Взлететь • 26 сентября 2025
Ректор Московской школы управления «Сколково»: «Деньги нам нужны не сами по себе, а для реализации миссии»
Ректор Московской школы управления «Сколково»: «Деньги нам нужны не сами по себе, а для реализации миссии»

Автор: Андрей Ходорченков
Фото: фото предоставлено пресс-службой Московской школы управления «Сколково»
Александр Ким, ректор одной из ведущих бизнес-школ страны, сравнивает свою работу с управлением средним предприятием: те же боли, те же вызовы. Только клиенты здесь от подростков до топ-менеджеров, а прибыль идет на то, чтобы умные дети из регионов могли учиться в Москве на гранты. В рамках месяца образования в «Инк» наш главный редактор Андрей Ходорченков поговорил с ректором о том, почему Школа больше не гонится за иностранными звездами, чему сейчас нужно учиться и почему предприниматели — люди, которыми стоит восхищаться.
Александр Ким, ректор одной из ведущих бизнес-школ страны, сравнивает свою работу с управлением средним предприятием: те же боли, те же вызовы. Только клиенты здесь от подростков до топ-менеджеров, а прибыль идет на то, чтобы умные дети из регионов могли учиться в Москве на гранты. В рамках месяца образования в «Инк» наш главный редактор Андрей Ходорченков поговорил с ректором о том, почему Школа больше не гонится за иностранными звездами, чему сейчас нужно учиться и почему предприниматели — люди, которыми стоит восхищаться.
Как устроена современная оргструктура Школы управления «Сколково»?
Организационно мы, скажем так, классическое среднее предприятие: у нас 500+ сотрудников и выручка около 7 млрд руб. Это не секрет, все данные открытые. Всю боль малых и средних предприятий на себе тоже чувствуем — мы такой же игрок на этом рынке.
Но, с другой стороны, мы работаем с огромным диапазоном клиентов. От подростков в Стартап Академии Junior, которые только пробуют свои силы в бизнесе, до зрелых управленцев крупных корпораций. Обычно сложность внутренней оргструктуры определяется сложностью среды, с которой ты работаешь, — вот у нас из-за этого внутри структура очень многогранная.
Понятное дело, есть централизованные функции: финансы, юристы, HR. А есть специфические команды, построенные вокруг продуктов: команды, которые работают с корпорациями, с малым и средним бизнесом, с форматами MBA. У них большая автономия, но есть и общая рамка — качество образовательных продуктов.

Отдельно стоят наши исследовательские центры. Мы сконцентрировались на четырех тематических направлениях: «Коммуникации и цифра», «Лидерство», «Глобальные экономики» и «Устойчивое развитие». И есть два узкоспециализированных отраслевых центра — по здравоохранению и образованию, потому что нам кажется, что увеличение количества подготовленных управленцев в этих сферах будет полезно. Ну и плюс бакалавриат — это отдельная команда, отдельный мир.
Мы называем себя Школой управления для взрослых всех возрастов. Запросы совершенно разные, поэтому и команды должны иметь автономию, чтобы лучше их понимать. Так что организация у нас построена таким образом: с одной стороны — централизованные функции, с другой — автономия для энергии и энтузиазма.
Судя по вашему опыту в финансах и операционной деятельности до назначения ректором, вы умеете считать деньги. Какие ключевые показатели эффективности (KPI) стоят перед вами лично и перед вашей командой? Как они выглядят в вашей модели — некоммерческой организации с активной коммерческой деятельностью?
Биография Александра Кима
С отличием окончил экономический факультет Омского государственного университета по специальности «Финансы и кредит», имеет степень кандидата экономических наук. В 2021 году окончил SKOLKOVO Executive MBA. Имеет большой опыт работы в финансах и экономике банковской отрасли, в сфере производства продуктов питания и в горнодобывающей промышленности. Более десяти лет проработал в Группе «Евраз», одном из крупнейших мировых производителей стали.
В 2016 году стал финансовым директором Московской школы управления «Сколково», затем операционным директором в 2019 году и проректором по финансам и развитию бизнеса в 2021 году. С марта 2022 года занимает должность ректора.
Перед нами в этом смысле стоят ровно такие же задачи, что и у малого и среднего бизнеса. Но есть и отличие: все средства, которые мы зарабатываем, направляем на развитие и на реализацию миссии.
Миссия базируется на двух постулатах. Первый — готовить людей, способных развиваться и развивать страну и мир. Второй — помогать талантливым стать успешными. Бакалавриат, который мы запустили несколько лет назад, как раз в большей степени связан со второй частью.
И вот тут ключевой момент. У нас 95% студентов бакалавриата учатся по грантам, то есть сами за свое образование не платят. Это мы платим им стипендии, обеспечиваем общежитиями, чтобы конкурировать за талантливых ребят с лучшими вузами страны. И эту часть мы полностью финансируем за счет того, что Школа зарабатывает в других местах.

