Охота на стартапы: что покупают ведущие российские корпорации

Партнерский материал • Взлететь • 19 сентября 2025

Охота на стартапы: что покупают ведущие российские корпорации

Охота на стартапы: что покупают ведущие российские корпорации

Обложка

Текст: Елизавета Тихер, Александра Колабинова

Фото: Unsplash


Российские корпорации превратили покупку стартапов в главное оружие конкуренции. В 2024 году количество IT-сделок выросло на 34%, а гиганты вроде «Яндекса», «Ростелекома» или VK охотятся за молодыми командами систематично. Секрет успеха — не просто купить технологию, а сохранить людей и культуру. Чтобы находить лучшие стартапы, компании запускают акселераторы, ищут проекты через партнерства с отраслевыми премиями вроде Startech. Awards, которая состоится 19 сентября. Спросили у экспертов премии о новейших стратегиях и тактиках M&A.

Российские корпорации превратили покупку стартапов в главное оружие конкуренции. В 2024 году количество IT-сделок выросло на 34%, а гиганты вроде «Яндекса» и «Ростелекома» охотятся за молодыми командами систематично. Секрет успеха — не просто купить технологию, а сохранить людей и культуру. Чтобы находить лучшие стартапы, компании запускают акселераторы, ищут проекты через партнерства с отраслевыми премиями вроде Startech. Awards, которая состоится 19 сентября. Спросили у экспертов премии о новейших стратегиях и тактиках M&A.

«Яндекс»: сохранить команду

Даже когда количество сделок M&A снизилось в первом полугодии 2025, объем инвестиций продолжал расти. Вместо долгой разработки своих решений корпорации предпочитают покупать готовые. Эффективность стратегии подтверждается историями сделок крупных игроков, таких как «Яндекс», «Ростелеком» и «ВКонтакте».

«Яндекс» системно ищет сервисы, которые можно бесшовно встроить в ключевые вертикали («Яндекс Еда», «Путешествия» и др.), чтобы увеличить жизненный цикл пользователя. «Для стартапа это означает, что наиболее привлекательными для поглощения будут компании с сильной технологией, которые могут в одной из вертикалей “Яндекса” стать недостающим элементом», — говорит Елизавета Тихер, руководитель премии Startech. Awards, директор по коммуникациям Startech.vc.

Например, приобретение Pruffme (победитель Startech. Awards 2024) было стратегическим ответом на уход с рынка сервиса Miro. Технологии стартапа позволили в сжатые сроки запустить в составе «Яндекс 360» аналогичный продукт — «Яндекс Концепт».

Другой показательный кейс — покупка сервиса аренды пауэрбанков «Бери Заряд!». «Его интеграция в “Яндекс Go” не только добавляет новую услугу, но и создает физические точки присутствия бренда в городах, связывая цифровую и офлайн-реальность. А сам кейс показывает, что для покупки корпорацией нужно иметь достаточно зрелое и конкурентное на рынке решение», — подчеркивает Александра Колабинова, руководитель проектов Startech.vc.

«Яндекс» часто сохраняет узнаваемые бренды («еКредит», Boxberry, «Домиленд»), ключевые команды и их экспертизу. Основатели и сотрудники становятся частью холдинга, получая доступ к его технологическим ресурсам и масштабу для ускоренного развития продукта.

Дмитрий Рейдман

Дмитрий Рейдман

руководитель бизнес-кластера Х.Технологии «Ростелекома»

«Существует три основные модели работы с приобретенными активами после сделки: полная интеграция, частичная интеграция и сохранение полной автономии. Выбор модели определяется стратегическими целями конкретной сделки. Например, ведущие технологические корпорации приобретают компании на ранних этапах развития с целью полной интеграции их технологий в собственные продукты, при этом характерной чертой всех сделок является стремление сохранить команду покупаемого актива, что обеспечивает преемственность компетенций и инновационной культуры. СтратегияЯндекса, по моему мнению, преимущественно ориентирована на сохранение бренда и команды, что ближе к модели полной автономии. Такой подход помогает минимизировать утечку ключевых специалистов и аудитории, а также удерживает эмоциональную ценность бренда, которая зачастую превышает ценность самой продуктовой линейки».

«Ростелеком»: финтех и TravelTech

«Ростелеком» преобразуется из телеком-оператора в ключевого технологического игрока. Стратегия кластера Х.Технологии «Ростелекома» основана на приобретениях лидеров в таких быстрорастущих рынках, как финтех, ретейл, промышленные технологии, антифрод и кибербезопасность, travelTech, лайфстайл, креативные индустрии и геймдев.

