Рассылка журнала Inc.
Подпишитесь на самые важные материалы о бизнесе и технологиях в России

«Хлеб и Соль»: как Герман Стерлигов продает хлеб по 1500 рублей за буханку (заключая все договоры на словах)

  • Иван Чесноков, автор Inc.

Основатель первой в стране товарной биржи, один из первых российских миллионеров и бывший кандидат в мэры Москвы Герман Стерлигов уже 13 лет занимается сельским хозяйством и просит не путать это с фермерством: он считает, что «фермеры травят людей». С декабря 2016 года Стерлигов развивает сеть магазинов «Хлеб и соль» с дорогим хлебом, медом, печеньем и другой едой ручного производства. 1–2 млн рублей инвестиций в одну точку, по словам предпринимателя, окупаются за 2-3 месяца. Всего открыто 11 лавок: 5 московских принадлежат самому Стерлигову, остальные — в Питере, Кирове и Перми — работают по франшизе без паушального взноса, зато с десятиной и запретом обращаться в полицию. Герман Стерлигов рассказал Inc., как создал весьма своеобразный бизнес, развивает франшизу без официальных договоров и как работает продуктовый магазин со средним чеком от 10 до 15 тысяч рублей.


— Крестьянство — самое стабильное сословие для власти в России, — декларирует Стерлигов. — Нам некогда этими майданами заниматься. Мы, по сравнению с вами, горожанами, прекрасной жизнью живем!

Первая половина мая. Петербург. В районе Ольгино открывается магазин натуральных продуктов «Хлеб и Соль». На входе толпится человек 20, дымит самовар с бесплатным чаем, а на витрине табличка — «Пидарасам вход запрещен». Внутри помещения, обставленного под старину, выложен товар: хлеб от 750 до 1650 рублей за буханку, полукилограммовые банки меда за 800 рублей, поваренная соль по 3 тысячи рублей за килограмм, 100-граммовые упаковки цветочного чая по 400 рублей, — и еще около 20 наименований.

Фото: Антон Белицкий/Inc

— На самом деле все это недорого, — продолжает Стерлигов. — Во всех наших продуктах нет ни одного ненатурального ингредиента. Ни химии, ни ГМО, ни прививок, которые придумали вонючие сволочи-ученые!

В 1990 году Стерлигов вместе с братом открыл первую в России товарную биржу «Алиса» и заработал миллионы долларов. В 2003 году избирался в мэры Москвы и проиграл, в 2004 году хотел баллотироваться в президенты (не прошел регистрацию в кандидаты), а затем оставил дела. Продал дом на Рублевке и уехал с женой и пятью детьми в подмосковную деревню Нижневасильевское, чтобы заняться сельским хозяйством. С тех пор семья предпринимателя доит коров, растит кур и овец, печет хлеб.

— Не надо путать крестьян с фермерами, — просит Стерлигов. — Фермеры травят людей, они похожи на агрохолдинги. Поэтому наши поставщики только те крестьяне, которые производят натуральную пищу для себя и продают излишки.


1-2

млн рублей окупаются за 2-3 месяца


10-12

тысяч рублей — средний чек


11

лавок открыто всего

Как все устроено

70% продукции, которая стоит на прилавках сети магазинов «Хлеб и соль», производит крестьянское хозяйство Стерлигова (он называет его слободой). Дорогу к «Слободе» помог проложить президент «Транснефти» Николай Токарев, друг Стерлигова, спонсирующий его проекты (Токарев входит в ближний круг президента Путина — Inc.).

Реализовать свою продукцию через магазины может любой единомышленник предпринимателя. Для этого крестьянин должен отправить заявку по электронной почте и дождаться, когда в его хозяйство приедет «Комитет продовольственной безопасности» (его возглавляет Арсений, старший сын Стерлигова).

Фото: Антон Белицкий/Inc

Работники Комитета — жители слободы, проверенные крестьяне-активисты, а также бывшие оперативники МУРа и ФСО — разговаривают с продавцом, его родственниками и местной администрацией. Также проверяют хозяйство, его поставщиков и качество конечного товара: «Самое главное требование — никакой химии, механизированной линии и ГМО», — говорит Стерлигов.


«Нам некогда этими майданами заниматься. Мы, по сравнению с вами, горожанами, прекрасной жизнью живем!»

Сотрудничать с ним выгодно: так, молоко предприниматель закупает не по среднерыночной цене 20 рублей за литр, а за «справедливые» 200.

Если качество продукции удовлетворяет Комитет, «Хлеб и Соль» договаривается с крестьянином о деталях: делают это на словах, без официальных документов. Дефицитные товары вроде меда или масла для «Хлеба и Соли» закупают по предоплате, другие продукты крестьянин «ложит на реализацию». Некоторые крестьяне сами отвозят товар на склад в слободу, у других продукцию забирают машины Стерлигова. Например, так поступают с пшеницей для хлеба из Ростовской области, пряниками из Краснодарского края, солью с Белого моря и квасом из Кирова. Зять Стерлигова, православный сыровар Олег Сирота, в бизнесе тестя никак не участвует и свои сыры в «Хлеб и Соль» не продает.

