Взлететь • 26 декабря 2024
Взлететь • 15. ноября 2024
Текст: Елизавета Пикулицкая
Фото: Арсений Несходимов
Екатерина Лисейчева всегда любила публичные мероприятия. В детстве она часто выступала на сцене, а позже основала международное event-агентство. В 23 года Лисейчева открыла с друзьями квесты по франшизе в Екатеринбурге, а сразу после запустила компанию «Мандариновая лиса» в партнерстве с фондом коллеги. Первая инициатива не удалась, и через три года бизнес пришлось продать, — прибыль со сделки была небольшой, вести квестовый бизнес за 2 тыс. км эффективно не получилось, к тому же на тот момент интерес к квестам просел. А вот «Лиса» взлетела и стала успешным сначала российским, а затем и международным бизнесом. История Екатерины Лисейчевой — о том, как по максимуму использовать свои сильные стороны, как открыть бизнес до 30 лет и зачем отправлять взрослых в детский лагерь.
Однажды экс-начальник фирмы, в которой Екатерина Лисейчева начинала свою карьеру после выпуска из университета, предложил девушке сделку: его фонд вложит деньги в открытие event-агентства, а Екатерина выступит в роли партнера и драйвера бизнеса. Екатерина долго думала, но все же согласилась. Спустя год она выкупила свою долю и продолжила заниматься проектом сама.
«Мандариновая лиса» в цифрах
31,5 млн
руб. — оборот в 2016 году.
49
проектов реализовали в 2016 году.
58 млн
руб. — оборот в 2018 году.
76
проектов в 2018 году.
93 млн
руб. — оборот компании за 2019 год.
66
проектов в 2019 году.
57,5 млн
руб. — оборот за 2020 год.
65
проектов реализовали в 2020 году.
93 млн
руб. прошло через фирму в 2021 году.
57
закрытых проектов.
110 млн
руб. — оборот в 2022 году.
56
проектов в 2022 году.
250 млн
руб. — оборот за 2023 год.
Источник: данные компании
«Мандариновая лиса» в цифрах
Источник: данные компании
31,5 млн
руб. — оборот в 2016 году.
49
проектов реализовали в 2016 году.
58 млн
руб. — оборот в 2018 году.
76
проектов в 2018 году.
93 млн
руб. — оборот компании за 2019 год.
66
проектов в 2019 году.
57,5 млн
руб. — оборот за 2020 год.
65
проектов реализовали в 2020 году.
93 млн
руб. прошло через фирму в 2021 году.
57
закрытых проектов.
110 млн
руб. — оборот в 2022 году.
56
проектов в 2022 году.
250 млн
руб. — оборот за 2023 год.
Екатерина Лисейчева родилась на Урале. Из-за службы отца (он был военный), когда Екатерине было четыре года, ее семья переехала в Сызрань. Там девочка начала ходить на танцы и выступать на сцене. Маленькая Катя проявляла интерес и к мероприятиям: организовывала школьные фестивали и праздники. Благодаря серьезному увлечению хореографией и музыкой, в старшей школе она даже выступала на городских фестивалях.
Лисейчева любила свой город, но после окончания школы все же решила продолжить учебу в Москве. Помимо танцев, Екатерина увлекалась литературой, что позволило ей в 2008 году поступить на филологический факультет Российского университета дружбы народов (РУДН) на бюджет. За несколько дней до своего семнадцатилетия девушка отправилась жить в столицу с одноклассницей:
«В 16 лет было непросто, но я была ответственная и все контролировала, держала в голове наставления папы. Раньше я бывала в Москве только в путешествиях — поездки сюда воспринимались как приключения. А теперь столкнулась со спецификой большого города, в котором нужно было полтора-два часа добираться до университета. Мне важно было хорошо учиться и очень много читать».
