Диана Новичихина, Антон Герасименко и Кирилл Данченко хотели изменить мир онлайн-публикаций — и придумали Readymag (R/m), универсальный сервис для создания веб-журналов, сайтов, лендингов без кода. R/m получил более $500 тыс. инвестиций (в том числе от фонда Романа Абрамовича), открыл офис в Нью-Йорке и стал прибыльным. Среди клиентов сервиса — крупные компании, сервисы и медиа вроде Al Jazeera, Huffington Post и AirBnb. На массовый рынок компания выходить не собирается, но в долгосрочной перспективе хочет, чтобы Readymag пользовались все дизайнеры мира. Диана Новичихина — сооснователь и операционный директор R/m — рассказала Inc., как сделать «немассовый продукт» для 300 тыс. человек по всему миру и куда двигаться после пика бешеного роста.
В 2010 году дизайнер и основатель студии «Сила» Антон Герасименко решил придумать простой и красивый инструмент для создания цифровых журналов. Полтора года он рисовал макеты — как хобби после работы над заказами. Герасименко раздражало, что программы с похожими задачами выглядели как Adobe inDesign — с большим количеством панелей, кнопок и с многостраничными мануалами.
Весной 2011 года он рассказал об идее другу и основателю студии web-разработки Astroshock Кириллу Данченко. «Мы с Антоном пытались что-то сделать, но на тот момент интерфейс выглядел сложно. Задача казалась неподъемной, и спустя месяц мы свернулись», — говорит Данченко.
В то же время Герасименко встретился с Дианой Новичихиной, которая периодически руководила проектами в «Силе». Идея ей понравилась, и к 2012 году трое друзей решили всерьез заняться веб-инструментом для верстки онлайн, не требующим знания кода. Собрав около $230 тыс. по родственникам и знакомым, они стали формировать команду.
По словам Данченко, было сложно найти архитектора всего продукта: «Я перебрал тысячи профилей на «Моем круге», Хабре и других точках притяжения программистов. Написал около сотни писем, опросил всех знакомых. Но все опытные разработчики были при деле, а нас не воспринимали серьезно».
Собеседования — около двадцати — шли в дневном кафе клуба «Солянка». Первый нанятый человек не проработал и месяца — не справился. В итоге дизайном занялся сам Герасименко, разработкой — Данченко, Новичихина — юридическими и финансовыми вопросами, было еще два фронтенд-разработчика и один архитектор (full-stack-разработчик).
— Наш офис постоянно мигрировал: сначала был в квартире Кирилла, потом у знакомой (она была в длительной командировке), затем — на малюсеньком чердаке у Китай-города, — вспоминает Новичихина. — Деньги на зарплату и аренду поступали очень постепенно и очень постепенно тратились. Мы брали личные кредиты — иногда занимали денег, чтобы отдать старые долги. Но сотрудникам платили вовремя.
Основатели первые два года зарплату не получали, уточняет Данченко.
Новый самиздат
В 2010 году Apple выпустила первую модель iPad и у мировых СМИ появилась
надежда, что новый гаджет спасет печатную прессу от медленной «смерти», переведя в цифровой вид. Тогда же по всему миру развивался «самиздат»: профессиональные дизайнеры, журналисты и обычные пользователи верстали и выкладывали в сеть свои «журналы». Это были обычные интернет-страницы — веб-вёрстка только начинала соперничать с печатной, постепенно расширяя возможности визуальных решений.
Зимой 2013 года партнеры зарегистрировали (из России, дистанционно) компанию Readymag в штате Делавер, США (доли не раскрываются, но, по словам основателей, они «примерно равные»).
— Мы сразу делали международный продукт. На Западе больше творческих людей используют новые технологии в своей работе. Мы задумывались об инвестициях и хотели защиты Законом об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA) от недобросовестных действий пользователей, — говорит Новичихина.
