Inc. Promo 22 ноября 2019

Искусство менять стандарты: как китайская компания realme покоряет рынок смартфонов

Текст

Анна Ким

Фото

Александр Фаворов для Inc.

Inc. Promo 22 ноября 2019

Искусство менять стандарты: как китайская компания realme покоряет рынок смартфонов

Текст

Анна Ким

Фото

Александр Фаворов для Inc.

Бренд realme появился на рынке чуть больше года назад, но уже успел войти в список самых быстрорастущих производителей смартфонов с общим объемом поставок в 10 млн единиц, за что получил прозвище «убийца Xiaomi». Inc. поговорил с менеджером по развитию новых рынков realme Кристиной Ванг о том, почему китайским брендам не выгодно запускаться в Китае, сложно ли найти баланс, работая в корпорации, и как вывести компанию на международный рынок всего за год.

Поиск баланса

— Кристина, расскажите про бренд realme. Откуда он взялся и почему созвучен с Redmi?

— Я часто слышу даже от друзей вопросы: «Realme, как Redmi, названия так похожи, вы специально их копируете?» Поэтому хотела бы отдельно рассказать нашу историю, о ней мало кто знает.

Глава нашей компании, бывший вице-президент OPPO Скай Ли, долгое время отвечал за выход продукции на международные рынки. Спустя годы работы он решил создать бренд, который отвечал бы запросам активной категории потребителей — молодых людей. Компания была основана 4 мая 2018 года — в Национальный день молодежи Китая — и получила название realme, которое переводится как «настоящий я». Да, оно созвучно с Redmi, но только из-за особенностей английского языка. Поверьте, названия обоих брендов по-китайски звучат абсолютно не похоже, составлены из разных иероглифов и несут разный смысл.

— Многим нравится ассоциировать вас с компанией OPPO.

— Действительно, когда-то давно у OPPO была линейка смартфонов Real, из которой, по сути, вырос бренд. Компания поддерживает нас в некоторых процессах, но действуем мы абсолютно самостоятельно. Операционная деятельность, исследование, разработка, продажи и маркетинг — всё это мы делаем сами как независимое подразделение. Молодому бренду, про который никто не знает, сложно использовать новые технологии, когда на рынке есть более крупные игроки вроде Samsung или Huawei. Мы смогли решить эту проблему с помощью наших друзей из OPPO. Для нас это идеальный баланс.

Год на успех

— Realme существует чуть больше года, но уже заработал славу производителя «лучших бюджетных смартфонов». Как вам это удалось и к такой ли характеристике вы стремились?

— Буквально недавно вышел рейтинг мировых производителей смартфонов Counterpoint, в котором говорится, что мы стали самым быстрорастущим брендом в мире. За последний год наш общий объем поставок вырос на 808%, и всего за 90 дней мы вошли в семерку лидеров. Другим брендам требуются годы, чтобы добиться этого, нам же потребовалось 3 месяца.

Секрет в том, что продукт — наше всё. Мы стремимся создавать красивые технологичные смартфоны по доступной цене. Бренды тратят много денег на маркетинг и коммерческие проекты, чтобы продвинуть свой продукт, — эти затраты сильно влияют на конечную стоимость товара. Мы же в качестве основной площадки используем интернет. Это экономит нам много денег и позволяет сохранить относительно небольшие цены на рынке. Возможно, поэтому мы так быстро распространились по всему миру.


realme в цифрах:


10–15

тыс. руб. — средняя стоимость телефона в России.


6

моделей телефона выпущено в России, 16 в мире


20

стран, где продаются телефоны.


10

млн. единиц продано за 3 квартал 2019 года по всему миру


808%

рост объема поставок по сравнению с прошлым годом.

— То есть вы продвигаете свою продукцию только в интернете?

— Для разных рынков у нас разные маркетинговые стратегии. Например, в Индии или Китае всё держится на e-commerce — там онлайн-продажи играют ключевую роль. В этих странах важно присутствовать именно в интернете. Конечно, прежде чем выйти на конкретный рынок, мы учитываем особенности страны, ее пользовательские запросы и экономические особенности.

— В СМИ realme часто называют «угрозой Xiaomi», ставили ли вы цель заменить их на рынке?

