Взлететь • 21 мая 2025
Как бренд кроссовок Hovers запустил производство в Москве и почему он не работает с маркетплейсами
Как бренд кроссовок Hovers запустил производство в Москве и почему он не работает с маркетплейсами
Текст: Юлия Тишина
Фото: предоставлены Hovers
Hovers — российский лайфстайл-бренд обуви с производством в Москве, который возник на волне ухода зарубежных марок в 2022 году. Дмитрий Моисеев — основатель, арт-директор — делится, почему выбрал этот бизнес, где ошибся в позиционировании, как изучал разные производства и почему не работает с маркетплейсами. Оказалось, что запустить бренд обуви в России сложнее, чем локальную марку одежды.
Hovers — российский лайфстайл-бренд обуви с производством в Москве, который возник на волне ухода зарубежных марок в 2022 году. Дмитрий Моисеев — основатель, арт-директор — делится, почему выбрал этот бизнес, где ошибся в позиционировании, как изучал разные производства и почему не работает с маркетплейсами. Оказалось, что запустить бренд обуви в России сложнее, чем локальную марку одежды.
Hovers в цифрах:
22 — количество направлений бизнеса, которые успел попробовать Дмитрий до запуска обувного бренда. Hovers стал двадцать третьим бизнесом.
2 млн руб. ушло на старт проекта.
4 млн руб. инвестировано всего в бизнес.
3 млн руб. — выручка за первый, 2024, год работы.
2,5 раза — прогноз по росту выручки на 2025 год.
9 мес. прошло от идеи до начала первых продаж.
37,5 — самый популярный размер в обувной линейке Hovers.
37 — общее количество моделей Hovers. Все модели — унисекс.
8 — количество человек, задействованных в выпуске одной пары обуви.
Источник: данные компании
Hovers в цифрах:
Источник: данные компании
22
количество направлений бизнеса, которые успел попробовать Дмитрий до запуска обувного бренда. Hovers стал двадцать третьим бизнесом.
2 млн
руб. — ушло на старт проекта
4 млн
руб. — инвестировано всего в бизнес
3 млн
руб. — выручка за первый, 2024, год работы
2,5 раза
прогноз по росту выручки на 2025 год
9 месяцев
прошло от идеи до начала первых продаж
37,5
самый популярный размер в обувной линейке Hovers
37
общее количество моделей Hovers. Все модели — унисекс.
8
количество человек, задействованных в выпуске одной пары обуви
Во время учебы в университете я начал строить банковскую карьеру: работал в крупных международных и российских банках. Однажды посмотрел на своего пятидесятилетнего руководителя — с личным водителем и зарплатой больше 3 млн руб. в месяц — и вдруг понял, что он так же, как и я, сидит в офисе, отпрашивается в отпуск пару раз в году, иногда играет по полдня в iPad. Его жизнь примерно такая же, как у нас, двадцатилетних в его подчинении, разве что больше денег.
Представил, что когда дорасту до такой же должности, глобально моя жизнь никак не изменится, осознал, что не хочу так. Именно в этот момент решил уйти из банка в предпринимательство. Мне было 26 лет, когда удалось это сделать.
В предпринимательстве я работаю даже больше, чем в найме. Но вижу гораздо больше смысла в том, что делаю, чувствую больше свободы. Все решения принимаю сам: не надо ни у кого ничего согласовывать или отпрашиваться.
Первым бизнесом, которым занялся, был кейтеринг. Отец как раз открыл ресторан, который был недозагружен. Я предложил дозагрузить кухню и, будучи еще в найме, запустил рекламу кейтеринга в «Яндекс.Директ». В первую неделю получил заказ на 200 тыс. рублей и уволился из банка.
Мы активно работали с корпоративным сегментом: организовывали фуршеты, банкеты, бизнес-встречи. Потом началась пандемия, и я практически сразу выставил бизнес на продажу и вышел без убытка.
Затем был период, когда я много тестировал, пробовал, заходил в разные ниши, пока не занялся выпускными школьными фотоальбомами. Перенес в Москву успешную бизнес-модель аналогичного бизнеса из Хабаровска. Понимал, что к потолку в этой сфере приду довольно быстро, поэтому параллельно искал, куда уйти. На тот момент я попробовал себя в 22 разных направлениях (в их числе была онлайн-школа для бровистов, академия тайского бокса, кофейня и другие).
К кроссовкам пришел в 2022 году, когда многие иностранные компании ушли с рынка, и все вокруг запускали российские бренды одежды. В какой-то степени я поддался истерии. Думал, что интересно было бы сделать свой бренд, но не понимал, какую концепцию выбрать. Идея делать кроссовки пришла сама собой и была полностью иррациональна, впервые в жизни принял настолько эмоциональное решение. Приехал домой и говорю жене: «Мы делаем кроссовки». Она покрутила пальцем у виска, но куда было деваться? Так все и началось.
«Ниша обуви всегда была мне интересна. Для меня обувь — это что-то самое яркое на человеке. Я всегда внимательно относился к своему обувному гардеробу: любил выбирать, никогда не экономил. В предпринимательстве мне всегда хотелось сделать мэтч: чтобы я любил продукт, с удовольствием в него погружался и видел перспективу на много лет вперед. В обувном бизнесе все это сложилось».
