Взлететь • 6 января 2021
Компания года. Как маленькая семейная компания стала самым востребованным в мире производителем 2020 года
Компания года. Как маленькая семейная компания стала самым востребованным в мире производителем 2020 года
Текст: Алекс Бхаттачарджи, автор Inc. com
Фото: Tony Luong/Inc.com
В мире всего две компании, которые производят ватные палочки, пригодные для взятия тестов на коронавирус. Одна из них — это маленькая семейная компания в штате Мэн. Прочитайте, как они ответили на вызов, брошенный им 2020 годом, и расширились практически со скоростью света, чтобы удовлетворить резко возросший спрос. После того как компания со среднегодовым доходом в $45 млн заключила государственные контракты на общую сумму более $126 млн, она увеличила свои мощности в десятки раз, а американский Inc. назвал Puritan Medical Products компанией года.
Два звонка, которые изменили бизнес
Тревожный сигнал в субботу, 14 марта, прозвучал дважды. Сначала утром совладельцу Puritan Medical Products Тимоти Темплету позвонил помощник министра здравоохранения США Бретт Джируар. Он хотел узнать, как быстро Puritan сможет нарастить производство зондов для взятия мазков из носа. Два часа спустя позвонили Скотту Уэллману, временному управляющему Puritan, он в этот момент стоял в очереди за сэндвичами с лобстером, поэтому звонившему пришлось оставить голосовое сообщение. Позже выяснилось, что это был сенатор штата Мэн Ангус Кинг, который хотел узнать про производство зондов по поручению сенатора Орегона. «С чего вдруг внезапно на выходных мне звонит сенатор? — подумал тогда Уэллман. — Это неспроста. Начинается какая-то кутерьма».
Причина этих экстренных звонков не была предметом гостайны. Об этом уже писали все газеты: у третьего игрока НБА положительный результат на коронавирус; президент Трамп, возможно, подцепил вирус во время официальных встреч; Центр контроля заболеваний штата Мэн обнаружил три новых случая в штате. Было очевидно, что это не учебная тревога, вспоминает Темплет.
Пока основной фокус в СМИ был на распространении болезни, медицинские чиновники и эксперты начинали осознавать, насколько не готова страна к этой чрезвычайной ситуации. До эффективных вакцин и лекарств ещё далеко, а средств защиты, аппаратов ИВЛ и коек было недостаточно.
Стало очевидно, что нужно сделать упор на тесты на коронавирус. Эксперты были согласны, что шансов победить болезнь или даже сдержать её не будет, пока её не начнут эффективно диагностировать. Тестирование было необходимо для выявления тех, кто нуждался в лечении, и для замедления распространения вируса. Масштабное, повсеместное тестирование на Covid-19 могло спасти миллионы жизней, это был ключ к сохранению рабочих мест и поддержанию надежды на безопасное восстановление экономики и образования.
Однако, как стало понятно из тех самых субботних звонков, возникла одна проблема. Образовался дефицит зондов, которые были необходимы для этих тестов. Член правления Pfizer Скотт Готтлиб тогда писал в своём Twitter: «Зонды для взятия мазков могут стать слабым звеном в наращивании тестирования».
Опасения были обоснованными. Зонды для взятия мазков из носоглотки, необходимые для тестирования на Covid, тогда производили только две компании в мире и в объёме около 2 млн штук в месяц. При этом только в США, как тогда говорили чиновники, требовалось 40 млн штук в месяц (сейчас эта цифра звучит смехотворно — с тех пор количество выросло до 150 млн в месяц). Одна из этих двух компаний — Copan Diagnostics — базировалась в Ломбардии, испытавшего основной удар европейской волны коронавируса региона Италии. А вторая — Puritan Medical, гордость крошечного Гилфорда, городка с населением 743 человека в штате Мэн. Так пластмассовая палочка с пучком полиэстера на конце внезапно стала самым востребованным изделием на земле. А крошечная семейная компания, основанная как производитель зубочисток, оказалась самым важным производителем в мире. Вот такой необычный поворот в этом самом шокирующем году XXI века.