— На самом деле это произошло само собой. Мы быстро растем и делаем всё, чтобы достойно конкурировать. Но мы не планировали «уничтожать» ни Xiaomi, ни любой другой бренд.

— Кого вы считаете своим конкурентом?

— Мы хотим стать главными игроками в индустрии, поэтому считаем конкурентами всех лидеров. Сложно выделить какую-то конкретную марку, наша продуктовая линейка включает в себя много моделей с разным функционалом. У нас нет привычки следить за конкурентами, мы просто делаем свой продукт так, как считаем нужным, и дальше уже рынок показывает, верны эти решения или нет. Пока вроде показывает, что мы всё делаем правильно.

— Что означает ваш слоган «Dare to Leap»?

— На русский его можно перевести как «меняя стандарты». Это наша философия, бренд-стратегия, которая состоит из двух элементов. Первый — маркетинг. Мы позиционируем себя как компания, которая выделяется среди других, делает не так, как все. Мы производим телефоны с впечатляющими характеристиками, стильным дизайном, в разных ценовых сегментах. Параллельно с этим есть вторая составляющая — бизнес, который делает все вышеперечисленное возможным. Мы не демпингуем, мы просто оптимизируем и автоматизируем рабочие процессы. Это помогает сохранять баланс между качеством и относительно доступной ценой.

Телефон не должен ломаться спустя 3 месяца после покупки, это не то, на что стоит идти ради привлекательной цены. Все хотят хороший бюджетный смартфон, и мы стараемся наладить внутренние процессы так, чтобы это обеспечить. Помимо этого, мы позиционируем себя как стильный технологический бренд и уделяем большое внимание дизайну. То, что вы используете каждый день, должно отражать ваш характер, поэтому мы привлекаем лучших специалистов для создания наших телефонов. Наш логотип, например, создали те, кто занимался брендингом для Tiffany& Co, Rolls-Royce и Mastercard.

Сервис для нас не менее важен. Несколько недель назад мы запустили в Китае услугу, с помощью которой можно починить телефон за 3 дня. Мы стараемся предоставлять нашим клиентам лучший сервис и этим тоже меняем стандарты.

Выход на международные рынки

— Почему вы решили запустить смартфоны сначала в Индии, а не в Китае, где была основана компания?

— Это была инициатива нашего основателя Ская Ли. Он долго работал на международных рынках и решил, что Индия — отличное место для старта. Во-первых, из-за высокой численности молодого населения, во-вторых, из-за растущей индустрии смартфонов. В мае мы представили там нашу первую модель телефона, уже в августе — вторую. И почти сразу вошли в рейтинг самых продаваемых смартфонов в Индии.

Что касается Китая, рынок там очень сложный и кровожадный. Китайских производителей смартфонов очень много, поэтому нам потребовалось время, чтобы запуститься в этой стране.

— Расскажите, как вы выходили на международный рынок? Что было самым сложным?

— Трудностей было очень много. Первая — это кадры. Мы расширялись очень быстро, и у нас не хватало людей, которые обеспечивали бы этот рост. Помню, я как-то пришла в головной офис и он был пуст, потому что все разъехались по разным странам. Наша компания правда была очень маленькой. Я до сих пор не понимаю, как нам тогда удавалось обеспечивать работу в разных странах.

Вторая проблема — рынок. Чтобы разработать эффективную маркетинговую стратегию для определенной страны, нам нужно знать ее культуру, интересы, логику, понимать покупателя и его быт. Это не всегда бывает просто.

Третья проблема — продукт. В каждой стране к нему разные требования и запросы, которым нужно отвечать.


realme на мировом рынке:

  • 4 мая 2018 года — основание бренда.
  • 16 мая — Презентация realme 1 в Индии.
  • октябрь 2018 года — выход на рынки Индонезии и Вьетнама.
  • ноябрь 2018 года — Малайзия, Филиппины и Таиланд.
  • январь 2019 года — Пакистан, Египет, Мьянма и Сингапур.
  • апрель 2019 года — Китай.
  • июнь 2019 года — Россия, Великобритания, Франция, Испания и Италия.

— В этом году телефоны realme появились в России. Сильно ли российский рынок отличается от азиатского?