Екатерина сразу же начала совмещать учебу с работой. Сначала она вела уроки творчества в детском центре, а после второго курса ее пригласили на кабельный телеканал «Где и кто» (ООО «АФ-Медиа», Москва) выпускающим редактором линейных эфиров. На новой должности Лисейчева выполняла разные специфические поручения: имитировала звонки от зрителей для различных телепередач, где были низкие рейтинги, писала гороскопы, делала плашки для клипов или ездила закупать реквизит для съемок. За работу платили немного (около 6 тыс. руб. в месяц), зато Екатерина приобретала организационные навыки, училась решать нестандартные задачи и работать в условиях жестких дедлайнов.
На третьем курсе Лисейчева решила попробовать себя в роли радиоведущей: она записала демо своего голоса и отправила его на все известные радиостанции. Ответили из «Европы Плюс» и «Радио Премиум». «Европа Плюс» была более известной, но работать там можно было только ночью, что было сложно совмещать с учебой. Так Лисейчева попала на «Радио Премиум». Станция вещала на международную аудиторию, можно было вести эфиры после университетских занятий. Екатерине доверили новостные блоги и интерактивные шоу.
В 2012 году Лисейчева закончила бакалавриат и поступила в магистратуру того же вуза. От своей одногруппницы она узнала о необычной вакансии в интернет-магазине непродовольственных товаров Enter (дочерняя компания «Связного»). Должность называлась «fun-менеджер» в «Департаменте счастья сотрудников» и предполагала организацию внутренних коммуникаций, а также участие в развитии корпоративной культуры среди коллег. Публичная должность предполагала шесть этапов собеседования, включая встречу с генеральным директором компании. Когда они были успешно пройдены, начался этап погружения во внутренние коммуникации, большие ивенты, корпоративную культуру, которая являлась уникальной для 2012 года в России.
На новом месте главной задачей Екатерины было вдохновить сотрудников участвовать в мотивационной программе «ОлимпиаДА», создавать атмосферу счастья, драйва, бодрого духа стартапа. Она занималась внутренними коммуникациями, организовывала мероприятия, тематические пятницы, поздравления, а также создавала контент для внутреннего портала и социальных сетей. Пригодился и опыт с предыдущей работы: в Enter девушке доверили вести эфиры на корпоративном радио. Помимо этого, Лисейчева впервые участвовала в организации крупных событий с приглашенными артистами, с большой постановкой, в которой участвовали только сотрудники компании, и понимала специфику работы в коммерческой сфере.
Параллельно с работой в найме в 2014 году девушка вместе с друзьями Алексеем и Дмитрием решила открыть свой эскейп-рум (англ. real-life room escape — жанр интеллектуальных игр, подразумевающий поиск выхода из помещения. Игроков запирают в ограниченном пространстве, из которого они должны выбраться за определенное время, находя предметы и решая головоломки. — Прим. ред.). Как-то вечером друзья прочитали обзор Артемия Лебедева о только открывшемся квесте «Клаустрофобии» «Больница» и решили его посетить. Выйти за 60 минут не смогли, но зато вдохновились открыть свою собственную локацию с квестами. Молодые люди хотели приобрести франшизу в Москве, но стоимость была слишком высокой — 1 млн руб. Такой суммы у них не было, поэтому решено было открыть квест другом городе.
Выбор друзей пал на Екатеринбург, где паушальный взнос составлял 150 тыс. руб. Предприниматели отправились на переговоры и подписание договора с владельцами франшизы. На встрече в офисе их ждал неприятный сюрприз: франчайзер озвучил цену на 100 тыс. руб. выше той, на которую они рассчитывали. Путем переговоров сошлись все же на прежней цене и стартовали процесс.
Екатерина зарегистрировалась как ИП и формально стала единственным владельцем квест-рума. На старте Лисейчева взяла в кредит 250 тыс. руб. на покупку франшизы и первую оплату аренды. Средства на погашение долга ей удалось заработать на первых заказах в качестве ведущей мероприятий.
