Взлететь • 21 мая 2024

Как массажистка-диабетик подняла убыточный СПА-салон и получила миллион чистой прибыли

Взлететь • 21 мая 2024

Как массажистка-диабетик подняла убыточный СПА-салон и получила миллион чистой прибылью

Текст: Наташа Покровская

Фото: Арсений Несходимов для Inc. Russia


В раннем детстве Анна Ермолаева столкнулась с сахарным диабетом: в перспективе ждали бесконечные медосмотры и статус инвалида. Ее привлекала бьюти-сфера, однако учиться она пошла на юриста в начале 2000-х такой выбор считался более престижным. После она несколько раз пыталась открывать интернет-магазины «женских» товаров, но ни один из них не выстрелил. Поэтому Анна решила совместить юридический и предпринимательский опыт со своим увлечением и пошла учиться на массажиста. Спустя полтора года частной практики ее пригласили работать в СПА-салон Deep SPA. Тогда массажистка еще не могла представить, что станет владелицей бизнеса. Inc. поговорил с Ермолаевой о том, как за три месяца вывести в плюс убыточный салон и сразу после этого пережить два кризиса.

Дата интервью: 2 августа 2023 года

В пять лет Анне Ермолаевой поставили диагноз — инсулинозависимый сахарный диабет первого типа.

«В девяностом году это звучало как приговор, и перспективы здоровой продолжительной жизни были весьма туманными».

По словам Анны, в то время болезнь была плохо изучена и шансы избежать осложнений, патологий, а иногда и худшего исхода у пациентов с этим диагнозом (среди которых особенно часто встречались дети) были минимальными.


Deep SPA в цифрах:

370 тыс. руб. — долги, оставшиеся от старого руководителя.

695 тыс. руб. — выручка салона за три месяца работы в 2019 году.

38 тыс. руб. — первая чистая прибыль Deep SPA за три. месяца 2019 года под руководством Ермолаевой.

3,5 млн руб. — выручка Deep SPA за 2020 год.

900 тыс. руб. — прибыль за девять  месяцев 2020 года (три месяца салон не работал из-за карантина).

6,2 млн руб. — выручка Deep SPA за 2021 год.

1,6 млн руб. — прибыль за 2021 год.

5,4 млн руб. — выручка салона в 2022 году.

1,1 млн руб. — прибыль в 2022 году.

Источник: данные компании



Deep SPA в цифрах:

Источник: данные компании


370 тыс.

руб. — долги, оставшиеся от старого руководителя.


695 тыс.

руб. — выручка салона за три месяца работы в 2019 году.


38 тыс.

руб. — первая чистая прибыль Deep SPA за три месяца 2019 года под руководством Ермолаевой.


3,5 млн

руб. — выручка Deep SPA за 2020 год.


900 тыс.

руб. — прибыль за девять месяцев 2020 года (три месяца салон не работал из-за карантина).


6,2 млн

руб. — выручка Deep SPA за 2021 год.


1,6 млн

руб. — прибыль за 2021 год.


5,4 млн

руб. — выручка салона в 2022 году.


1,1 млн

руб. — прибыль в 2022 году.

Дисциплина и независимость

Множественные медкомиссии и статус инвалида с детства сыграли немалую роль в выборе жизненного пути.

«Строжайший режим питания, сна, отдыха, спорта, множество ограничений и дисциплина воспитали во мне ответственность за здоровье. С малых лет я поняла, что это — самое ценное».

«Строжайший режим питания, сна, отдыха, спорта, множество ограничений и дисциплина воспитали во мне ответственность за здоровье. С малых лет я поняла, что это — самое ценное».

По словам предпринимательницы, благодаря правильному уходу в семье (ее мама и бабушка были медики), а также самодисциплине ей удалось избежать серьезных последствий, которые обычно влечет за собой диабет. Ермолаева экстерном закончила школу в 16 лет и сразу пошла работать.

«Хотелось быть независимой. Видимо, тоже сказывались дисциплина и повышенное чувство ответственности за себя».

