Если вернутся западные компании, может начаться неразбериха: интервью с основателем сервиса flip, конкурента Miro

Взлететь • 28 февраля 2025

Если вернутся западные компании, может начаться неразбериха: интервью с основателем сервиса flip, конкурента Miro

Взлететь • 28 февраля 2025

Если вернутся западные компании, может начаться неразбериха: интервью с основтелем сервиса flip, конкурента Miro

Текст: Григорий Щеглов

Фото: Валентин Беликов


Максим Ефимов — основатель и CEO flip, российского сервиса для совместной онлайн-работы, который запустили вскоре после ухода Miro из России. Проект быстро набирает аудиторию после старта два года назад: уже к октябрю 2024 года число пользователей превысило 45 тысяч. В прошлом году flip привлек 16,35 млн руб. на краудинвестинговой платформе Brainbox.VC, а после этого — инвестиции от «Битрикс24».

В интервью «Инк.» основатель стартапа рассказывает, чем flip отличается от международных сервисов, в какие ниши на российском IT-рынке еще можно зайти, а также как обстоит дело с инвестициями в 2025 году.

— Как у вас родилась идея flip?

Во время пандемии, когда многие перешли в онлайн, для коммуникации внутри команды потребовались новые инструменты. Так я впервые столкнулся с Miro и начал активно использовать его в работе на ежедневной основе. Позже у меня появилось понимание того, что я хотел бы в нем улучшить. И вот в 2022 я понял, что наступило самое подходящее время, чтобы начать разрабатывать подобный проект. Промедлили бы мы хоть на год, было бы поздно. Тут пригодились предыдущий опыт и насмотренность, наработанные за время работы в IT.

Важно отметить, что мы не позиционируем себя аналогом или копией. Мы самостоятельный продукт, который имеет отличительные черты и конкурентные преимущества. Громкие новости об уходе тех или иных брендов с российского рынка только усиливают интерес к отечественным решениям, хотя некоторым переход и дается с трудом. Нашим IT-продуктам нужно чуть больше времени, чтобы наверстать то, что уже прошел западный софт. Тренд очевиден, и со временем большинство перейдет на отечественное ПО.

— Что было самым сложным на старте проекта?

— Самым сложным было начать. У меня уже был опыт запуска собственного проекта в 2018 году, который не увенчался успехом — тогда даже MVP не получилось создать. Поэтому перед запуском нынешнего проекта были опасения. Но благодаря поддержке партнеров по бизнесу мы все-таки решились попробовать и запустить этот проект. В итоге получилось довольно быстро собрать первую команду из энтузиастов и начать работу над сервисом.

— Как вы финансировали flip на начальном этапе?

— Изначально мы втроем (Максим Ефимов, Владимир Прощин и Дмитрий Синкевич — Прим. Ред.) финансировали проект из собственных средств. Позже провели раунд на краудинвестинговой платформе Brainbox, и параллельно со сбором средств к нам присоединился стратегический инвестор «Битрикс24».

Сейчас мы планируем второй раунд, который тоже обсуждаем с Brainbox. Я думаю, что это произойдет в ближайшие пару месяцев.

— flip сегодня — это прибыльный стартап?

— Пока нет, но у проекта уже есть денежный оборот. Изначально мы набирали пользовательскую базу за счет того, что были полностью бесплатным сервисом. Монетизировать flip мы начали относительно недавно — во второй половине 2024 года, поэтому платным услугам еще нет даже года.

— Сколько человек у вас в команде?

На момент запуска нас было пятеро, сейчас сотрудников около 20. Команда распределенная и работает полностью удаленно.

— Чем flip отличается от конкурентов?

— Проект стал возможным благодаря сложившемуся геополитическому ландшафту. Поэтому часть наших преимуществ заключается в том, что мы гарантируем безопасность данных пользователей и предлагаем удобные и доступные инструменты для бизнеса.

Также flip входит в реестр отечественного ПО, услуги на сайте можно оплачивать при помощи российских карт, мы не храним данные за рубежом — этого нет в иностранных сервисах. При этом для компаний, которые ищут, куда переехать из Miro, мы предлагаем удобный перенос досок.

Для бизнес-клиентов у нас есть коробочные решения: в таком случае flip разворачивается в закрытом контуре компании без выхода в открытый интернет. Это позволяет обеспечить дополнительный уровень безопасности, так как данные не выходят за пределы компании.

Что касается функциональных преимуществ, во flip встроен продвинутый ИИ-генератор изображений, который выдает гораздо более детальные картинки, чем аналог в Miro. Также еще на самом старте проекта у нас была концепция «пространств» — дополнительного уровня разделения команд и пользователей внутри корпоративного поля. Через год после нашего запуска такое появилось и в уже упомянутом Miro. Неясно, давно ли они планировали введение такой функции, но мы точно запустили ее раньше.

Я считаю, что на российском рынке у нас лучший сервис для совместной работы. Как в визуальном плане, так и с точки зрения функциональности. Повторить нас пока еще никто не смог.

— Кто ваши основные пользователи? Это в первую очередь B2C-проект или все же история для бизнеса?