Помимо паушального взноса, для запуска первой игры партнеры собрали 350 тыс. руб. личных сбережений. Для дальнейшего развития и обустройства квестов они привлекали деньги через знакомых, договариваясь об относительно лояльном проценте. В помещении было три тематических комнаты, которые открывали друг за другом: начинали ремонт новой, как только окупался предыдущий. На тот момент среди всего своего окружения друзья были единственными, кто затеял такой рискованный бизнес, поэтому привлечение денег шло непросто — уверенности в успехе предприятия было мало. В итоге удалось собрать 3,5 млн руб. Владельцам «Клаустрофобии» молодые люди платили ежемесячный роялти в размере 15% от оборота. В зависимости от сезона, выручка бизнеса в среднем составляла 560 тыс. руб. в месяц.
Самый первый квест окупился за шесть месяцев, но следующий оказался сложнее в реализации: для его запуска партнеры использовали прибыль, полученную с первой игры, вместо того чтобы привлечь дополнительные инвестиции. Это замедлило развитие проекта, и предпринимателям иногда не хватало денег элементарно на свои личные нужды, потому что приоритет был жесткий — сначала зарплаты, аренда, а потом расходы на себя. Чтобы справиться с ситуацией, Екатерина взяла заемные средства в валюте, потому что другого варианта не было. Но это было ровно в кризис 2014 года.
«За две недели до роста курса я взяла в долг €5 тыс. Из-за кризиса сумма к возврату для меня увеличилась в три раза. Это был просто ад, насколько я была беззаботным управленцем! Я не читала новости и жила вообще вне политического контекста. Просто играла в игру „я предприниматель“».
Несмотря на кризис, друзья смогли открыть три квеста. Первый бизнес стал реальной школой жизни: «Ты совершаешь ошибки, платишь за них очень дорого, делаешь выводы и снова совершаешь, но теперь уже другие ошибки и так по кругу», — объясняет Лисейчева. Например, в самом начале стройки прораб сбежал с предоплатой в 300 тыс. руб. Из-за долгов по зарплатам строители угрожали поджечь объект, а другой сотрудник тихо воровал деньги несколько недель подряд — его «куш» составил 80 тыс. руб. Из-за необходимости управлять бизнесом на расстоянии, усталости и невозможности вкладываться еще больше в 2017 году друзья продали проект. Чистая прибыль после погашения долгов составила 200 тыс. руб. Разделив ее на троих, молодые люди отметили завершение своего авантюрного предприятия:
«Мы продали бизнес дороже (сумму сделки Лисейчева не раскрывает. — Прим. ред.), но после того как закрыли все задолженности перед инвесторами, чистыми осталось 200 тыс. Мы решили отметить освобождение от груза ответственности и отпраздновали в TimeOut. Это классный опыт на самом деле. Когда тебе 23, у тебя нет тех страхов, которые есть в 32. Ты настолько легко теряешь и приобретаешь, что это дает невероятную силу. Такая безбашенность (в хорошем смысле), балансирующая с гиперответственностью, — это было супер».
В Enter девушка оставалась до 2014 года. За это время она полюбила свою работу, однако решила, что хочет расти дальше: «Мне очень нравилось там, но на тот момент я сделала в компании все, что было можно, — поделилась она. — Мне поручили внешние ивенты, я сделала SMM — у меня был полный карт-бланш, я занималась всем на свете. И в какой-то момент я просто поняла, что хочу пойти вперед».
После ухода из Enter Екатерина устроилась в event-агентство «Всякий случай» на должность PR-директора, где проработала девять месяцев. Потом ее сократили: агентство столкнулось с трудностями в привлечении новых клиентов и приняло решение уменьшить расходы на персонал. В том же году девушка начала самостоятельно вести и организовывать мероприятия — это произошло сразу после регистрации ИП для «Клаустрофобии». Она получала заказы благодаря знакомствам, которые завязала во время работы в Enter. Первыми клиентами стали бывшие коллеги: они заказывали у предпринимательницы организацию свадеб и корпоративов.
В том же году бывший генеральный директор Enter создал фонд S&P Capital и предложил Лисейчевой открыть event-агентство с ним в партнерстве: опытный предприниматель видел потенциал Екатерины в организации мероприятий. Девушка долго сомневалась, но в итоге согласилась: партнеры открыли агентство, поделив доли в бизнесе 50 на 50.