Дмитрий Рейдман

Дмитрий Рейдман

руководитель бизнес-кластера Х.Технологии «Ростелекома»

«Низкая маржинальность из-за высоких затрат на трафик и усиленной конкуренции заставляет цифровые бизнесы искать интеграцию с технологическими корпорациями. Сотрудничество с крупным стратегическим партнером, который имеет необходимые ресурсы, компетенции и опыт, это недостающая ступень к успеху для стартапа. Доступ к масштабной инфраструктуре и аналитике в рамках сильной экосистемы открывает возможности для ускоренного развития, позволяя компаниям стать более технологичными и конкурентоспособными».

Одним из примеров интеграции решений в финтех является кейс компании Fuzzy Logic Labs, которая в сотрудничестве с «Ростелекомом» стала лидером российского рынка транзакционного антифрода, обеспечивая мониторинг более 50% всех банковских транзакций.

Лилия Шароватова

Лилия Шароватова

генеральный директор Fuzzy Logic Labs

«Стартапам, которые рассчитывают на покупку со стороны корпораций, важно помнить: одного сильного продукта недостаточно. Нужно заранее учитывать совместимость с корпоративными стандартами — технологическую, культурную и процессную. Корпорации смотрят не только на алгоритмы, но и на зрелость команды, готовность соблюдать требования к безопасности, качеству кода, юридической и финансовой прозрачности. У корпораций есть значительные аналитические и стратегические ресурсы, поэтому они раньше видят формирующиеся тренды. Когда в 2023 году “Ростелеком” приобрел Fuzzy Logic Labs, проблема фрода уже существовала, но именно в последующие годы она превратилась в массовый вызов и вышла на уровень государственного контроля. Для стартапа сделка может казаться точкой финиша, но на деле это начало нового этапа, где по-настоящему ценятся гибкость, зрелость и готовность к совместной работе».

Помимо антифрод-решений, в портфеле кластера Х.Технологии активно развиваются платформенные решения для управления банковскими процессами. Компания Farzoom предоставляет возможность банкам формировать эффективные процессы взаимодействия с клиентами, выдачи кредитов, расчетно-кредитных операций и документооборота на основе собственной платформы Farzoom X.

Андрей Леушев

Андрей Леушев

СЕО Farzoom

«Я убеждён, что самое главное — играть вдолгую. Это значит, что нужно декларировать долгосрочную цель и все свои действия соотносить с ней. Тогда вы будете понятны рынку, а инвесторы сами смогут вас найти. Кроме того, крайне важно обеспечить чёткость и прозрачность отчетности с самого начала, чтобы потом не вылезали никакие сюрпризы. При этом, я думаю, что продажа корпорации не самоцель, а только приятный бонус, ведь главное приложить все силы и добиться успеха».

«Ростелеком» также активно расширяет свое присутствие в области TravelTech, делая особый акцент на направлениях, ориентированных на корпоративных клиентов. Реализация этого стратегического направления включает в себя приобретение платформы для делового туризма Corteos.

Дмитрий Маркин

Дмитрий Маркин

CEO Corteos

«На момент сделки сРостелекомом Corteos уже являлась популярным инструментом в сегменте B2B, с помощью которого пользователи системы автоматизировали свои командировочные бизнес-процессы. Мы нуждались в сильном стратегическом партнере, инвестирующем в развитие продуктовой линейки платформы и продвижение нашего решения в сегментах B2G и B2G. Мы рады, что, оценив нашу стратегию развития, технический уровень и потенциал,Ростелеком принял решение войти в капитал нашей компании».

VK: не только соцсети

Стратегия VK в сфере M&A сфокусирована на монетизации своей многомиллионной аудитории через создание инфраструктуры для цифровой жизни вокруг социальной сети.

Компания ищет сервисы, которые могут быть интегрированы в её экосистему для увеличения времени и денег, которые пользователи тратят внутри её платформ. Показательным примером является покупка видеоплатформы Viqeo — её технологии встраивания и монетизации видео позволили усилить рекламные возможности «VK Видео» и создать новые каналы дистрибуции контента.

Другим ключевым приобретением стала доля в билетном операторе «Интикетс», что открыло VK доступ к рынку событий через интеграцию с программой «Пушкинская карта» и создание полноценного цикла — от анонса мероприятия в ленте до продажи билетов без перехода на сторонние площадки.

Но самой масштабной сделкой последнего времени стало приобретение 100% доли в YClients Group — крупнейшей в России платформе онлайн-записи и автоматизации бизнеса. У компании более 37 тыс. клиентов малого и среднего бизнеса, что позволяет VK интегрировать весь цикл взаимодействия предприятий с конечными потребителями — от социальных сетей до CRM-систем.