Поэтому, возвращаясь к вашему вопросу: у меня и у команды задача двойная. С одной стороны, нам нужно зарабатывать деньги. С другой — мы должны развиваться качественно и количественно. Три года назад у нас было 24 места на бакалавриате, сейчас — 64. Мы почти удвоились. А это требует значительного увеличения бюджета. Поэтому нам надо зарабатывать больше, чтобы финансировать то, что мы считаем важным.
Насколько изменилась стоимость обучения за последние несколько лет?
Везде по-разному. Где-то процентов на 15, а где-то — и больше. Все зависит от ценности образовательного продукта, и цена — это только отражение этой ценности. Мы стремимся к тому, чтобы ценность многократно превышала цену. Плюс это же во многом про спрос и предложение. Где-то мы раньше недорабатывали с маркетингом, а потом у нас на некоторые программы возникла очередь и единственным способом работать с этим стало управление ценой.
Поскольку наш подход как образовательной институции заключается в реинвестировании заработанного в основную деятельность, деньги нам нужны не сами по себе, а чтобы развиваться и реализовывать миссию. Например, в случае с бакалавриатом это прямые затраты на сотни миллионов.
Как два крупнейших вызова последних лет — пандемия и геополитические изменения 2022 года — повлияли на Школу?
Еще до пандемии мы приняли решение стать более цифровыми. Не подозревая о предстоящем локдауне, начали строить мультимедийное пространство «Глассрум» для проведения занятий и мероприятий в дистанционных форматах, внедрять их в практику. И когда началась пандемия, оказалось, что мы к этому готовы.
Конечно, были противники внутри. Любое изменение встречает сопротивление. И это история, которая нам показала важность избыточного многообразия — иметь компетенции, чтобы ответить на запрос рынка, даже если он неочевиден.

С 2022 годом, конечно, все было серьезнее. Радикально изменились условия. Мы поняли, что старые подходы к работе с профессурой перестали работать. Но это помогло нам взглянуть по-другому на привычные вещи. Мы поняли, что иностранный профессор — вообще не обязательная часть успешного образовательного продукта.
В России огромное количество талантливых людей, профессоров практики, — они стали более востребованы, и это, безусловно, позитивный момент. Кстати, у нас есть собственная программа «Лидеры как преподаватели». Как следует из названия, она позволяет экспертам в своем деле делиться опытом и раскрывать себя с новой стороны.
Мы не только пересобрались, но и увидели новые возможности. Да, была просадка в 2022 году, но потом пошел рост. Мы стараемся везде всегда видеть возможности. И, собственно говоря, не только учим этому, но и сами этим руководствуемся.
Из новых возможностей и подходов: за последние годы существенной частью большинства наших программ стали деловые игры-симуляции, в которых активно используется ИИ — и при создании, и для аналитики поведения участников. В этих играх участники могут оказаться как в реальных кризисных ситуациях, так и в придуманных мирах, например в будущем или на космическом корабле. Главное преимущество такого подхода — возможность не просто изучать проблемы, сидя за партой, а буквально «проживать» их, проверять свои гипотезы и разные варианты решений.
Как изменились партнерские отношения с зарубежными университетами? Развиваете ли новые образовательные связи со странами Азии, Латинской Америки?
Изучение международного опыта помогает слушателям расширить горизонты и стать более конкурентоспособными на зарубежных рынках. Мы нашли новые партнерства благодаря странам Глобального Юга, установили связи со школами управления в регионах Юго-Восточной Азии, Индии, Китае, на Ближнем Востоке и в странах СНГ.