По словам Лисейчевой, именно инициатива партнеров подталкивала ее к открытию нового бизнеса. Предпринимательница признает, что без их поддержки она бы долго не решилась открыть собственное дело: «Для меня свойственно реагировать на импульс с внешней стороны — что с открытием квестов, что с агентством. Мне говорят: „Погнали?“ Я отвечаю: „Погнали!“ И все».
Название придумывали довольно долго. С одной стороны, хотелось отразить концепцию агентства по организации событий со смыслом (умные ивенты), с другой стороны — не походить на огромное количество агентств, где в названии обязательно есть events. При этом было важно сохранить идентичность — так появилась «Мандариновая Лиса». Екатерина посчитала, что «мандарин» — это дружеский фрукт, он делится на части и ассоциируется с праздником. «Лиса» — тут все просто, потому что так называли с детства, потому что Лисейчева. А еще это название сразу запоминается, отличается от других.
Со всем остальным помогал партнер и его фонд: он взял на себя регистрацию товарного знака, поиск дизайнеров и программистов для сайта, а также вложил средства в развитие. Затраты составили около 600 тыс. руб. Сайт обошелся в 260 тыс. руб., 100 тыс. руб. ушло на юридические расходы и регистрационный знак, а остальное — на зарплаты сотрудникам. Лисейчева позвала в команду свою бывшую одноклассницу, которая работала байером и умела договариваться с людьми, коллегу из Enter — она занималась розницей и логистикой, и еще одного человека, в котором она видела организаторские способности: он стал помощником event-менеджера. Также агентство наняло бухгалтера и юриста на аутсорсе.
По мнению Екатерины, можно было обойтись меньшими расходами, но все вложения окупились уже в первый месяц после открытия. На начальном этапе «Мандариновая лиса» организовывала свадьбы, детские праздники, корпоративы, деловые мероприятия и застройку стендов. Основной упор делался именно на свадебные торжества, так как раньше девушка занималась ими больше всего.
Важным фактором успеха, по мнению Лисейчевой, стало то, что она активно развивала личный бренд, публикуя информацию о своей деятельности и бизнесе в социальных сетях. В итоге она стала ассоциироваться с качественно сделанными мероприятиями, а агентство — с положительными чертами ее личности: ответственностью, пунктуальностью, заботой, оптимизмом и стремлением к командной работе.
Отличительной чертой компании стало то, что во главу угла агентство ставило заботу о людях, с одной стороны, а с другой — эффективность каждого сценария. Для этого команда проводила опросы и измеряла NPS (Net Promoter Score — индекс потребительской лояльности — показатель, который отражает отношение клиентов к компании и вероятность, что они будут рекомендовать ее своим знакомым. — Прим. ред.).
В основе авторского подхода к организации событий Лисейчева использовала принципы «пути героя» из книги «Морфология волшебной сказки» филолога Владимира Проппа. С этим трудом девушка познакомилась в университете. Екатерина перенесла филологические принципы на процесс организации мероприятий. Сценарий их проведения включает в себя и мотивацию прийти на событие, и увлечение сюжетом, и удержание внимания, и неожиданный поворот, твист, кульминацию, и послевкусие. Событие должно быть направлено на изменение состояния участников, приобретение нового опыта и впечатления, которые недоступны в обычной жизни.
В 2017 году, через год после открытия, Екатерина задумалась над тем, чтобы выкупить свою долю. Ей было неинтересно развиваться внутри S&P Capital, хотелось работать над агентством самостоятельно. Сложность вызвало то, что другие компании из портфеля фонда тоже изъявили желание выкупить доли: для компании это означало потерю активов. Переговоры длились несколько месяцев, однако предпринимательница все же смогла добиться своего. Сумму выкупа она не раскрывает из-за договоренности с партнером.