Работу получилось найти через знакомых отца: девушку устроили в канцелярию Московского педагогического университета: «Я занималась „бумажками“ — оформляла студентов», — вспоминает она.

Через полтора года Ермолаева ушла из канцелярии и поступила на юридический факультет Московского института права.

«Я пошла на юриста не потому, что очень хотела, просто тогда не было особого выбора», — отметила предпринимательница.

Параллельно с середины первого курса и до конца обучения она работала помощником в коллегии адвокатов и сама оплачивала свое обучение.

Торговые эксперименты

Ермолаева закончила вуз в 2007 году, но юридическая карьера ее не привлекала.

«Любовь к всевозможным процедурам по уходу за собой взяла верх, — рассказывает она, — Все началось с попыток создавать интернет-магазины вещей для женщин».

Первый интернет-магазин Ермолаевой назывался «ДамскиеШтучки.ру», предпринимательница перепродавала белье и купальники, которые заказывала через каталог.

«Я нашла на форуме парня-студента, который бесплатно сделал мне сайт, потому что ему надо было учиться (делать сайты), — вспоминает Ермолаева. — Вещи я заказывала из Латвии по факту, после того как на них появлялся клиент, так что мне не нужно было никаких стартовых инвестиций».

Проект просуществовал недолго: через несколько месяцев Ермолаеву пригласили на работу в кол-центр крупного интернет-магазина «Ситилайнер».

«Я пошла туда, потому что мне было интересно понять, как изнутри выглядят компании с миллионными оборотами: это совсем другая структура — не то что я со своими „дамскими штучками“», — призналась она.

В течение двух лет Ермолаева выросла из оператора кол-центра в помощника руководителя.

«Все это громко называлось, но на самом деле мы сидели в подвальчике и продавали китайские шмотки», — иронизирует она.

Анна проработала в магазине до самого его закрытия по причине размолвки партнеров. Потом она еще несколько раз пыталась заняться интернет-продажами: это снова были товары для красоты — одежда и косметика.

«Все это приносило какой-то минимальный заработок, приходилось постоянно вкладываться в развитие, в рекламу…».

«Все это приносило какой-то минимальный заработок, приходилось постоянно вкладываться в развитие, в рекламу…».

Эксперименты с интернет-торговлей, по словам предпринимательницы, продлились до 2015 года. Затем она устроилась работать в аптеку консультантом по дерматологии, где проработала год.

«Там я наблюдала, изучала всякие средства — рассказывает она. — В конце концов я поняла, что пора совместить предпринимательский опыт и мой интерес к бьюти-сфере, и уволилась из аптеки».

Работа на себя

Сначала Ермолаева решила научиться шугарингу и купила курсы за 7 тыс. руб. В процессе обучения Анна поняла, что эта специальность ей не нравится. По словам Ермолаевой, ей хотелось работать с человеческим телом и при этом приносить пользу здоровью, а не «просто избавляться от волос». Тогда она пошла на курс медицинского массажа, обучение на котором длились полгода и стоило 30 тыс. руб.

«В то время, конечно, подобные курсы стоили гораздо дешевле: сейчас ЗОЖ-тематика все активнее набирает популярность», — отметила предпринимательница.

Новое дело, по словам Ермолаевой, начало получаться у нее сразу.

«Когда я заканчивала курсы, я разместила в Instagram* пост о том, что теперь занимаюсь массажем, — вспоминает она. — Первый клиент записался еще до того, как я получила диплом».

Предпринимательница закончила курс в 2017 году. Сначала Ермолаева делала массаж дома или выезжала к клиентам и брала за часовой сеанс 2 тыс. руб. Примерно через полгода практики массажистке удалось набрать достаточную клиентскую базу, чтобы начать снимать кабинет.

«У меня было семь постоянных клиентов, которые систематически покупали у меня курсы массажа или спа-программы, — говорит предпринимательница. — Я сняла кабинет в центре Москвы, на станции метро Новослободская, и платила за аренду 3 тыс. руб. только в те дни, когда работала».