Например, студенты программ MBA и EMBA в рамках учебных модулей посещали Китай (Шанхай, Шеньчжэнь, Гонконг, Ханчжоу, Юэцин), ОАЭ, Иран, Бразилию, Сингапур. Кроме того, они путешествовали по всей России от Калининграда до Петропавловска-Камчатского.
Как вы тестируете спрос на новые программы?
У нас два подхода. Первый — market-driven (основанный на рыночных принципах): слышим запрос от рынка, от выпускников, и команды начинают придумывать под него продукт. Второй — product-driven (с фокусом на создание предложения): есть внутренняя идея, и мы проверяем ее на рынке. Самый жесткий способ проверки — это продажа.
Я вам ради шутки скажу: знаете, как некоторые тестируют спрос? Создают несуществующий курс, рекламируют его и смотрят, покупают ли люди, а потом, если спрос есть, звонят и говорят, извините, курс переносится. И быстро создают под запрос такой продукт.
У нас, конечно, это выглядит совсем не так, но в диджитал-направлении используются похожие подходы быстрой проверки.
Какие основные тренды в запросах на обучение?
Не открою тут никакой тайны. Огромный запрос — это диджитал и искусственный интеллект, далее — операционная эффективность. И, конечно, человеческий капитал — поиск и развитие лидеров.
Но нельзя сказать, что каждый год выходит что-то принципиально новое. Есть неувядающие хиты: тот же Executive MBA или коучинг. У нас на любой запрос найдется ответ.
Как вы измеряете эффективность обучения и карьерный рост выпускников? Отслеживаете ли динамику зарплат и карьерных позиций своих студентов?
Эффективность обучения в Школе измеряется успехом выпускников. Мы постоянно спрашиваем наших слушателей, каких высот они смогли достичь после учебы. Можем рассмотреть на примере выпускников самых длительных программ — дипломных MBA и EMBA.

Например, по подсчетам команды Школы, 45% выпускников начали новый бизнес после учебы на EMBA. Четверть расширила свой существующий бизнес, отучившись на EMBA, и еще столько же сменили компанию из-за предложенной более высокой должности. Между тем 44% выпускников MBА увеличили свой доход более чем на 50%, а четверть выпускников MBA продвинулись по карьерной лестнице и стали топ-менеджерами.
Кроме того, мы стараемся оценить нашу эффективность опосредованно, через вклад, который привносят в общество бизнесы наших выпускников. Так, выпускники EMBA и MBA сегодня дают работу более 75 тыс. человек. И это только предприниматели, то есть владельцы бизнесов.
Чему в сфере искусственного интеллекта вы бы рекомендовали учиться предпринимателям?
Я бы выделил три направления. Первое — персональная эффективность руководителя: как использовать ИИ-инструменты для анализа данных, подготовки решений. Второе — оптимизация бизнес-процессов: автоматизация всего — от копирайтинга до обслуживания клиентов. Третье — создание новых продуктов на основе ИИ. И отдельный вопрос — оценка рисков, которые несут технологии ИИ для существующей бизнес-модели компании.
Наблюдаете ли вы феномен рецессии белых воротничков — снижение спроса на офисные профессии из-за автоматизации?
Да, это общемировой тренд. Развитие ИИ-агентов действительно оказывает давление на ряд традиционных офисных функций. Однако история технологий показывает, что на смену одним профессиям приходят другие, которые мы пока не можем представить.

Думаю, речь идет не о тотальной замене человека машиной, а о вытеснении тех, кто не готов адаптироваться и осваивать новые инструменты, теми, кто эффективно использует технологии для повышения своей продуктивности. Задача современного специалиста — быть гибким, постоянно учиться и интегрировать новые инструменты в свою работу.
И последний вопрос. Какими бизнесменами, предпринимателями вы восхищаетесь?
Людьми, которые берут на себя риск. Они несут его персонально, и это огромная ответственность и за себя, и за свои коллективы. У них по-настоящему «шкура на кону». И они заслуживают того, чтобы получать прибыль. Поэтому я испытываю к ним огромное уважение. Они двигают страну вперед. Наша задача — дать им инструменты, чтобы их энергия и напор давали еще больше результатов. Мы хотим оказать им поддержку на этом нелегком пути.