Теперь Лисейчева могла заниматься бизнесом самостоятельно и дела шли хорошо. Структура компании не менялась, но по мере роста заказов увеличивалось и число сотрудников. Агентство также привлекло флагманских клиентов, для которых ежегодно проводилось более 10 мероприятий. Екатерина отмечает, что 2017 и 2018 год были успешными: оборот компании составил 31,5 млн руб. и 58 млн. руб. соответственно.
В 2019 году основательница решила отказаться от свадебных мероприятий, которые отличались низкой маржинальностью по сравнению с остальными, но забирали больше всего ресурсов. Помимо этого, они попросту изматывали Лисейчеву: постоянные эмоциональные всплески невест было психологически сложно воспринимать. Вместо свадеб команда сфокусировалась на корпоративных заказах. Перенос фокуса на другой продукт вырастило выручку компании почти в два раза, она составила 93 млн руб.
Екатерина начала задумываться о своей роли в бизнесе — девушке хотелось меньше участвовать в организации и больше выступать в роли визионера. Однако с наступлением пандемии коронавируса в 2020 году планы пришлось отложить. Компания перешла в онлайн-формат, организовывая события с акцентом на поддержку. Лисейчева много работала и часто вела переговоры, связанные с отменой офлайн-форматов.
Многие клиенты пошли навстречу и согласились перенести очные мероприятия на неопределенный срок: «Если бы не их партнерский подход, то я бы просто не протянула все эти турбулентности, — признается она. — Да, я тоже выбираю клиентов и работаю не со всеми — это определяющий во многом фактор. Они выбирают меня, я выбираю их. Но это работает».
Во время кризиса Лисейчева не прибегала к увольнениям и продолжала выплачивать сотрудникам зарплаты, несмотря на отсутствие прибыли. Помогла ее природная бережливость: у девушки были отложенные средства — 10 млн руб. Зарплаты остались прежними, но без премиальной части.
«У меня была честная договоренность с командой: я призналась, что не знаю, что дальше будет, и не понимаю, насколько меня хватит. Но до тех пор, пока я могу платить зарплаты, я буду это делать и мы продолжим работать. Я знаю, что многие event-агентства закрывались, увольняли людей и замораживали деятельность до того, как разобрались. Мы не замирали и делали онлайны — это нам помогало».
Несмотря на то что первые онлайн-мероприятия компания начала проектировать только в марте, продажи появились уже к апрелю. Быстрая адаптация позволила выйти на прибыль к маю того же года. Одним из первых проектов стал чат-бот «Борис» для IT-компании Dataline: это был новый для заказчика формат, который позволил поддерживать людей в асинхронном формате, давать ощущение команды даже на расстоянии.
Помимо этого, были и классические формы заботы о сотрудниках, которые компания предлагала своим клиентам в условиях удаленной работы: онлайн-шоу, марафоны, спортивные задания, а также создание корпоративного мерча и подарков.
Уже к осени 2020 года ситуация стала спокойнее. «Мандариновая лиса» сделала фокус в том числе на спецпроекты для клиентов, заходя на новую для себя территорию. Индивидуальные проекты могли решать задачи по развитию сотрудников, формированию смыслов и ценностей компании. К концу года в копилке компании оказалось 65 кейсов, а ее оборот достиг 57 млн руб. после падения в начале 2020 года.
В 2021 году стало значительно проще, однако некоторые запреты все еще присутствовали. В связи с этим к корпоративным и онлайн-мероприятиям добавился новый — гибридный — формат. Это помогало проводить события с ограничением по количеству людей. Сейчас «Лиса» от этой концепции отказалась. По мнению Екатерины, формат оказался малоэффективным, так как участники, находящиеся в онлайне, были недостаточно вовлечены в процесс по сравнения с теми, кто присутствовал на мероприятии физически.
Во второй половине года, когда ограничения были полностью сняты, компания вернулась к привычному режиму работы. Команде удалось завершить 57 проектов и заработать 93 млн руб., вернувшись к доковидным цифрам. Но стабильность продлилась недолго: в феврале 2022 года предпринимательница попала в больницу, а сразу после выписки столкнулась с новостями о начале СВО.
