Взлететь • 21 июля 2025
«Не надо строить бизнес на затыкании дырок»: как создать сеть из 30 точек в малых городах — опыт «Нпицца»
«Не надо строить бизнес на затыкании дырок»: как создать сеть из 30 точек в малых городах — опыт «Нпицца»

Текст: Григорий Щеглов
Фото: Предоставлено Русланом Ботисом
Открыть пиццерию в мегаполисе не задачка со звездочкой: аренда, маркетинг, сотрудники, трафик — все под рукой. А в городе с 10 тыс. жителей это уже становится сложнее. Руслан Ботис начал с маленькой точки в родном поселке, а сегодня управляет сетью из 30 пиццерий с оборотом 250 млн руб. в год. Все локации работают в небольших населенных пунктах в радиусе 300 км от его дома.
В этом интервью расскажем, как построить устойчивую сеть там, куда многие не рискуют заходить, почему масштабироваться в регионах бывает выгоднее, чем в столице, а также о правилах запуска бизнеса в маленьком городе.
Открыть пиццерию в мегаполисе не задачка со звездочкой: аренда, маркетинг, сотрудники, трафик — все под рукой. А в городе с 10 тыс. жителей это уже становится сложнее. Руслан Ботис начал с маленькой точки в родном поселке, а сегодня управляет сетью из 30 пиццерий с оборотом 250 млн руб. в год. Все локации работают в небольших населенных пунктах в радиусе 300 км от его дома.
В этом интервью расскажем, как построить устойчивую сеть там, куда многие не рискуют заходить, почему масштабироваться в регионах бывает выгоднее, чем в столице, а также о правилах запуска бизнеса в маленьком городе.
«Нпицца»
— С чего началась «Нпицца»? Как вам пришла идея открыть пиццерию?
— До пиццерии у меня была оперативная полиграфия, а до этого я был фотографом. Так я получил опыт работы на результат, когда тебе платят не раз в месяц, а за конкретную задачу. Начал мыслить этими категориями.
Дальше была «Бизнес-молодость» и обучение предпринимательству: я читал все, что было в интернете на тот момент по этой теме. Понял, что если хочу увеличивать доход, то нет смысла развиваться только как фотограф. Предпринимательство — это отдельная профессия, которую надо постигать.
— И как же надо учиться быть предпринимателем?
В моей картине мира был следующий путь: сначала научиться работать одному, потом — с командой. Фотография не подразумевала командной работы, а оперативная полиграфия позволяла покупать оборудование и нанимать людей.
Пиццерия подвернулась случайно. Ребята в нашем поселке открыли пиццерию, проработали три месяца, поссорились и разошлись. Я подошел к одному из них — он владел помещением. Спросил, что думает насчет пиццерии. Он сказал: «Если интересно, можно открыться заново. 200 тыс. руб. хватит, чтобы запустить кухню».
Мне было сложно выдернуть 100 тыс. руб. из оборота. Пошел в банк, взял кредит, позвонил партнеру, и мы запустили первую пиццерию.
Все получилось, потому что я уже был предпринимателем. Прошел путь от работы руками до построения небольшой компании со студией, которая могла делать 300–400 тыс. руб. выручки в месяц в маленьком поселке.
Я также участвовал в разных проектах в рамках «Росмолодежь. Предпринимай». Так, например, в 2024 году, мне посчастливилось победить в конкурсе «Молодой предприниматель России» в спецноминации «Молодой предприниматель года».
Все это помогло сформировать вокруг меня сильное окружение, которое однозначно мне очень помогает в развитии.
— Как происходило развитие? Откуда появились следующие точки?
— Когда мы запустили пиццерию, я применил все свои предпринимательские навыки. Я знал, как работать со средним чеком, как увеличивать товарную линейку, занимался брендингом, визуализацией.

У нас был трафик — я когда-то работал в кафе и собирал людей через группу в VK. В итоге она стала основным сообществом в поселке. Оттуда я вел людей прямо на пиццерию. Уже с первого месяца экономика начала работать в плюс.
Это видели мои друзья и партнеры. Они стали говорить: «Давайте такую же штуку откроем в другом месте». Появился рост запросов на открытие, и я начал строить компанию, чтобы удовлетворить эти запросы.
Появился свой склад, своя логистика — без этого невозможно было доставлять продукты в маленькие населенные пункты.
В прошлом году мы вышли на оборот в 250 млн руб., в этом нацелены на 350. Готовим фундамент для рывка к миллиарду, но подходим к этому аккуратно — с нынешними внутренними ограничениями слишком резкий рост может нас разорвать.
«Нпицца» уже достигла предела в нескольких зонах: корпоративная культура, HR, финансы, логистика — по всем этим направлениям мы работаем на максимуме. Модель эффективна, но скачок без подготовки может сломать систему. Поэтому сейчас мы донастраиваем процессы и двигаемся поступательно, сохраняя уверенный рост на 20–30% в год.
— «Нпицца» открывается только в маленьких городах и поселках. Это сознательное решение?
— Мы сами живем в маленьком поселке и бизнес-модель разрабатывали именно здесь. Так проще — мы понимаем особенности малого города. Для захода в мегаполисы нужны большие вложения, поэтому пока идем по пути наименьшего сопротивления.

