленными по старинной технологии. В интерьере решили придерживаться минимализма: мебель из натуральных материалов, простые формы, никаких лишних предметов. Основатели даже отказались от ковров на полу — а без ковров отелю могли не присвоить 4 звезды, на которые они рассчитывали. «Комиссия оценила нашу честность: сказали, что коврами мы бы испортили весь концепт», — вспоминает Анастасия.

Фото: Семен Кац/Inc.

Искусство в лобби

Отдельной частью задумки была интеграция предметов искусства в интерьер. Чтобы привлечь ценителей живописи и скульптуры, основатели решили выставлять подлинники произведений прямо в номерах и общественных пространствах отеля. «Мы хотели показать, что Россия — это не водка, балалайка и медведи, это русский авангард, это кино, это современное искусство», — говорит Анастасия. Все предметы для экспозиции (на время, бесплатно) предоставила дружественная Brick галерея Nadja Brykina Gallery Надежды Брыкиной.

Через полгода после начала ремонта Brick был готов принимать постояльцев. В первые 6 номеров основатели заселили своих друзей, которые «пытались сломать все, что только можно». Стресс-тест, длившийся одну ночь, прошел успешно — пришлось только починить бойлер, — и предприниматели открыли двери для гостей.

Слава о российском отеле с картинами-подлинниками на стенах быстро распространилась за рубежом: ход привлек большое количество иностранцев, — они составляли больше половины гостей. По словам Анастасии, уже ко второй неделе работы все открытые на тот момент номера были заняты. «Я понимаю, что это звучит как сказка, но мы ни рубля не потратили на рекламу, — уверяет она. — Сработали простые инструменты — качественный продукт и хорошая сегментация аудитории. Мы знали, кому, что и как мы хотим сказать». Цену установили выше рынка — ночь в самом небольшом номере площадью 18 кв. м стоила 8 тыс. рублей. «Мы были дороже средней «четверки», но дешевле «пятерки» — попали в некое ценовое молоко и благодаря этому очень четко отсегментировались», — говорит Ефимова.


Борис Колесников

основатель сети дизайнерских хостелов SKIFMUSIC HOSTELS


В России формат дизайн-отеля зародился буквально 2 года назад и очень активно развивается. Сегодня путешественники хотят получить от гостиницы чуть больше, чем спальное место на ночь. Им хочется превратить свое пребывание в отеле в мини-путешествие, окунуться в особую атмосферу и историю места. Многие специально охотятся за такими отелями, чтобы провести там выходные.


В первый год Brick занимал недостаточную площадь — не хватало места для кухни и ресепшна. Основатели нашли нетривиальный выход: договорились с одними из своих первых партнеров — «Ешь деревенское» и Sasha Bread Bakery — о доставке посылок с завтраками. Каждое утро гости получали коробочку с фермерским творогом, йогуртом, сыром, зерновым хлебом, овощами, зеленью и ягодами. Гость мог позавтракать в номере или спуститься за общий большой стол. Систему назвали «посылка из деревни». «Нельзя сразу всё сделать под ключ, так не работает. У нас поначалу даже приборов на всех не хватало, приходилось во время завтрака мыть вилки, — рассказывает Анастасия. — Мы совершенствовались по ходу дела, вкладывая в развитие средства, которые удалось заработать на первом этапе».

В середине 2017 года они с Алексеем Чичвариным арендовали оставшиеся 120 кв. м и открыли кухню, библиотеку и бар, потратив на это еще 4 млн руб. Завтраки по-прежнему готовят партнерские проекты, но сервируют и подают их теперь в баре на первом этаже. При этом, как уверяет Ефимова, себестоимость завтрака составляет 700-800 рублей на человека, – это в 3-4 раза дороже, чем в стандартных четырехзвездочных отелях. Среди блюд на шведском столе в Brick – хлеб только что из печи, несколько видов конфитюров, семечки базилика, десерты ручной работы. «Я против кашеобразных омлетов и сосисок, которые подают в большинстве московских гостиниц. Еда и подача — это очень важный элемент сервиса и серьезное конкурентное преимущество», — считает предпринимательница.

Фото: Семен Кац/Inc.