Радикальная специализация и экстремальный рост
Компания Puritan, работающая в низкорентабельном секторе производства медицинских товаров, построила свою бизнес-модель на диверсификации. Компания производит 1,2 тыс. наименований продукции, в том числе 65 видов палочек-тампонов — от обычных ватных до щечных, используемых в домашних наборах для тестирования ДНК, и зондов для взятия мазков из носоглотки, необходимых для тестов на коронавирус первого поколения. Но сейчас настал момент, когда компании нужно было срочно взять курс на радикальную специализацию.
Скотт Уэллман вспоминает: «Каждый раз, когда у меня звонил телефон, это был кто-то из правительства».
Компания со среднегодовым доходом в $45 млн заключила государственные контракты на общую сумму более $126 млн. Вскоре Puritan арендовала и оборудовала фабрику площадью 10 тыс. кв. м, увеличив производство зондов для тестов на Covid до 90 млн в месяц к концу ноября. До конца марта 2021 года компания запустит в эксплуатацию ещё один новый завод, который позволит увеличить оборот ещё на 50 млн в месяц. В течение года Puritan увеличила свои производственные мощности более чем в 30 раз.
История компании Puritan
Примечательно, что рождение Puritan состоялось во времена другой глобальной пандемии. В 1919 году, когда в стране бушевал грипп, дед Темплета Ллойд Картрайт основал Minto Toothpick & Specialty Company в Сагино, штат Мичиган. В следующем году, когда разрасталась четвёртая волна этой пандемии, фабрика переехала в Гилфорд, поближе к густым берёзовым рощам этого района. Компания была переименована в Hardwood Products и расширила линейку своей продукции, включив в неё маркеры для стейков, вилки для коктейлей и палочки для мороженого. В 1928 году появился первый медицинский продукт под маркой Puritan — шпатели для языка, — которые она производит до сих пор.
В 1958 году бизнес едва не уничтожил пожар, который начался в сушильном помещении и разрушил завод и склад. По случайному совпадению это произошло в последние дни пандемии гриппа H2N2 1957/58 гг. Компания не просто восстановилась, а расширила свои позиции на рынке медицинских товаров. В 1965 году она начала производить стерильные пакеты и ватные тампоны, а затем и тампоны-зонды для сбора биологических образцов для НАСА. В конце концов Puritan отделилась от Hardwood Products и начала получать патенты на тупферы с наконечниками из пеноматериалов, наборы для взятия образцов ДНК, устойчивые к загрязнению, и различные флокированные зонды для забора биоматериала.
На первый взгляд тупферы напоминают обычные косметические ватные палочки, но на самом деле эти зонды представляют собой результат узкоспециализированной дорогой технологии. Конструкции различают в зависимости от применения. Зонды для очистки оборудования сильно отличаются от зондов для обработки ран и кардинально отличаются от зондов для сбора лабораторных образцов. Виды зондов варьируются так же широко, как и сферы, в которых они применяются, — от расследования места преступления в переулке до исследования нежной слизистой оболочки. При производстве используются различные материалы наконечника — хлопок, полиэстер, пена, — а также разные контейнеры для зондов — сухие, с водой или спиртовым раствором. Это позволяет получать нужные микроскопические частицы при наличии таких факторов окружающей среды, как влажность, пыль, ворс, статическое электричество, нежелательные клетки ДНК.
Все процессы проектирования и производства Puritan узко специализированы и запатентованы. Исторически сложилось, что компания изготавливала собственное оборудование, не допуская, чтобы потенциальные подражатели, в первую очередь из Китая, использовали их интеллектуальную собственность.
Ещё до Covid-19 Puritan поддерживала большую часть производственных помещений в стерильной среде. При производстве и упаковке тупферов компания должна исключить любую возможность заражения, которое может стать угрозой для жизни и предметом как уголовных, так и медицинских расследований. Когда президент Трамп в июне приехал на завод в Гилфорде, чтобы поздравить команду Puritan, им пришлось сократить дневное производство зондов и уничтожить то, что они произвели в ходе этого короткого визита, из-за нарушения стерильности. На демонстрации было много посторонних, в том числе собаки для обнаружения бомб из передовой группы Трампа, представители средств массовой информации без халатов и сам президент без маски. Компании в итоге пришлось работать в выходные, чтобы компенсировать эти потери.
Чтобы помочь Puritan нарастить обороты, целевая группа Белого дома по коронавирусу предоставила материально-техническую помощь и контракт на $75,5 млн. Уэллман быстро нашел производственную площадку в Питтсфилде, штат Мэн, примерно в 30 милях от штаб-квартиры Puritan. Затем Уэллман и Темплет доверили переоборудование завода 29-летнему технологу Дереку Маккенни.