Поддаться мысли об открытом окне возможностей и замещении ушедших западных производителей оказалось плохой идеей — бренды ушли номинально. Да, закрылись магазины в торговых центрах, но на Lamoda появилась возможность купить их еще дешевле. Все сразу научились использовать Poizon. Из-за запрета брендовые вещи стали еще более желанными, а в соцсетях появилась куча аккаунтов, которые перепродавали западные бренды еще активнее, и, кажется, их, наоборот, стало только больше.
На старте у меня было несколько миллионов — деньги от прошлого бизнеса (оформление фотокниг для выпускников школ). На все должно было хватить, но, как обычно, что-то пошло не так, поэтому я взял еще миллион в обычном потребительском кредите. Позже вложения выросли до 4 млн.
Признаюсь, я сильно промахнулся с позиционированием и ценообразованием, приходилось много экспериментировать, прежде чем появилась понятная, масштабируемая бизнес-модель. Идея, с которой я начинал, и то, что получилось сейчас — две кардинально разные реальности.
Исходно я видел свой бренд как некий аналог Nike: функциональные спортивные кроссовки, что-то молодежное, яркое, для аудитории лет двадцати. Я хотел делать упор на модный стритвир — недорогие модели из синтетических материалов. Но надо понимать, что хорошо и качественно работает с синтетическими материалами, в основном, Китай, в России нет такого оборудования, материалов и инфраструктуры. Китай работает только с большими партиями, а это гигантские вложения. У меня не было даже 10% от того бюджета, который был нужен, чтобы размещать производство в Китае.
В результате я начал изучать производства в разных странах: общался с турецкими, китайскими, белорусскими, российскими производителями. В процессе понял, что мне нужно небольшое производство у нас в стране. У нас достаточно много региональных фабрик, но они работают с партиями от тысячи штук на один цвет. Получается, чтобы понять, какие модели станут востребованы, нужно сразу заказать несколько тысяч пар. Я протестировал производства в Санкт-Петербурге, Кирове, Барнауле, Ростове, Крыму. Заказывал сэмплы — образцы, и смотрел на качество. Понимал, что с кем-то из производителей можно разговаривать дальше, что-то улучшать, но где-то видел полную безнадегу.
Мне повезло — я нашел партнера по производству прямо в Москве. Он хорошо сделал пробные образцы, отлично общался, был готов работать на моих условиях. На размер у него можно было заказать от 30 пар — и это стало решающим фактором выбора.
В результате Москва оказалась самым быстрым и наименее капиталоемким производством.
Мы начали продавать обувь в августе 2023 года — на реализацию идеи, подбор производства и запуск бизнеса ушло 9 месяцев. И тут оказалось, что я ошибся с целевой аудиторией. Обувь Hovers — ручной работы, из дорогих, натуральных материалов. Для молодежи, скейтеров, баскетболистов наш ценник оказался заоблачным, потому что они любую обувь достаточно быстро убивают.
При этом у нас с самого начала покупали обувь люди в возрасте 30—40 лет. Примерно через полгода я понял, что надо менять позиционирование в соответствии с качеством материалов и ценой. Наши основные клиенты сейчас — высокооплачиваемые фрилансеры, владельцы бизнеса, эксперты, директора или топ-менеджеры в корпорациях либо госсекторе. Еще айтишники — на удивление, какими бы они не казались консервативными ребятами, многие любят яркие вещи.
Главное преимущество производства в Москве — не нужно иметь большой склад и закладывать на это много денег. Если у меня нет какой-то пары прямо сейчас, то нужно всего 3 дня, и она у меня будет.
Фактически мы работаем в формате ателье: если чего-то нет на складе, предлагаем клиенту забронировать пару из следующей поставки через 3 дня. Конверсия высокая, все ждут.
Отдельно отмечу быструю коммуникацию. Я постоянно приезжаю на производство, чтобы что-то протестировать, посмотреть, пообщаться — мне не нужны затяжные командировки с многоуровневыми договоренностями.
Также мы участвуем в программе «Сделано в Москве». Это проект Мэра столицы, который помогает с продвижением молодым локальным предпринимателям. Городские власти часто организовывают фестивали, где можно стоять как на маркете, на них мы набираем потенциальную аудиторию, которая конвертируется в деньги со временем.
Начинал бизнес я вдвоем с ассистентом, а к началу продаж нанял еще маркетолога. Дальше количество людей в команде все время менялось. Сначала я перенес опыт из предыдущего бизнеса с большими командами: все делегировал. Но деньги закончились быстро, а рентабельная бизнес-модель на тот момент еще не сформировалась. Поэтому мне пришлось урезать штат, в какой-то момент я работал вообще один. Когда продажи начали расти, начал формировать команду. Сейчас я планирую масштабировать бизнес и понемногу вытягивать себя из процессов. Но мне здесь действительно в кайф, вижу больший смысл в том, что делаю.
