Идея создания Okko возникла в 2008 году в R&D-подразделении оператора Yota. Видеосервис задумывался как дополнительная услуга для пользователей мобильной связи. Но вскоре стало ясно, что это должен быть отдельный сервис.
Сначала мы сделали продукт в соответствии с тогдашними представлениями о рынке. Это была веб-витрина для PC — ноутбуков и компьютеров, — где предлагались фильмы по принципу «заплатил и скачал файл». Из-за таких ограничений проект был не очень востребован. Тогда мы решили продавать доступ к видеоконтенту в Smart TV — они еще назывались интернет-телевизоры.
Мы выбрали Smart TV как основную платформу, потому что на ней минимум пиратства и максимум дополнительной ценности для абонента. Прямо на телевизоре открываешь приложение, выбираешь и стримишь любой фильм или сериал. Сейчас фильмы Okko можно смотреть также на ноутбуках, компьютерах, игровых консолях и мобильных устройствах (там контент доступен и оффлайн).
Подготовка к запуску сервиса заняла почти три года. Лицензирование — одна из ключевых экспертиз, без сильной лицензионной команды этот бизнес невозможен. Мы начали переговоры с голливудскими студиями еще в 2009 году. Они работали с российским кинопрокатом и не хотели «открывать» свои фильмы для платного просмотра онлайн: опасались, что в сеть потекут пиратские копии и выручка от проката сильно снизится. Чтобы их убедить, мы подробно рассказывали, какие технологии шифрования и защиты контента в VoD будем использовать. Например, с 20th Century Fox мы вели переговоры почти два года и подписали контракт только в 2011 году.
С каждой продажи контента студии забирают не менее 50% стоимости. Кроме того, Голливуд требует выплаты минимальных гарантий. Как правило, это сотни тысяч долларов, — сервис вносит их на год вперед. Это требование было камнем преткновения в начальных переговорах, потому что рынок был микроскопический и окупить такие суммы очень тяжело. Со временем условия сотрудничества со студиями улучшились.
Студии предоставляют нам права и исходные файлы, которые кодируются для нашей платформы. Права делятся на транзакционные (продажа и аренда фильмов) и подписные (пользователь покупает подписку на месяц и в ее рамках смотрит все подряд). Крупные студии обычно согласовывают их отдельными контрактами. Структура транзакционной сделки, как правило, включает в себя все новинки и определенный объем библиотеки.
Сегодня у нас около 150 контрагентов — российских и иностранных студий (в том числе все 6 крупных голливудских). Из их фильмов и сериалов складывается наш каталог, в котором сейчас около 6500 единиц контента, не считая отдельных эпизодов сериалов.
Словарь
IPTV — технология цифрового телевидения по протоколу интернета, которую используют операторы цифрового кабельного ТВ.
OTT (от англ. Over the Top) — технология доставки видеоконтента на компьютер или мобильный телефон по интернету без прямого контакта с оператором связи.
Smart TV — телевизор со встроенным интернет-доступом или ТВ-ресивер, который позволяет устанавливать дополнительные приложения и услуги.
4K (или Ultra HD) — видео в высоком разрешении 3840 на 2160 точек, или около 8 миллионов пикселей.
HDR (High Dynamic Range) — технология работы с изображениями и видео в высоком диапазоне яркости, что дает реалистичное качество картинки.
Electronic sell-through (EST) — модель продаж контента, когда пользователь покупает фильм навсегда, при этом файлы сохранены в облаке, а пользователь получает доступ к ним с разных устройств.
VoD (video on demand) — видео по запросу пользователя, система доставки абоненту фильмов и телепрограмм по кабельному или цифровому ТВ.
С самого начала мы решили работать по платной модели, без рекламы. Сегодня клиент Okko выбирает, арендовать ли видеоконтент на двое суток (от 79 рублей за фильм), купить его (от 199 рублей) или оплатить ежемесячную подписку на тематические подборки. Начинали мы с первых двух вариантов: по сути, это аналог проката DVD или покупки фильмов на физическом носителе. На разовую покупку и аренду контента приходится 80% нашего оборота.
Первая попытка запустить подписку оказалась неудачной. Около 3 лет назад мы предложили пользователям подписку на весь каталог. В нем тогда не было рубрикации и разделения по тематике (эти и другие удобные нововведения появились позже). Продукт не был адаптирован для рынка и потому не пользовался спросом.
Пришлось переработать идею. В марте 2016 года мы запустили целый веер тематических подписок, в соответствии с интересами аудитории. За подписку пользователь платит от 99 до 599 рублей в месяц и получает контент определенной тематики. Сейчас на выбор 8 пакетов: сериалы Амедиатека, мировое кино, три подборки с мультфильмами, российское кино и сериалы, арт-хаус и документальные фильмы.