Технические сервисы — платёжный Stripe, иконки The Noun Project, JavaScript-библиотека TinyMCE ( база текстового виджета), шрифты Adobe Typekit, — которые использует R/m, не работают с российскими юрлицами и банками (зато работают с американскими). «Мы лично устанавливали связь с компаниями-партнерами, заключали договоры, переводили отчисления, — рассказывает Данченко. — Мне кажется, российской компании это было бы в разы сложнее, а то и вовсе невозможно».
Погружение в юридическую и финансовую терминологию, работа с документами требуют усилий. «Русскоязычные юристы, которые работают в США, могут помочь, но внутри компании, в любом случае, кто-то обязан разбираться — вычитывать бумаги, задавать юристам правильные вопросы. У нас это Диана». «Так получилось, что наш юрист была знакома с менеджером из американского Citibank. Нам удалось договориться о собеседовании по скайпу. Такое обычно не практикуется», — уточняет Новичихина.
Мешала нестабильная работа банков: они не пропускали оплату сервисов, которые интегрировались в Readymag, блокировали счета из-за «подозрительных» платежей. «Я много бессонных ночей провела в скайпе, общаясь с банковскими сотрудниками, — вспоминает Новичихина. — Но в последнее время такого нет. Мы получили достаточный ресурс доверия».
Что нужно сделать перед регистрацией юрлица в США (по версии Дианы Новичихиной)
1
Найдите хорошего юриста.
2
Наймите хорошего бухгалтера.
3
Выберите онлайн-банк с удобным интерфейсом, в котором можно вводить зарубежные и российские реквизиты, а одноразовый пароль не привязан к смс.
4
Поймите точно, зачем вам юрлицо именно в США. Необходимость присутствия в Америке никак не связана с необходимостью регистрации юрлица в стране.
Запустив весной 2013 года закрытое бета-тестирование на 5 тыс. пользователей (с помощью сервиса Beta List, который собирает заявки от энтузиастов, желающих первыми узнать о новых интернет-проектах), основатели наладили функционал, убрали ошибки и с удивлением обнаружили: R/m пользовались для создания не только цифровых журналов, но и сайтов, презентаций и фотоальбомов.
«Многогранность» R/m создавала проблемы. «Люди понимали, что такое конструктор сайтов или инструмент для презентаций. Но когда им говорили, что R/m делает и то и другое, это вызывало вопросы», — говорит Данченко.
Концепцию переосмыслили. Продукт не вписывался в рамки какой-то одной категории, и предприниматели определили его как Design anything on the Web. На рынке сервисов web-publishing было достаточно конкурентов (Squarespace, Wix), но партнеры считали, что найдут своих пользователей.
— Мы не делали ставку на масс-маркет. Наш продукт — универсальный и гибкий. С R/m дизайнеры могут реализовать свои идеи, как они их видят. Это похоже на Adobe inDesign, только в браузере и без контакта с разработчиком. Остальные сервисы (Tilda, Wix, Squarespace) сфокусированы в первую очередь на шаблонах, — объясняет Новичихина.
Ее словам вторит Антон Герасименко:
— Мы про «короткий метр» — лендинги, спецпроекты, презентации и так далее. Когда есть четко сформулированная идея и нужно максимально быстро и эффектно рассказать о ней людям. Это может быть «дизайнерская картинка», полотно текста или летающие по всему экрану анимированные черные шары. Я считаю, полная свобода в подаче своей истории — главная крутость R/m. Другие платформы не предлагают этого (основатель российского сервиса для создания публикаций Tilda Никита Обухов отказался комментировать работу Readymag. На момент публикации материала ответ из Wix и Squarespace не пришел — Inc.).
Как работает Readymag
1
Сверстать собственный микро-сайт, интерактивный журнал, фото-историю, портфолио или презентацию может любой предприниматель.
2
Есть готовые шаблоны для начинающих пользователей.
3
Профессиональный дизайнер может создать любой контент — ограничений по верстке почти нет.
4
Пользователь работает с блоками — текстом, изображениями и другими элементами; разбираться в коде не обязательно.