Мы ориентируемся на бизнес. Хотя сервис удобен и для индивидуальных пользователей, наш основной фокус — это компании, которым важно иметь инструменты управления распределенными командами.

— Планируете ли выход на международные рынки?

— Да, в первую очередь думаем о выходе на рынок Беларуси. Затем, возможно, будем пробовать выходить в страны СНГ, но это перспектива не ближайших месяцев, а скорее следующих лет. В качестве потенциальных рынков, на которые можно выйти, видятся страны БРИКС: Бразилия, ЮАР и так далее.

— Как вы оцениваете уход западных компаний с российского рынка? Что будет, если Miro завтра вернется в страну?

— Считаю уход крупных брендов безусловным благом. Он подтолкнул развитие отечественных разработок и экономики в целом, не ограничиваясь IT-сектором. После того, как крупные западные игроки покинули рынок, предприниматели стали больше фокусироваться на создании локальных решений.

Прекратится ли эта тенденция, если произойдет возвращение зарубежных компаний, это большой вопрос. Вероятно, начнется неразбериха. Местным компаниям придется конкурировать уже на другом уровне, предлагая новые функции и вырабатывая свою идентичность. При этом важно, чтобы государство оказало поддержку тем компаниям и инвесторам, которые вкладывали собственные средства в развитие альтернативных продуктов.

— Кого вы считаете своими основными конкурентами, если не брать в расчет Miro?

— За последнее время на рынке появились крупные игроки и с большими бюджетами, например, «Яндекс», «МТС», VK и «Т-Банк». Впрочем, я не всегда понимаю их стратегию — зачем банку с экспертизой в FinTech открывать продукт в сфере, о которой он ничего не знает? Есть и более мелкие игроки вроде sBoard и Holst, которые также выступают конкурентами.

Вообще, этот рынок давно переполнен. Если вы хотели разрабатывать свое пространство для совместной работы, уже поздно.

— Если говорить об импортозамещении в IT. В каких направлениях еще есть потребность в разработке альтернатив?

— На мой взгляд, это Discord — я не встречал отечественных аналогов этого сервиса. Это довольно свободная ниша, и у того, кто сделает качественный продукт, есть большие перспективы. Возможно, я пропустил какой-то проект, и российский Discord уже существует, но я о нем не слышал. Такая же ситуация с Notion. Наверняка, кто-то работает в этом направлении, но я думаю, что в эту нишу еще можно зайти.

При этом войти можно и на рынок таск-трекеров, несмотря на то, что он уже достаточно насыщен. Существует множество аналогов Trello, но по функциональности они пока отстают. Поэтому здесь все еще есть пространство для сильного игрока, который смог бы предложить что-то новое.

— Что бы вы посоветовали стартапам, которые хотят создать востребованный IT-продукт в России?

— Ситуация с инвестициями сейчас сложнее, чем до 2020 года. Требования от инвесторов и бизнеса серьезно выросли. Сегодня сложно искать инвестиции на чистую идею — нужно уже иметь какой-то продукт, развивать его на собственные средства. Поэтому поиск инвесторов сегодня лучше начинать на более поздних этапах развития проекта.

«Инк.» также поговорил с другими крупными игроками на рынке решений для совместной работы, чтобы узнать их мнение о будущем этого направления.

Сергей Прокудин

Директор по продукту «VK Доска»

«Сейчас на российском рынке всего несколько ключевых игроков, которые в равной степени востребованы у B2C- и B2B-аудитории. С учетом колебаний зарубежных компаний в ближайшие несколько лет отечественные сервисы для совместной работы будут только расти, завоевывая доверие пользователей и бизнеса. Последним необходим стабильный сильный поставщик услуг, который сможет не только удовлетворить его базовые запросы, но и иметь оперативную техническую поддержку, разработку, которая сможет делать кастомные решения».

Тигран Басеян

руководитель продукта «Доски» от «МТС Линк»

«Объем российского рынка решений для совместной работы увеличивается на 12-20% ежегодно — это быстрее, чем общемировой темп роста. Вопрос с импортозамещением остается открытым: мы ожидаем, что вскоре больше крупных компаний приступят к поиску и тестированию российских онлайн-досок и других коллаборативных инструментов.

Потенциальное возвращение самой популярной онлайн-доски Miro не снизит темпы роста российского рынка. Во-первых, в соответствии с законодательством, данные российских пользователей нужно хранить на территории РФ, а Miro не предоставляет такой возможности. Во-вторых, Miro рассчитан на индивидуальных пользователей и фрилансеров, в то время как главный запрос корпоративных пользователей сегодня — это экосистемность. Компании уже не хотят приобретать отдельные сервисы для каждой рабочей задачи. Поэтому российские разработчики стараются максимально расширять сценарии использования и не только развивать существующие продукты, но и захватывать больше соседних сегментов.

Еще одна предпосылка роста рынка инструментов для совместной работы — увеличение количества компаний с гибридным форматом работы. Всё чаще бизнес делает выбор в пользу гибкости: компаниям удобнее нанимать сотрудников из разных регионов, и тех, кто по разным причинам не может ежедневно посещать офис».