Она также начала поднимать цену за свои услуги (постепенно стоимость массажа выросла до 7 тыс. руб. в час). В таком режиме она проработала около года, пока не получила приглашение в фитнес-клуб.

«Сначала я сомневалась, потому что привыкла работать на себя, но потом все-таки решила попробовать, — вспоминает она.  — Это был маленький локальный фитнес-зал на Кутузовском проспекте, которым владела супружеская пара».

В зале Ермолаева работала несколько дней в неделю, параллельно продолжая принимать своих собственных клиентов в кабинете.

«Я получала 50% от стоимости массажа, выходило примерно 2 тыс. руб. в час. Но иногда клуб делал всякие акции, продавая по 10 сеансов со скидкой 70%, и вот это было неприятно».

На Кутузовском Ермолаева проработала примерно полгода. Затем в 2019 году по вакансии в интернете массажистку пригласили в Deep SPA при фитнес-клубе World Class на станции метро Сходненская.

«Условия оплаты были те же самые — 50/50, но уходить из фитнеса на Кутузовском мне было совсем не жалко: в какой-то момент я вообще перестала понимать, почему я вкалываю тут со скидкой в кабинете без окна, — вспоминает она. — К тому же в Deep SPA у меня сразу появилось ощущение, что это место — мое, хотя, естественно, приходила я туда обычным массажистом без каких-либо претензий».

Спасти репутацию

Уже через пять месяцев судьба салона повисла на волоске: по словам предпринимательницы, владелец СПА задолжал арендодателям и в какой-то момент решил просто оставить бизнес.

«В один прекрасный день он взял и сбежал: нам в чат пришло сообщение о том, что мы закрываемся. Не было никаких предупреждений, ничего».

«В один прекрасный день он взял и сбежал: нам в чат пришло сообщение о том, что мы закрываемся. Не было никаких предупреждений, ничего».

Как выяснил Inc., экс-владельцем СПА был ИП Костомар Николай Петрович. С 14 декабря 2020 года ИП не действует.

По словам Ермолаевой, бывший владелец салона оставил 370 тыс. руб. долгов перед клиентами.

«Люди купили комплексы массажей и спа-услуг, заплатили сразу за несколько процедур, а салон закрылся. Бывший владелец просто собрал деньги с клиентов и исчез».

Как рассказала предпринимательница, штат салона состоял из пяти массажистов, двух косметологов, двух администраторов, нескольких мастеров маникюра и парикмахеров (после ухода бывшего владельца от маникюрного и парикмахерского зала решено было отказаться). Примерно месяц руководство World Class думало что делать, и в итоге было решено передать салон новому руководителю.

«Я выдвинула свою кандидатуру, потому что мне показалось, что я смогу „потянуть“ подобный бизнес: у меня был опыт в массаже и базовые знания юриспруденции», — говорит предпринимательница.

В первую очередь Ермолаевой было необходимо разобраться с долгами и реанимировать репутацию салона.

«Приходилось разговаривать индивидуально с каждым обманутым клиентом, чтобы убедить всех, что мы честные. Пока мы не работали, клиенты, естественно, жаловались и писали злобные отзывы».

«Приходилось разговаривать индивидуально с каждым обманутым клиентом, чтобы убедить всех, что мы честные. Пока мы не работали, клиенты, естественно, жаловались и писали злобные отзывы».

Кроме того, она автоматизировала запись: «При предыдущем руководителе посетителей записывали в блокнотик, и, когда я внедрила CRM-систему, работники были в шоке оттого, что им приходят SMS и уведомления», — рассказывает Ермолаева.

По словам предпринимательницы, клиенты возвращались очень осторожно и поначалу не хотели покупать блоки услуг. Первая прибыль у салона появилась спустя три месяца — в декабре 2019 года.

«За это время мы отработали все долги перед клиентами», — вспоминает Ермолаева.

Выручка Deep SPA за 2019 год (с октября по декабрь) составила 695 тыс. руб. После того, как Анна выплатила сотрудникам зарплаты и оплатила аренду, осталось 38 тыс. руб. чистой прибыли.

