Взлететь

Основатель Playboy Хью Хефнер: от копирайтера до создателя секс-империи

Основатель Playboy Хью Хефнер: от копирайтера до создателя секс-империи
Фото: Ann Johansson / Contributor

28 сентября в США на 92 году жизни умер основатель журнала Playboy Хью Хефнер. Именно он увидел в сексуальной революции отличную возможность для бизнеса и превратил мужской журнал в глобальный бренд с казино и сервисом аренды лимузинов. Но в жизни главного плейбоя всего мира было и другое: работа за копейки, неудачные поиски инвестора и обвинения в саботаже от акционеров. В чем секрет успеха Playboy и как его создатель превратил свои фантазии в бизнес.


Казалось бы, что удивительного в феноменальном успехе Playboy — в рекламе всем известно: «секс продается» (sex sales). Но он никогда не продавался так хорошо — до Хефнера.

Хью Хефнер родился в 1926 году, в Чикаго, в строгой протестантской семье. В старших классах, армии и колледже он писал истории и рисовал иллюстрации для газет. Изучая социологию в Северо-западном университете, Хефнер написал статью об отчете Альфреда Кинси, где утверждалось, что американцы привыкают к более открытому обсуждению секса.

Заложить мебель и выпустить журнал

После выпуска Хефнер стал копирайтером, сменил несколько мест, а в 1951 году попал в редакцию Esquire. Когда штаб-квартира журнала переехала в Нью-Йорк, он просил о прибавке на $5 в час, но ему отказали — и Хефнер задумался о собственном журнале. Первая попытка привлечь финансирование оказалась неудачной.

В 1953 году Хефнер собрал $8 тыс. — у друзей и родственников, взял кредит — по легенде, заложил мебель, — и в декабре первый выпуск журнала Playboy попал в газетные киоски. Номера на обложке не было — выйдет ли следующий, не знал никто. Хефнер нервно бегал от киоска к киоску — проверял, как идут продажи.

Оказалось, круглая сумма за свежее фото Мэрилин Монро для обложки была удачным вложением: все 50 тыс. экземпляров первого выпуска Playboy были распроданы.


Мотивирующие афоризмы от Хью Хефнера

«Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на воплощение чужой мечты».


«Быть эгоистом правильно. Неправильно быть зацикленным на себе и не слышать других людей».


«Я самый удачливый человек из всех, кого я знаю. Я ни с кем бы не стал меняться местами».


«Для меня журнал всегда был центром моей жизни. А другой важной частью было жить полноценно».


«Забавно, как один человек, воплощая свои фантазии, воплотил фантазии такого большого количества других людей».


«Я не планирую выходить на пенсию. Чтобы оставаться молодым, необходимо идеальное сочетание работы и отдыха. Если я брошу работу, это будет началом конца».


Империя Playboy

К 1971 году, когда Playboy Enterprises стала публичной, журнал расходился тиражом в семь миллионов экземпляров в месяц, а активы компании включали книжное издательство, сервис аренды лимузинов, звукозаписывающий лейбл, отели, казино и студию видеозаписи.

80-е в финансовом плане были не лучшими для компании, — Хефнер списывает это на консерватизм эпохи. В 1985 году он перенес инсульт, но еще три года занимал должность председателя и генерального директора компании.

Затем обе должности перешли к его дочери Кристи. В начале 2009 года она ушла в отставку. В 2015 году Хефнер поддержал ведущего редактора Playboy Кори Джонса в отказе от фото полностью обнаженных женщин в печатной версии — чтобы расширить аудиторию. В феврале 2017 года Playboy вернулся к старой концепции: на его страницах вновь появились фото обнаженных моделей.


Уроки бизнеса от Хью Хефнера


Окружите себя правильным людьми. Хефнер обладал феноменальной способностью находить людей, которые помогали ему поднять бизнес на новый уровень: неважно, откуда они, насколько хорошо ему известны, какой у них бэкграунд, — важно, что они способны развивать компанию.


Выстройте свой ключевой бизнес. За десятки лет бизнес Хефнера вышел далеко за рамки журнального — появились клубы, казино, телевизионный бизнес и многое другое. Но сначала Хефнер довел до совершенства свой ключевой бизнес. Стремление руководителей успеть все и сразу не всегда заканчивается удачно. Сначала основной бизнес — потом рост.


Радости плейбоя VS. проблемы предпринимателя

В 2009 году издательский дом Playboy Enterprises несколько месяцев подряд терпел убытки и начал искать покупателя. Эксперты говорили, что бренд не выдержал конкуренции с интернетом. Последней каплей стал финансовый кризис 2008 года. На фоне новостей о предстоящей продаже акции Playboy подорожали на 72,38%, капитализация достигла $141,1 млн.

Один из инвесторов подал на компанию в суд, утверждая, что Хефнер саботировал продажу Playboy Enterprises, хотя цена была весьма привлекательной для акционеров. Газеты цитировали письмо инвестиционной компании: «Если бы вы были Хью Хефнером в 81 год, вы бы отказались ради акционеров от грудастых блондинок, роскошного особняка и реалити-шоу?» В иске также утверждалось, что цена номера Playboy выше, чем курс акций компании ($5,99 против примерно $3).

Но Хефнер не принимал обвинения близко к сердцу и проводил свои последние дни с с виагрой среди атласных простыней и платиновых блондинок. Он говорил: «Это один из самых лучших периодов в моей жизни, — мне даже лучше, чем все думают».