Сейчас наша core-команда: я, администратор и маркетолог.
Все остальные работают в формате фриланса, например, контент-мейкеры, конструктор тоже на аутсорсе. Производство тоже не внутри команды, но при этом 80% его мощностей забираем мы, поэтому у них практически нет других клиентов.
В выпуске одной пары обуви задействованы 8 человек:
Доставляем мы заказы через СДЭК или курьерской компанией по Москве. И здесь для масштабирования через интернет большие возможности, потому что мы можем растить продажи непропорционально росту расходов. Грубо говоря, можем сделать x10, фактически не добавляя рабочей силы сотрудников.
Для меня маркетплейс — это, во многом, отдать свою судьбу в чужие руки. Было время, когда я торговал на одном из маркетплейсов одеждой. И было несколько неприятных ситуаций:
Все это риски, их можно заложить в бизнес-модель, но в случае с брендом кроссовок это будет очень дорого.
Одно дело, когда у меня были свитера по себестоимости 500 рублей, а другое — обувь с себестоимостью от 7 тыс.
Так что продажи на Ozon и Wildberries — точно не наш вариант. Но на Lamoda было бы интересно зайти, но там нужно 50 артикулов, мы еще растем.
В тот момент, когда я понял свою целевую аудиторию и позиционирование, конкурентной борьбы с локальными брендами стало меньше. Я смотрю на международные contemporary brands. Это что-то концептуальное, интеллигентное между масс-маркетом и люксом.
Итальянский бренд Premiata, Common Project, Autry, Pane и т.д. — наверно, наши главные конкуренты. Сейчас мы позиционируем себя как лайфстайл-обувь. Для людей, которые ценят не просто вещь с точки зрения того, как она выглядит, но разделяют и позиционирование выбранного бренда. Покупая Hovers, люди выбирают нонконформизм: они не хотят, как все, ходить в Nike или Adidas.
Мы не ресторан, где высока эмоциональная составляющая. Все очень просто: человек покупает обувь после примерки. Если ему удобно и нравится — купил. После покупки вероятность плохого отзыва мала, у нас их почти нет. Были негативные отзывы, когда мы запустили услугу кастомизации обуви художниками: они переносили на кроссовки рисунки клиента.
Проблема была в том, что финальные рисунки выглядели не совсем точной копией референса клиента. Мы отказались от этой идеи и сейчас для кастомизации кроссовок используем лазер, который переносит рисунок максимально точно, так что проблема отпала.
Нам важны долгосрочные отношения с клиентами, поэтому, если что-то не так с нашей стороны, исправляем ошибку за свой счет. Например, прошлым летом в одной партии кроссовок мастера наклеили шильд с логотипом не по технологии. Уже прошел год, но мы до сих пор по гарантии забираем у людей обувь и приклеиваем отвалившийся шильдик. Логистика полностью за нас счет: иногда только на доставку из Владивостока и обратно тратим 6—8 тыс. рублей, но никому не отказываем в замене.
Мы много работаем с обратной связью. Я решил углубляться в продукты, продавать не просто что-то из каталогов китайских фабрик с нанесенным логотипом, а действительно прокачивать продукт. Некоторые наши модели визуально особо не изменились с первой партии, но с конструктивной точки зрения поменялись сильно. Понимаем, какие материалы стоит заменить, где нужно усилить конструкцию.
Копаем в глубину: если купить и разобрать обувь сейчас и сравнить с той, что произвели 2 года назад, можно удивиться.
Благодаря отзывам ввели в размерный ряд популярный размер 37,5. Столкнулись с тем, что люди часто говорили, что 38 размер велик, а 37— мал. В целом, мы делаем на заказ любой размер с половиной, просто просим подождать несколько дней.
В 2024 году бизнес уже начал приносить прибыль, сейчас динамика продаж выше, чем в прошлом году более чем в 2,5 раза, так что прогнозируемая выручка по итогам этого года составляет 6—9 млн рублей. Сейчас я все деньги инвестирую в дальнейшее развитие бизнеса. В этом году в планах открыть магазин в центре Москвы.
На своем опыте я понял, что обувной бизнес очень капиталоемкий. Идти в эту сферу без дополнительных доходов или хороших инвестиций смысла мало. Заниматься обувью оказалось сложнее, чем одеждой, поскольку обувь технически гораздо более сложное изделие, а в России пока не достаточно компетенций в этой сфере.
Мастера старой советской школы уходят, а новой российской школы пока нет, мало кто приходит в эту отрасль. Но я верю, что ее возможно развивать. Я дружу с другими российскими обувными брендами, делюсь опытом. Это уже часть моей миссии — развивать обувную отрасль в нашей стране. Поэтому я не считаю коллег конкурентами, ведь мы все работаем ради общего дела.
Если эта сфера интересна, то, безусловно, стоит попробовать в ней развиваться. Но я не хочу строить иллюзий о том, что вы за полгода добьетесь успеха. Здесь, правда, это сложно сделать. Но меня вдохновляет этот бизнес, я вижу себя здесь очень долго и далеко и думаю, что построю в нем много интересного.