Перчатки и убытки

В марте 2020 года, когда до России дошла эпидемия коронавируса, у Deep SPA снова начались сложности. Из-за ограничений салон закрыли на три месяца. По словам предпринимательницы, во время простоя сотрудникам СПА не платили зарплату, а с World Class удалось договориться об арендных каникулах. Цену аренды Ермолаева не раскрывает по причине соглашения с фитнес-клубом, по ее словам, речь идет о «сотнях тысяч рублей». Летом спа-салонам снова разрешили работать.

«После вынужденных каникул мы работали в масках и перчатках, что было ужасно неудобно: представьте, делать массаж в резиновых перчатках! — негодует Ермолаева7 — Кроме того, многие наши клиенты в карантин вообще отказывались от посещения общественных мест, боялись».

Как рассказала предпринимательница, в первый месяц после вынужденного перерыва у салона осталась только половина клиентов и оборот упал на 50%.

«Через два-три месяца ситуация начала постепенно выравниваться, люди начали возвращаться, но на былой уровень мы все равно еще не пришли».

В 2020 году оборот компании составил 3,5 млн руб., а прибыль — 900 тыс. руб.

Новый кризис

За год Deep SPA удалось стабилизировать клиентский поток. В 2021 выручка и прибыль салона выросли почти в два раза: до 6,2 млн руб. и 1,6 млн руб. соответственно. Однако в феврале 2022 года проект столкнулся с новым кризисом, который так или иначе повлиял на большинство российских компаний.

«Первая паника у меня случилась, когда я поняла, что у меня отвалилась CRM-система (мы пользовались BlocknotApp): ее серверы находились на Украине, и когда мне нужно было в очередной раз внести оплату, нам перекрыли международные платежи. Я была в ужасе, потому что там находилась вся наша база клиентов».

«Первая паника у меня случилась, когда я поняла, что у меня отвалилась CRM-система (мы пользовались BlocknotApp): ее серверы находились на Украине, и когда мне нужно было в очередной раз внести оплату, нам перекрыли международные платежи. Я была в ужасе, потому что там находилась вся наша база клиентов».

Как рассказала предпринимательница, она обратилась за помощью к знакомому программисту, который смог взломать базу и вернуть ей необходимые для работы данные.

«Вот так чудом ситуация разрешилась, и теперь мы пользуемся другой CRM-системой — Soline, серверы которой расположены здесь, в Москве», — говорит Ермолаева.

Следующей проблемой стала потеря кадров с началом мобилизации.

«Я наняла нового сотрудника, который успел проработать два дня, а потом ему пришла повестка, — рассказывает предпринимательница. — Он ушел, и сейчас с ним нет связи».

Еще два работника, по ее словам, покинули страну.

«Один сотрудник уехал в Лос-Анджелес, а другой — в Турцию. У нас работали всего трое парней, и вот остались одни девчонки».

По словам Ермолаевой, внезапный уход сотрудников повлек за собой новые трудности, связанные с отменой записей и срочным поиском новых специалистов, но глобального урона бизнесу не нанес. Однако следом начался закономерный отток посетителей.

«Люди уезжали, и мы потеряли даже больше клиентов, чем в пандемию».

По словам предпринимательницы, чтобы привлечь клиентов, приходилось делать акции и скидки.

«Ничего нового в этом бизнесе, в целом, придумать нельзя, так что пользуемся тем, что есть», — иронизирует она.

Оборот Deep SPA за 2022 год составил 5,3 млн руб., а прибыль — 1,1 млн руб.

2023 год, по словам предпринимательницы, начался для салона «более-менее стабильно». Выручка за первый квартал составила 4,6 млн руб., а прибыль — 1,3 млн руб. Сейчас Ермолаева планирует открывать новые точки: «Я хожу в разные СПА, наблюдаю, ищу помещение при фитнес-клубе или гостинице, — рассказывает она. — У нас очень специфичные услуги, связанные с уходом за телом, поэтому расположиться, например, в отеле — идеальный вариант».