Сейчас мы захватили в радиусе 250 км от себя почти все населенные пункты. Дальше пойдем либо в другие регионы с аналогичной моделью, либо будем тестировать гипотезы по работе с более крупными городами. Например, можно расставить маленькие эффективные точки по городу и накрыть его доставкой. Но это требует ресурсов для тестирования.
Пока тратим деньги туда, где проще получить возврат.
— Сколько средств требуется для открытия новой точки?
— Первые точки открывали на коленках — сначала за 200 тыс. руб., потом примерно за 400 тыс. Сейчас открытие стоит до миллиона. Это внутренняя история — франчайзинг пока не рассматриваем, там цена была бы выше.
— Как быстро окупается новая локация?
— Рентабельность 17%, топовые точки делают примерно 1,5 млн в месяц, был прецедент — одна точка недавно пробила 2 млн выручки. В суперсценарии за три месяца можно вернуть вложения. В пессимистичном — за пять-шесть.
— Были неудачные запуски?
— Конечно. И мы извлекли из этого уроки. Порефлексировали, поняли, что открыться на втором этаже торгового центра — плохая идея. Вообще, мы совершали странные ошибки, но с партнерами почти во всех случаях выходили в плюс. В противном случае собирали точку, переезжали в другой населенный пункт и окупали вложения там.
Процент негативных историй практически нулевой. Были конфликты с партнерами по характерам, но это случается у всех. Сейчас собралась классная команда.
— Какие специфичные проблемы можно выделить у предпринимателей в малых городах?
— Основная проблема в том, что все пытаются действовать интуитивно. Видишь проблему — пытаешься ее закрыть. Когда интуитивно строишь бизнес через затыкание дырок, шансов на успех меньше, чем если бы ты изучил теорию, проверил стратегию и следовал дальше на опыте.
Ошибка многих — считают себя молодцами, не любят платить экспертам, потому что бьет по самооценке. Амбиции вредят. Но лучше общаться с теми, у кого есть опыт в нише.
Недавно в Смоленске парень говорит: «Две шаурмичные открыл, 15 млн потратил, ничего не сходится». Когда эксперты советуют дизайнера для кухни, они накручивают на деньги. Цена открытия улетает в космос, окупаемость тоже. Если с кредитными деньгами зашел — точка безубыточности вообще высоко.
Я за подход тестирования с маленькими инвестициями. Решения лучше принимать на основе данных: сначала делаешь выводы, потом от них отталкиваешься.
— Есть ли проблемы с наймом сотрудников в маленьких городах?
— Проблема есть, но мне посчастливилось найти отличного HR-менеджера. Подходим к поиску сотрудника как к бизнесу: знаем, сколько готовы потратить, через какие каналы искать. Мой HR за три года провела больше 1,2 тыс. собеседований.
Собрать людей первично труда не составляет. Сложнее вторично, когда первая команда посыпалась.
Есть опыт работы и в населенных пунктах с 3 тыс. человек — если хорошая команда складывается, точки спокойно делают почти миллион выручки. У нас из 30 локаций две в красной зоне, четыре в желтой (прибыльные, но могут лучше), остальные в зеленой зоне — хорошая прибыль с запасом.
— Какой совет дадите предпринимателю, думающему об открытии бизнеса в малом городе?
— Три совета.
Первый — читать книги. Во всем окружении успешные предприниматели, которые выросли самостоятельно, читают. Моя цель — это минимум 14 книг в год. Предприниматель идет в неопределенность, ее надо структурировать. Проблема с корпоративной культурой — изучаем книги, данные. Это быстрее курсов. В каждой нише существует одна великая книга, остальное — ее интерпретации.
Второй — среда. Предприниматель растет в среде, самостоятельно не может. Нейроны создаются в общении. Когда общаешься с предпринимателями, которые тебя уважают, хочется соответствовать этой планке, расти, удивлять. Эта среда ускоряет — всегда можно позвонить, спросить совета.
Третий — самоидентификация. Нужно сразу определиться: я предприниматель. Человек не может научиться играть на гитаре без самоидентификации себя как музыканта. Нужно сменить самоидентификацию на «я предприниматель».