Фото: Антон Белицкий/Inc

Как открывают магазины

Чтобы открывать новые точки, семья предпринимателя решила идти по пути своеобразной франшизы. Так, например, питерские бизнесмены Валерий Омаров и Сергей Федоренко стали партнерами Стерлигова и открыли в Петербурге 4 магазина. Также магазин «Хлеб и Соль» есть в Кирове, а последняя на сегодня точка сети появилась в середине мая в Перми.

Чтобы открыть магазин по франшизе, местный бизнесмен должен зарегистрироваться как ИП, найти помещение и заключить договор с арендодателем, а также получить все необходимые лицензии. Такие формальности крестьяне исполняют и принимают, но не уважают.

Со Стерлиговым заключается короткий договор. Первое соглашение — раз в месяц отдавать «десятину» (роялти 10% от прибыли). Второе — франчайзи не имеет права торговать продукцией, которая не прошла проверку Комитета продовольственной безопасности. Наконец, в случае конфликтных ситуаций, обе стороны обязуются не подавать друг на друга в суд и не обращаться в полицию. «Это все работает! Никак не нарадуемся!» — говорит Стерлигов.

Как стать крестьянином (по версии Германа Стерлигова)



1

«ДЛЯ ДУРАКОВ — ЗАБОЛЕТЬ РАКОМ или диабетом. Для умных людей — не заболеть раком
или диабетом».



2

ВО ВТОРОМ СЛУЧАЕ — как можно быстрее уезжать из городов и находить землю на отшибе. Но не около деревень, так как там «все спивается, скуривается и развращается».



3

ПОМОЧЬ КУПИТЬ ЗЕМЛЮ у частного лица или получить от государства может специально созданный Стерлиговым Общественный комитет по расселению мегаполисов. Кроме того, желающий стать крестьянином может приехать в «Слободу» на субботний мастер-класс. В скором времени предприниматель обещает запустить консультационные вебинары, чтобы не тратилось время на дорогу.

Паушального взноса нет. По словам Стерлигова, первоначальные инвестиции в аренду помещения, косметический ремонт, установку мебели и закупку первой партии продуктов — до 1 млн рублей (в Москве — 1,8 млн). Окупается точка за 2-3 месяца:

— Покупатели у нас отовсюду, и бедные, и богатые. Наш средний чек от 10 до 15 тысяч рублей, а в магазин на оживленном месте заходит порядка 100 человек в день. Ясное дело, что вся сеть уже прибыльна!

Данные о чистой прибыли бизнесмены не раскрывают. Продажи производят через ИП. Несколько питерских магазинов зарегистрированы на ИП Хранцову Елену Сергеевну. По словам Стерлигова, выручка десяти магазинов «Хлеб и соль» составляет 1,5 млн рублей в месяц.

— Скажите, сколько вы вложили, чтобы построить этот магазин?

— Это, конечно, информация интересная очень, но мы ее не раскрываем.

Такой ответ следует практически на любой вопрос об экономике франшизы. Омаров улыбается корреспонденту Inc. и добавляет, что открытие магазина — бесценно:

— Тут о деньгах даже не надо и говорить. Мы все для здоровья наших детей это затеяли. Для души. А какие взносы, роялти и выручки, когда речь о душе?

Фото: Антон Белицкий/Inc

«Работая в наших магазинчиках, девки быстро выскакивают замуж, ведь у нас покупают в основном очень богатые люди, а они с ними подолгу общаются, рассказывая о товарах, натуральной пище и прочем», — говорится на странице вакансии во «ВКонтакте», которую разместил Стерлигов.

Последний магазин открылся 23 мая в центре Москвы — на 1-й Тверской-Ямской. По традиции в магазин «Хлеб и соль» запрещен вход гомосексуалам, что вызвало жаркие споры в соцсетях москвичей.

На входе в магазин Герман Стерлигов организует шоу. Посетителям дают яйца, которые нужно кидать в распечатанные портреты известных ученых. «Кто попадет в нос Эйнштейну, этой вонючей сволочи, что виновата во всех наших болячках, тому — корзина продуктов!» Взрослые и дети увлеченно кидают яйца. Все это снимают на профессиональные камеры — видео опубликуют в блоге предпринимателя.

На вопрос, что ждет крестьянские магазины дальше, Стерлигов отвечает: количество точек будет расти, в регионах откроются собственные пекарни и заквасочные мини-производства. Бизнесмен собирается развивать собственный «крестьянский фастфуд» и запустит кафе. Рынок сбыта натуральных продуктов увеличится, цены уменьшатся, а в России возродится крестьянство.

Но моя самая глобальная цель — вырубить все электричество
на планете!
— неожиданно заявляет предприниматель.— Подождите, но как это связано с возрождением крестьянства?— Да напрямую! Электроэнергии не будет. Вырубятся АЭСы и ГЭСы. Через два дня люди разойдутся из мегаполисов пешком и начнут заниматься хозяйством. И будет налаживаться старая жизнь, которая была в нашей стране тысячу лет назад. Ну, а пока мы строим магазины.

Видео открытия магазина, офциальный Youtube канал — Герман Стерлигов

Читайте нас в Facebook, Twitter и ВКонтакте.

Рассылка журнала Inc.
Подпишитесь на самые важные материалы о бизнесе
и технологиях в России