— Очень. Например, в Китае людям проще предложить что-то новое. В США и Европе потребители более консервативные. Мало кому нужны какие-то изменения, все думают: «Вот мой айфон, и я буду им пользоваться». Россия по менталитету где-то посередине. Здесь образ жизни размеренный, люди сфокусированы на жизни, на себе.

В Китае наиболее подходящее время, чтобы что-то презентовать, — выходные. В эти дни люди остаются дома и сидят в соцсетях. В России же на выходных все идут гулять. Еще один пример различия: в Китае или Индии очень развита интернет-экономика, люди чаще покупают онлайн, поэтому у них совсем другое покупательское поведение. Не сказать, что в России этого нет, интернет-магазины здесь тоже важны, но традиционные способы торговли по-прежнему занимают сильную позицию.

«Любой представитель молодого поколения — это микроинфлюенсер»

— Кто ваша целевая аудитория?

— Ядро нашей аудитории — молодые люди от 16 до 35 лет. Они активные, открытые к новому опыту и впечатлениям. С нашими покупателями мы ведем себя как друзья, общаемся, спрашиваем их мнение. Нам интересно знать, что им нужно. Во многом поэтому для нас важны соцсети и различные комьюнити.

Даже тут мы соблюдаем нашу философию Dare to Leap, потому что верим: каждый может изменить мир, вне зависимости от возраста. Молодежь — это драйвер для нас, но наша продукция рассчитана на людей любых возрастов. В маркетинге нельзя нацелиться сразу на всех. Любой представитель молодого поколения — это микроинфлюенсер, как минимум, для своей семьи.

— Планируете ли вы расширять линейку продуктов realme?

— Да, сейчас, помимо смартфонов, мы выпускаем беспроводные наушники и мерч: сумки, худи и футболки. В ближайшее время планируем выйти на рынок «интернета вещей» и анонсировать несколько умных гаджетов.

— Как вы думаете, что будет с рынком смартфонов в ближайшие 5 — 10 лет?

— Это сложный вопрос, никто не знает наверняка. Мне кажется, индустрия станет более стабильной. Первая вещь, с которой мы столкнемся в ближайшем будущем, — это 5G, высокие скорости, к этому нужно будет адаптироваться. И я думаю, что у нас есть все шансы стать ведущим брендом в этом плане, потому что мы внимательно следим за трендами в области технологий и стараемся своевременно их применять в наших продуктах.

— Каково было вам, молодой девушке, переехать из Китая в Россию запускать новый бренд с нуля?

— Вообще у нас в компании все довольно молодые, так что возраст тут не играет особой роли. Основателю Скаю Ли около 40 лет, мне 31 год, директору по маркетингу Чейсу, моему руководителю, 30 лет, — он даже моложе меня. Директору по продукту тоже около 31 — 32 лет. То есть всем в районе 30 лет, так что я еще, что называется, за бортом.

Работу в России я выбрала сама и очень хотела получить эту возможность. Наша компания стремительно расширяется, и Россия для нас одна из самых важных стран — наравне с Индией, Китаем и Европой.

— С какими сложностями в работе вы здесь столкнулись?

— О, их было очень много. Во-первых, Россия не англоговорящая страна, это очень усложняет коммуникацию. Я, к сожалению, еще не начала учить русский, знаю только пару слов и самую сложную для меня фразу: «Рада вас видеть». Но сегодня эту проблему легко решить — есть куча онлайн-переводчиков. Главное — иметь цели и быть уверенным в том, что ты делаешь. Всё же не у каждого есть шанс настраивать рабочие процессы в столь важном для индустрии регионе, и я счастлива, что компания доверила это мне.

Я запомнила одну фразу Ская Ли: «Надеюсь, что на этой работе вы сможете осуществить свою мечту». Для нас очень важно разделять ценности компании и вместе двигаться вперед, не просто выполнять поручение сделать компанию первой на рынке, а самому этого хотеть. Для меня это работает так же. Мы создали новый бренд, привезли его в новую страну, и я надеюсь, что он найдет свою аудиторию, будет расти шаг за шагом, войдет в тройку лучших или вовсе станет первым. И я верю, что однажды эта мечта станет реальностью.