В подписках не бывает новинок голливудских студий. Они открывают права на фильм в формате video on demand гораздо позже, чем выставляют его для разовой продажи или аренды онлайн. Но в каждой подписке есть несколько сотен, а иногда и тысяч единиц контента, — достаточно, чтобы развлечься вечером.
В среднем семье нужно 2–4 тематических подписки. Поэтому мы придумали «бандлы»: при покупке нескольких пакетов предоставляем скидку 50–70%. Большинство нашей аудитории пользуется этими скидками. К концу 2016 года доход от подписок составил 15% от общей выручки, а сейчас эта цифра поднялась до 20%.
Okko в цифрах
775 млн рублей —
выручка компании за 2016 год.
20%
от выручки приносит сервису модель подписки.
1,5 млн человек —
ежемесячная аудитория Okko
6500
фильмов и телесериалов (без учета отдельных серий) включает библиотека сервиса.
39
фильмов в формате 4K от студии Sony Pictures предлагает сервис.
Источник: данные компании
В России пользователь не готов платить большие деньги за видеоконтент. Частично по этой причине здесь не сработала модель американского Netflix (к тому же, их контент был почти не адаптирован под российскую аудиторию). В США этот сервис гораздо дешевле кабельного телевидения. В России иначе: пакет кабельного ТВ, например, от Ростелекома, стоит в среднем 150–200 рублей, в базовую подписку попадает 100–150 каналов, в том числе в HD-качестве. Услуга прописана отдельной строкой в Едином платежном документе, и люди ее воспринимают почти как бесплатное телевидение. А пользователь Netflix, чья подписка стоит 500–800 рублей (без новинок и с небольшой библиотекой), не понимает, за что платит.
Закон об ограничениях для онлайн-кинотеатров
В апреле 2017 года Госдума приняла закон (вступит в силу с 1 июля 2017 года), ограничивающий в России долю иностранного владения онлайн-кинотеатрами. В российских видеосервисах, чья аудитория превышает 100 000 россиян в месяц, иностранным юридическим или физическим лицам может принадлежать не более 20%.
Ограничения нацелены в первую очередь на зарубежные сервисы — такие, как Netflix или Amazon. Если среди пользователей онлайн-кинотеатра число россиян превышает 50%, требования об ограничении иностранного капитала его не коснутся (это относится и к Okko).
По словам представителя Okko, сейчас в компании не планируют какие-либо изменения в связи с новым законом. Дальнейшие действия будут определены после того, как закон вступит в силу.
По данным СПАРК, санкт-петербургское ООО «Окко» принадлежит частной компании Окко Холдинг Лтд, зарегистрированной на Кипре.
Прибавьте к недорогому кабельному ТВ пиратство — и задача усложняется. В России пользователь не привык платить за контент и не понимает его ценности. Мы боремся с пиратством законодательно, но это неблагодарная работа: закрываешь один сервис, появляется 100 зеркал… Борьба с пиратством помогла бы рынку онлайн-кинотеатров развиваться быстрее.
За что заплатит российский пользователь? За кино без подключения к интернету (например, в дороге), и чтоб не разбираться в форматах. Сел на диван, взял пульт, за 5 секунд выбрал лучшее кино, оплатил за пару кликов — и наслаждаешься качеством картинки и звука, сопоставимым с кинотеатром. И все это на своем большом домашнем экране, где уютно и никто рядом не хрустит попкорном.
Мы считаем, что в ближайшем будущем активнее всего будет развиваться сегмент фильмов в ультравысоком разрешении 4K. Поэтому мы запустили премиальную коллекцию (почти 40 таких фильмов от студии Sony Pictures). Производители телевизоров фокусируются на этой технологии, но им явно не хватает контента: уже сейчас можно купить телевизор с 4К, но смотреть на нем почти нечего. Мы стараемся решить эту проблему. Пока доля пользователей 4K–контента у Okko составляет единицы процентов, но в ближайшие два года, по мере роста продаж телевизоров с ультравысоким разрешением, она может вырасти до 20%.
Выручка Okko за 2016 год составила 775 млн рублей. Вопрос прибыли мы не комментируем. Но это бизнес низкомаржинальный, поэтому для уверенной доходности сервиса рынок еще должен значительно вырасти.
Согласно исследованию компании Markets&Markets, объем мирового рынка видео-стриминга в 2016 году составил $30 млрд, а к 2021 году увеличится до $70 млрд. В России, согласно отчету консалтинговой компании Jʼson & Partners, в 2016 году объем рынка легальных видеосервисов (включая платный и рекламный) составил 11,2 млрд рублей, и 70% всех доходов этого рынка собрали онлайн-кинотеатры. Ожидается, что доходы легальных видеосервисов к 2020 году вырастут почти до 20 млрд рублей, а рынок будет расти в среднем на 16% в год.