Высокая кухня и футбол

С тех пор как в Brick появилась кухня, он перестал быть классическим отелем формата bed&breakfast и превратился в многофункциональную площадку. Осенью 2017 года Ефимова и Чичварин запустили закрытые гастровечеринки — стали приглашать на свою кухню шеф-поваров из московских ресторанов, чтобы те готовили сет-меню для 25-30 гостей. Вслед за гастровечеринками подтянулись и другие идеи: в Brick стали устраивать камерные концерты знакомых музыкантов, воскресные маркеты молодых дизайнеров, театральные перфомансы. Но такие проекты создатели отеля не ставят на поток и не зарабатывают на них, — это способ поддержки дружеского коммьюнити.


Кирилл Иртюга

генеральный директор управляющей компании «РосинвестОтель»


Направление дизайн-отелей в России заметно формируется в последние 5 лет. Только с 2015 года на рынок вышло более 20 проектов, среди которых можно назвать Villa Perlov (Санкт-Петербург), Отель Moss (Москва), Уткино Country House (Ростовская область), Отель «Точка на Карте» (Приозерск), Отель «Утесов» (Анапа), Отель «Бронзовый кабан» (Воронеж), Отель «Old House» (Ростов-на-Дону), отель «Болотов. Дача» (Деревня Дворяниново, Тульская область). Формат варьируется от городских компактных отелей в центре города с акцентами на элементы декора и атмосферу до загородных гостиниц с видами, тишиной — с погружением в среду пребывания, историю, антураж. Гости хотят получать больше эксклюзива, внимания к деталям, внимания к себе и своим запросам, а это и является конкурентным преимуществом дизайн-отелей.


Как и большинству московских отелей, Чемпионат мира по футболу принес Brick небывалый всплеск спроса. Чтобы заработать на футбольном ажиотаже, Brick поднял цены на проживание в 3 раза: самый дорогой номер в дни матчей стоил 58 тыс. рублей за ночь. «Мы, без сомнения, могли поднять цены еще выше и спрос остался бы на том же уровне. Но я искренне считаю, что услуга должна стоить столько, сколько она стоит на самом деле, даже если к тебе стоит очередь», — рассуждает Анастасия. Выручка отеля с середины июня по середину июля составила 5,78 млн рублей — на 3,6 млн рублей больше, чем за аналогичный период прошлого года.

После окончания Чемпионата Brick работает в штатном режиме — цены снова вернулись на прежний уровень, загрузка традиционно близка к 100%. Основатели уже не работают в отеле круглые сутки, как в первые полгода после старта, — наняли управляющую, которая справляется с основным потоком задач сама. В месяц выручка компании в среднем составляет 2 млн рублей (во время Чемпионата мира достигла 2,2 млн рублей), прибыль варьируется от 400 тыс. рублей до 700 тыс. рублей. Большую часть этой суммы основатели инвестируют в развитие компании. Самые крупные статьи затрат – аренда помещения и фонд оплаты труда. Примерно 15% доходов приносят корпоративные мероприятия, бранчи, ужины и камерные концерты. «Мы прекрасно справились с задачей наполнить место особым духом. Монетизировать его оказалось гораздо сложнее», — признает Анастасия.

Фото: Семен Кац/Inc.

Дом, где продается всё

Монетизировать дух Brick помог новый проект-преемник. «У нас в России почему-то считается, что художник обязательно должен быть голодным и творить бесплатно. Мне захотелось сломать эту парадигму», — говорит Ефимова. Она решила запустить еще один дизайн-отель, но уже с другими правилами игры. Новое место тоже будет наполнено продуктами дружественных основателям проектов, но каждую вещь в нем можно будет купить. «Это совершенно другая философия. Никто не будет навязывать посетителям прайсы, но гости будут знать, что в этом доме продается всё», — говорит предпринимательница.

Идею этого «магазина искусства» Ефимова вынашивала несколько месяцев, а потом нашла для него идеальное место: случайно проходила по Пятницкой улице мимо особняка, предположительно построенного архитектором Федором Рихтером. «Удивительная ситуация: это был пустой, хорошо сохранившийся дом с лепниной и столярными изделиями XIX века почти в первозданном виде, — вспоминает Анастасия. — Настоящий Париж в Москве». Она связалась с собственником и договорилась о долгосрочной аренде — на 15 лет.