Происходящее негативно повлияло на состояние Лисейчевой, но, как собственник, она понимала, что единственный способ справиться — сфокусировать внимание на важном и успокоиться. Своими знаниями она делилась с командой и старалась создать ощущение единства и поддержки. Предпринимательница хотела донести до коллег мысль, что в непростое время важно быть вместе и поддерживать друг друга.
Екатерина считает, что пандемия помогла ей подготовиться к кризису 2022 года: обстоятельства, конечно, были разные, но чтобы с ними справиться, нужно было придерживаться общих принципов: «Стало понятно, что нет времени сомневаться, — рассуждает Лисейчева. — Если раньше, в сладком 2019 году, у нас всегда было время все обдумывать, то в 2020 и в 2022 году стало понятно, что выживаемость бизнеса зависит от того, насколько хорошо фаундер и его команда адаптируются к происходящему. Адаптация, гибкость, переворот. Повторить упражнение».
Из-за политического кризиса Россию начали покидать иностранные бизнесы и «Лиса» лишилась множества заказчиков. Помимо этого, трансформировались запросы клиентов: фокус еще больше сместился на людей, на их внутреннее состояние и устойчивость. Агентство быстро переориентировало свою работу на российский рынок, переосмыслив представления о целевой аудитории: если раньше компания бралась в основном за наиболее крупные и рентабельные из проектов, то в условиях неопределенности решено было работать со всеми бизнесами, отвечающими принципам и ценностями «Мандариновой лисы».
Тогда же агентство открыло юрлицо в Армении, чтобы поддержать связь с клиентами, которые эмигрировали из России. Открытие зарубежного офиса позволило продолжать работу с бизнесами, которые имеют сотрудников в других странах. Это также обеспечило выход на новые рынки. Сегодня армянское подразделение приносит менее 5% общего дохода, но агентство рассматривает это как эксперимент, позволяющий проверить возможность работы в государстве с другим менталитетом и законодательством. Совокупность этих решений привела к тому, что в кризисном 2022 году компания не понесла убытков, а ее оборот составил 110 млн руб.
В 2023 году Екатерина решила поднять цены на услуги (Как сильно выросли цены, предпринимательница не раскрывает. — Прим. ред.]). Это было необходимо из-за глобальных экономических изменений. С учетом состава команды и всех расходов минимальная планка по бюджету проекта составила 3 млн руб. Благодаря этому оборот компании по итогам года вырос до 250 млн руб. Того же курса агентство придерживалось и в 2024 году: в этот раз минимальный бюджет проектов составил 6 млн руб. К концу года его планируют снова увеличить — в этот раз до 10 млн руб. Екатерина объясняет, что эти меры связаны с усложнением структуры компании, низкие чеки становятся нерентабельными.
Помимо мероприятий, агентство продолжает заниматься спецпроектами: так появилось сообщество фрилансеров «Кураж», которое объединяет специалистов креативной индустрии из разных уголков страны и мира, работающих на себя. Еще один проект, «Лагерь Воздух», дает взрослым возможность отдохнуть в формате детского лагеря. В 2019 году команда Лисейчевой сделала первый проект для частных клиентов, а следом — для компании «Ростелеком Солар».
«Идея „Воздуха“ появилась из детской любви к летним лагерям и понимания, что взрослые люди лучше всего себя чувствуют, когда позволяют себе беззаботное веселье, ничегонеделание, спорт на свежем воздухе. Их состояние меняется, морщины разглаживаются. Большой опыт организации ивентов и запрос клиентов — что еще мы можем сделать для команды, чтобы сплотить, познакомить, построить горизонтальные связи, сделать так, чтобы человек познакомился с человеком?»
Размышляя о своем предпринимательском пути, на котором уже были два серьезных кризиса, Екатерина Лисейчева делает вывод: «Мне кажется, сила любой компании сейчас в том, что она продолжает существовать несмотря ни на что. Это и есть личность и идентичность бренда — качество того, что ты создаешь, говорит о том, какой ты человек и что тебя самого наполняет».