5
Свой проект можно выложить на отдельное доменное имя (работы хранятся на серверах Amazon, связанных с RM), включить статистику посещений, выбрать шрифты для работы, пригласить коллег в одновременную работу над проектом.
В конце осени 2013 года к инструменту открыли доступ, а через год им пользовалось более 16 тыс. человек, — о проекте узнали из соцсетей и по «сарафанному радио». R/m — работающий инструмент, приносящий доход (суммы не раскрываются).
Хотелось расти по выручке. Основатели собирали метрики, строили воронки и пробовали различные маркетинговые каналы — рекламу, публикации в прессе, специальные акции со скидками, — но лучше всего работала «органика». «Выпускаешь обновление, сообщаешь своей аудитории. Люди сами делают крутые проекты, они становятся популярными, и уже другие люди узнают, что есть Readymag», — объясняет Данченко.
В 2015 году запустились образовательный проект Rm Design school и журнал Enso.
R/m периодически участвовал в мероприятиях, связанных с дизайном (например в фестивале шрифтового дизайна Typetersburg), как спонсор — деньгами и скидками, а также сотрудничал с разными компаниями, сервисами и сайтами (институтом «Стрелка», Moscow Coding School, рекламным агентством Bang Bang). «Мы дружим с R/m уже давно и часто проводим совместные кросс-промо, — говорит соосновательница Bang Bang Наталья Климчук. — Полгода назад в рамках нашей образовательной программы запустили онлайн-курс по Readymag. Студентам предоставили месяц бесплатного пользования продуктом».
В конце 2014 года основатели отправились в Нью-Йорк и Сан-Франциско — предлагать продукт потенциальным инвесторам, искать полезные знакомства и посмотреть, как устроен бизнес в США. Общение с десятками фондов (в России и в Америке, в том числе удалённо) принесло свои плоды. Весной Readymag получил $500 тыс. «посевных» от двух фондов — Impulse VC (связан со структурами Романа Абрамовича) и Vestor.in.
Деньги выделялись на новый функционал, пополнение команды (product-направление и контент-маркетинг для развития собственных медийных проектов) и офис в Нью-Йорке.
«Мы вкладывали деньги в отличную команду и продукт с международными клиентами», — говорит управляющий партнер Impulse VC Кирилл Белов.
«Задача Readymag — дать любой домохозяйке инструмент сверстать журнал со своими рецептами или любителю рыбалки поделиться красивым каталогом своих фото с уловом», — говорил три года назад Павел Черкашин, партнер Vestor.in (на запрос Inc. не ответил). Впрочем, Новичихина утверждает, что инвесторы не ставили конкретных задач: «Они вкладывались в наше видение и профессионализм. Фокус компании многократно менялся и будет меняться. Может быть, лет через пять лет нами будут пользоваться домохозяйки или дошкольники».
Сейчас большую часть клиентов стартапа составляют представители творческих индустрий — дизайнеры, фотографы, журналисты. Стартап стал популярен и среди крупных СМИ. Например, английская Al Jazeera делала на основе Readymag интерактивные журналы о городах, The Huffington Post — мультимедийные истории, а Inc. оформлял исследование бизнеса Артемия Лебедева. «Huffington сами нам написали, что делают какие-то спецпроекты и процесс идет неэффективно, потому что на каждый выпуск тратится около месяца работы отдела из шести разработчиков, — говорит Данченко. — Мы созвонились по Google Hangouts, я им показал, как один из их спецпроектов делается на R/m за час-два. Они были в восторге». Сколько компании заплатили за пользование сервисом, не разглашается. На момент публикации представители этих медиа на запросы Inc. не ответили.
Как зарабатывает RM
• Неограниченное количество проектов объёмом до 10 страниц можно создать бесплатно.
• За $20 в месяц можно создавать проекты с неограниченным числом страниц, подключить к проекту одного коллегу, установить пароль для доступа, а также «прикрутить» Google Analytics, своё доменное имя и seo-оптимизацию. Если число просмотров проекта превысит 25 тыс., плата повысится.