Ефимова назвала проект «Рихтер» и в апреле 2018 года зарегистрировала новое ООО «Проект 42» (по номеру дома, в котором расположился отель). Устройство отеля — 3 этажа с подвалом общей площадью 890 кв. м, номера по 50 кв. м и собственный сад — позволяет «Рихтеру» стать пятизвездочной гостиницей. Она расположится на 2 и 3 этажах здания. На 1 этаже будет работать ресторан, бар, вермутерия, библиотека и галерея. По задумке основательницы, кроме классического отельного сервиса в «Рихтере» на постоянной основе будут проходить мероприятия, проводиться кулинарные мастер-классы, работать арт-хранилище, студия йоги и публичная рабочая зона, а в подвал переедет студия радио «Глаголев FM». Наполнением займутся дружественные Ефимовой предприниматели — рестораторы, архитекторы, художники, издатели (например медиаартель «Мамихлапинатана» — издание «Батенька, да вы трансформер», радио «Глаголев FM» и другие).


Кирилл Иртюга

генеральный директор управляющей компании «РосинвестОтель»


Москва и Санкт-Петербург примут такой формат. В других крупных городах – Казань, Екатеринбург, Краснодар – придется постараться и поискать «вкусные» локации.

К тому же одних только полотен художников на стенах для финансового успеха может быть недостаточно. Дизайн-отели, бутик-отели, мини-отели чувствительны к минимальным изменениям в структуре доходов и расходов, и ошибки в планировании бизнес-модели, в инвестиционном плане запросто могут привести к закрытию.


Перед уходом на масштабный ремонт в апреле этого года в «Рихтере» за неделю прошло восемь мероприятий — мастер-класс по ризографии от Esh Print, временные выставки Центра «Красный», Института «База», проекта «Слабое место», галереи «Электрозавод», фонда Смирнова-Сорокина, и многое другое. За эти дни в особняке побывало больше 1 тыс. человек. Вход был бесплатный — по приглашениям, проекты-участники на этом не зарабатывали. Ефимова потратила на организацию недели перфомансов несколько десятков тысяч рублей. «Это был тизер того, какая программа возможна в «Рихтере», и способ зафиксировать пространство исторической анфилады до того, как там появятся отельные комнаты», — говорит Анастасия.

Ремонт в «Рихтере» продлится до осени 2018 года. Всего в его создание Ефимова планирует привлечь 45 млн рублей от нескольких частных инвесторов. Стоимость проживания в «Рихтере» будет на 30-40% выше, чем в Brick. По задумке Анастасии, большую часть гостей составят не иностранцы, а состоятельные москвичи, которые захотят провести в отеле культурные выходные или отдохнуть на природе во внутреннем дворике, не выезжая за пределы Садового кольца. «Это целая вселенная: мероприятия всех мастей, ретейл, гастрономический туризм, нетворкинг, — комплексная история, — говорит предпринимательница. — «Рихтер» — это полноценный преемник Brick, с помощью которого мы постараемся доказать, что бизнес в России строят не какие-то воровские элементы, а интеллигентные молодые люди, которые и должны составлять основу экономики страны».


Советы Анастасии Ефимовой начинающим предпринимателям


1.

Не смотрите на других

Забудьте о Pinterest, он засорит вашу голову и замылит глаз. Пытаясь сделать что-то похожее, вы лишь потеряете время, а проект — индивидуальность.


2.

Ищите партнёров

Эти люди должны быть вашими единомышленниками, смотреть на мир точно так же, как вы. Совместные проекты — лучший маркетинг.


3.

Используйте российские продукты, если это возможно

Мы в Brick Design Hotel, например, сотрудничаем с LavkaLavka.


4.

Делайте ставку на сервис

Потратьте время, чтобы понять, как именно должен функционировать ваш персонал, изучите все стороны их работы, разыщите специалиста, который поможет вам в этом. В Brick работают люди с самым разным образованием, но только не гостиничным. Каждый из них может поддержать беседу с любым гостем, некоторые засиживаются с ними до ночи — даже в настольные игры играют.


5.

Работайте с источниками —  узнавайте историю здания, биографию его архитекторов

Умейте рассказать эту историю: вашим гостям, особенно иностранным, будет очень интересно её услышать.

Рассылка журнала Inc.
Подпишитесь на самые важные материалы о бизнесе
и технологиях в России

Gett для Бизнеса

Вам шашечки, или ехать?

Узнать больше

Gett для Бизнеса

Все фишки
и секреты сервиса