Мать Дерека проработала в Puritan 30 лет, а сам он руководил внедрением новых производственных линий и упаковочного оборудования. При обычных обстоятельствах стройка на $50 млн заняла бы от 18 до 20 месяцев, но в распоряжении Маккенни было всего 8 недель.
Поскольку команды работали в две смены по 19 часов в день, рабочий день Маккенни начинался в 3 часа ночи со звонка руководителю проекта, и так семь дней в неделю. Ограничение во времени вынудило Puritan принимать решения максимально быстро и решительно. По этой же причине менеджеры должны были постоянно присутствовать на месте, а руководители проектов получили дополнительные полномочия.
Ватные палочки вместо миноносцев
Тем временем директор по проектированию Puritan Рэнди Эджерли занял резиденцию на судостроительной верфи Bath Iron Works в Бате, штат Мэн. По распоряжению правительства на судостроительном заводе прервали работы по производству миноносцев с управляемыми ракетами, чтобы изготовить для Puritan 30 специальных машин для обертывания зондов. Избегая риска ошибок при изготовлении, Эджерли отключил и перевёз оборудование на грузовиках в Бат, чтобы сотрудники работали с действующей моделью, а не только с чертежами.
Новые заводы Puritan оснащены высокоскоростными производственными линиями для достижения амбициозных целей. На заводах используются новейшие роботизированные технологии, которые требуют длительного обучения. Чтобы управлять первым предприятием в Питтсфилде, Puritan потребовалось нанять 300 сотрудников к уже существующим 550. А после открытия второго предприятии в Питтсфилде Puritan удвоит количество сотрудников.
Расположение Puritan в малонаселённом, густо засаженном деревьями округе Пискатакис влечёт за собой проблемы с набором персонала («Два часа в пути до достопримечательностей в любом направлении», — хвастается сайт). Puritan сначала приглашал людей на временную работу.
«У нас были учителя и люди разных профессий, которые приходили работать во вторую смену только потому, что хотели помочь своей стране», — вспоминает Темплет.
Сотрудников становилось всё больше, но работу тормозил процесс адаптации, который стал более методичным благодаря протоколам Covid (у Puritan не было ни одного Covid-положительного работника.) Многие рабочие места в производственном цехе требовали серьезной технической подготовки, которая замедлялась из-за правил социального дистанцирования и ограничений количества посетителей. «Мы об этом не подумали», — признается Уэллман. В результате на новом заводе появятся большие учебные помещения. «Мы учимся на ходу, — говорит он. — В бизнес-школе не учат, как построить два завода во время пандемии».
Как творить чудеса
Как минимум одна опасность ждет Puritan, после того как мир выйдет из ковида, — Copan Diagnostics, её итальянский конкурент. Компания подала на Puritan в суд, заявив о нарушении патента на пять видов флокированных зондов. Стороны отложили слушания по делу до окончания пандемии. Если оставить в стороне юридические вопросы, Puritan, похоже, имеет все шансы для процветания в постпандемическом мире, вооружившись новой инфраструктурой и бесценным опытом решения проблем. Темплет не ждёт падения спроса на тесты на Covid в ближайшее время, так как будет сохраняться готовность к новому кризису здравоохранения и в США, и за рубежом. «Эта пандемия стала тревожным сигналом о готовности систем и наличии запасов, — говорит Темплет. — Главное, что мы усвоили, — зонды для тестов нужны всегда».
Темплет и Уэллман не собираются праздновать свою победу, пока нация переживает катастрофическую вторую волну. Но они знают, что их история получит отклик, когда эта пандемия, наконец, отступит. Когда на волоске висели десятки тысяч жизней, Puritan осуществила молниеносное расширение, что доказало не только характер компании, но и потенциал государственно-частного партнёрства и силу изобретательности янки.
«Было много вопросов, — признается Уэллман. — Как, чёрт возьми, мы собираемся сделать это? Сколько времени нужно, чтобы всё наконец пошло как надо?» Затем он размышляет о том, как сотрудники Puritan помогли спасти жизни и что это люди, которые будут работать с ним над следующими проектами. «И когда осознаешь это, — говорит он, — ты начинаешь верить, что можешь продолжать творить чудеса».