• Команда дизайнеров может купить «профессиональную» подписку за $80 в месяц.
• Цена за «коробочное решение» (без привязки к серверам RM) для компаний и СМИ определяется индивидуально и варьируется от $5 тыс. до $20 тыс.
Команда — обычно не больше 15 человек — трудилась в Москве. «Было классно. Мы фигачили постоянно, каждые две недели выкатывали обновления», — вспоминает один из бывших сотрудников R/m. Основатели периодически ездили в США. К 2016 году стартап стал прибыльным: заработал более $500 тыс. и привлёк около 100 тыс. пользователей по всему миру.
Однако каждый из основателей видел сервис по-своему.
— Кирилл тянул Readymag в сторону «бизнеса для себя», Антон — в сторону личных предпочтений. Я считала, что надо вкладываться в рост, — вспоминает Диана Новичихина.
Когда Данченко и Герасименко отошли от участия в проекте, она взяла управление на себя — несмотря на последние месяцы беременности. Диана брала младенца в офис, сняла квартиру ближе к работе: «Компанию надо было вывести из зоны турбулентности и обеспечить стабильный рост».
На вопрос, почему отошел от активного участия в проекте, Данченко отвечает: «Тяжело работать, когда принимаемые решения не совпадают с твоим видением». Сейчас он развивает свою студию Astroshock. Герасименко перешел в Pinterest, но участвует в разработке R/m — примерно раз в неделю обсуждает с командой продукт и стратегию.
По словам Новичихиной, партнёры сохранили доли (Герасименко и Данченко это не комментируют). «У руля я осталась одна. Год был не простой, чего уж говорить. Но вся команда справилась, они большие молодцы», — говорит Диана.
долларов стоит подписка на месяц.
процентов платных аккаунтов составляют подписки на год.
человек сегодня работают в команде.
тыс. долларов — инвестиции в стартап.
тыс. пользователей сегодня работают с R/m.
процентов платных пользователей — из России и Украины.
процента платных пользователей — из США.
тыс. долларов заработал сервис за 2016 год.
Сегодня рост R/m замедлился естественным образом; по словам Новичихиной, постоянно работать в бешеном темпе невозможно: «Продукт так масштабировался, что быстро интегрировать новые функции стало невозможно. Сейчас мы работаем над обновлением интерфейса инструмента, над его качеством и скоростью, внедряем новые решения, которые затрагивают всю архитектуру проекта. Это задачи, которые занимают больше времени, чем добавление новых виджетов. Кроме того, мы сознательно сменили ритм на более щадящий, иначе это грозило выгоранием команды».
Выполнена ли задача, поставленная инвесторами, — масштабироваться? «Да. Я сам с удовольствием пользуюсь R/m», — говорит Белов из Impulse VC. Впрочем, по словам Новичихиной, впереди еще много работы: «Наша цель — чтобы все дизайнеры в мире пользовались Readymag».
Развивать инструмент со временем все сложнее. Нужно заниматься рефакторингом (переработкой кода), убирать ненужный функционал и упрощать сервис. Наконец, по словам Герасименко, сейчас большая задача — механика мобильных вьюпортов (то, как выглядят страницы сайта со смартфонов).
Как и раньше, команда проекта не намерена выходить на массовый рынок.
— Будем больше вкладываться в маркетинг. Будем делать свой контент и спецпроекты с брендами, которые разделяют нашу философию и понимают, что происходит в вебе, — добавляет Новичихина. Детали «спецпроектов» не раскрываются.
Сейчас CEO Readymag собирает документы для получения визы О1 (для людей с выдающимися способностями) в США. «Мне нужно встретиться с некоторыми компаниями и людьми лично. Плюс, так или иначе, в Америке нужно присутствовать. Но не стоит думать, что одного присутствия достаточно, чтобы компания выросла», — смеется она.