Взлететь

Гуляй, Долина: как бывший программист Tesla зарабатывает миллионы на средстве от похмелья

Гуляй, Долина: как бывший программист Tesla зарабатывает миллионы на средстве от похмелья
Фото: Morning Recovery

Будущее наступило (в очередной раз). Нам обещали реактивные ранцы и полеты на Марс — встречайте кое-что посильнее: чудо-средство от похмелья от выходца из Tesla. Ингредиенты программист Сисун Ли привез из Кореи, рецептуру разработал при участии калифорнийского профессора, а тестировал продукт на друзьях и знакомых — с таким размахом, что оказался на больничной койке. Ему пришлось пройти все круги бюрократического ада, чтобы зарегистрировать новый напиток и легализоваться самому, зато в результате выручка его компании составила $4 млн за неполный год. Сисун Ли рассказал, как собрал на Indiegogo в 10 раз больше заявленной цели, почему не хотел получать выручку до привлечения инвестиций и зачем предпринимателю из Кремниевой долины деловой костюм.


Для последней вечеринки HR-платформы Fountain ее основатель Кит Рью закупился не только алкоголем, но и антипохмельным напитком Morning Recovery: «У меня часто бывают деловые встречи по утрам в выходные. Раньше, бывало, приходишь на них и выглядишь как полный идиот. А теперь нет».

Сооснователь фитнес-стартапа Tonal Нейт Боссхард тоже души не чает в Morning Recovery: «В моем холодильнике всегда лежит дюжина бутылок. Не то чтобы я напивался каждый вечер, но вы знаете, как это бывает: после работы идешь тусоваться и выпиваешь пару стаканчиков, потом еще за ужином пиво или бокал вина. А мне уже 38, больше двух порций спиртного приводят к похмелью». Зато одна бутылка Morning Recovery перед сном помогает «проснуться с ясной головой и готовностью к работе». «Это как холодный ядерный синтез — люди ждали его целую вечность», — говорит он.

Антипохмельный напиток Morning Recovery выпускает стартап 82 Labs, основанный бывшим программистом Tesla Сисуном Ли. В 2016 году он решил съездить на историческую родину в Южную Корею — «путешествия вдохновляют». Корейцы много работают (в среднем 44,6 часов в неделю, по данным на 2012 год), а после работы много пьют (средний кореец выпивает 14 шотов в неделю). Быстро прийти в себя после героических ночных возлияний им помогают восстанавливающие напитки на основе растительных ингредиентов, — попробовав один такой коктейль, Ли проснулся наутро после вечеринки «работоспособным на 110%» и решил познакомить с корейским антипохмельным чудом весь мир.

Он основательно погрузился в тему. Исследования привели его к Джин Лян — профессору университета Южной Калифорнии и специалисту по похмелью. Вместе они разработали коктейль, способный смягчить последствия чрезмерного употребления алкоголя накануне. Расторопша, красный женьшень и экстракт опунции облегчают такие симптомы, как тошнота и сухость во рту. Но ключевой компонент — дигидромирицетин (ДГМ). Этот флавоноид, добываемый из конфетного дерева, помогает расщеплять продукты распада алкоголя, — Ли называет этот ингредиент «супер-спасителем печени».


Перепить Корею


«Корейский рынок алкоголя — около $9 млрд, рынок противопохмельных напитков — $200 млн. Американский рынок алкоголя в 24 раза больше корейского, но с похмельем на нем никто не борется, — притом ущерб, наносимый похмельем экономике США, оценивается в $170 млрд ежегодно», — рассудил Ли. Стало очевидно: на огромном рынке для Morning Recovery есть незанятая ниша. Чтобы проверить гипотезу, он сделал простой одностраничный сайт с формой заказа и запустил рекламу в Facebook — и уже к следующему утру получил 200 заявок.

Ли понятия не имел, как устроена индустрия напитков. Чтобы найти подрядчика для запуска массового производства Morning Recovery, нанял фрилансера — сам был слишком занят в Tesla. Чтобы провести переговоры с потенциальными производителями в Корее и Вьетнаме, взял отпуск. А чтобы произвести на них впечатление, купил костюм — спортивные штаны и худи, в которые Ли привык одеваться в Кремниевой долине, в Азии могли быть восприняты неверно. Утром он приходил на очередную фабрику, одетый с иголочки, с пачкой визиток, а вечером напивался в компании потенциальных партнеров — и заодно тестировал разные образцы антипохмельного напитка.

Вернувшись в Калифорнию, Ли снова погрузился в пьяный угар, теперь — чтобы испытать привезенные из поездки образцы на американцах. Он следовал правилу: «как можно скорее создайте MVP и начните тестирование», — и в итоге оказался на больничной койке (напиток спасает от симптомов похмелья, но не от долгосрочных негативных последствий употребления алкоголя). Но, по крайней мере, смог выбрать самую лучшую рецептуру и заключил контракт с фабрикой-производителем.

Его друг, тогдашний дизайнер по продукту в Uber Миша Фролов создал сайт, другой друг, партнер инвестиционного фонда Golden Ventures, написал о Morning Recovery пост на сайте Product Hunt, где новые продукты ищут инвесторов и первых покупателей. Заказов сразу поступило так много, что пришлось создать «лист ожидания». Бизнес «полетел» — а Ли все еще числился программистом в Tesla. Пора было увольняться и становиться предпринимателем — но с этим возникли проблемы.


E2 и FDA


Чтобы начать массовое производство, нужно было сертифицировать напиток в FDA (Food and Drug Administration, Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов), — пришлось нанять двух юристов и Джин Лян, которая теперь отвечает в компании за рецептуру. Зарегистрировать юрлицо тоже оказалось не просто: у Сисуна Ли канадское гражданство, и, уволившись из Tesla, он потерял право работать в США (к слову, это нововведение администрации Дональда Трампа, — при Обаме таких проблем не возникло бы). Чтобы получить визу E2 (для инвесторов и предпринимателей), Ли написал 50-страничный бизнес-план, нанял первых сотрудников и нашел через Product Hunt двух бизнес-ангелов, готовых вложить в проект $450 тыс., — все это надо было успеть до того, как стартап получит первую выручку. Компанию назвал 82 Labs; 82 — почтовый код Сеула, который, к тому же, по-корейски звучит почти как «вечеринка».

Ли запустил кампанию на Indiegogo — и за месяц собрал в 10 раз больше, чем планировал. Он делится лайфхаками: ставьте реалистичные цели (в таких кампаниях люди участвуют охотнее) и запускайте кампанию тогда, когда у вас уже есть «лист ожидания». За три месяца 82 Labs продала Morning Recovery на $1 млн, а за следующие полгода — еще на $3 млн (по $5 за бутылку; все продажи идут через сайт компании).

Отзывы о напитке неоднозначные — некоторые посетители страницы на Facebook ругаются, что продукт не помог, — но в основном отклик положительный: в настоящий момент рейтинг Morning Recovery на Amazon составляет 4,1; 71% покупателей поставили напитку 5 звезд. Редакция американского Inc. протестировала продукт в одном из эпизодов шоу Inc. Tested.