Взлететь • 10 марта 2021
Символы российской типографики: как Илья Рудерман и Юрий Остроменцкий зарабатывают на своих и чужих шрифтах
Символы российской типографики: как Илья Рудерман и Юрий Остроменцкий зарабатывают на своих и чужих шрифтах
Текст: Джейхун Мамедов
Иллюстрация: Александр Костенко
Это предложение набрано шрифтом Kazimir Text. Чтобы напечатать его на клавиатуре, нужно 8,5 секунды. Чтобы нарисовать шрифт, Илье Рудерману и Юрию Остроменцкому потребовалось примерно две тысячи часов. Вы бы не обратили на него внимания, если бы я его не назвал.
Но чем больше простых читателей не замечают их шрифты, тем лучше для Рудермана и Остроменцкого.
В 2014 году они основали шрифтовую студию CSTM Fonts (custom fonts, или шрифты на заказ), а через два года запустили магазин шрифтов type.today. Шесть лет спустя их шрифты можно встретить в фильмах Дудя, в приложении МТС, в книгах, в Inc., РБК и на вывесках в «Пятерочках».
Это история о том, как два дизайнера превратили свою страсть в прибыльный бизнес.
type.today в цифрах:
22,3 млн руб. — выручка в 2019 году
28,9 млн руб. — выручка в 2020 году
~100 шрифтов в магазине
5,4 тыс. продаж в магазине в 2020 году
Источник: данные компании
type.today в цифрах:
Источник: данные компании
22,3 млн
руб. — выручка в 2019 году
28,9 млн
руб. — выручка в 2020 году
~100
шрифтов в магазине
5,4 тыс.
продаж в магазине в 2020 году
Шрифты с утра до ночи
Рудерман и Остроменцкий познакомились в университете. Оба учились в МГУП и защищали диплом по шрифтам у Александра Тарбеева. После университета Остроменцкий сразу пошел работать в медиа, а Рудерман поехал учиться дальше — в Королевскую академию искусств в Гааге.
Вернувшись в Россию, Рудерман стал арт-директором путеводителей «Афиши». По ночам он рисовал шрифты на заказ — в основном для издательских домов, — и к 2008 году обнаружил себя экспертом по кириллице. Американская студия House Industries попросила его сделать кириллическую версию одного из шрифтов.
Тогда же Рудерман и Остроменцкий впервые сделали совместный проект — шрифт для бренда Glance. Из-за нехватки времени они рисовали его не так, как принято (обычно одна команда работает над всей линейкой): один делал набор regular, а другой — bold. «Зато результат получился уникальным», — говорит Рудерман.
В 2013–2014 годах Остроменцкий покинул «Большой город», а Рудерман — «РИА Новости». Сидя без работы, дизайнеры решили, что пришло время реализовать давнюю мечту: открыть свою студию и заниматься шрифтами с утра до ночи.
Когда дизайнеры плачут
Летом 2014 года, когда в индустрии выработался рефлекс — шрифты — это к Рудерману и Остроменцкому, — они открыли студию CSTM Fonts.
С первых дней у студии были крупные заказчики. Мобильный оператор Tele2 ещё осенью 2013 года заказал у друзей фирменный шрифт. А в 2015 году уже CSTM Fonts представила семейство шрифтов Tele2 Typefamily. Для «Москва-Сити» студия сделала навигационный шрифт City Sans, который появился на указателях в 2016 году.
Помимо заказных шрифтов, CSTM Fonts выпустила два тиражных — Kazimir и Pilar. Оба шрифта студия выставила на продажу в онлайн-магазине MyFonts.
1. Тиражные шрифты, которые продаются в интернет-магазинах. Рудерман называет этот источник доходов «неполноводным ручейком». В собственном магазине type.today продается около 30 шрифтов студии. Цены начинаются от 2100 руб. за начертание.
2. Шрифты на заказ и создание логотипов (студия, например, сделала логотип «КиноПоиска»). Иногда студия также выпускает заказной шрифт в тираж. Так случилось с City Sans (теперь называется Navigo), и со шрифтом для МТС (Normalidad). Шрифт на заказ может стоить $150–200 тыс., но чаще всего это десятки тысяч долларов, говорит Рудерман.
3. Кириллизация — основной источник дохода CSTM Fonts. Западные дизайнеры и компании заказывают у студии кириллическую версию своих шрифтов. CSTM Fonts, например, сделала кириллицу для Google: шрифт доступен в Google Docs под названием Spectral. Рудерман говорит, что кириллизация — это уже «большой ручеёк заработка» студии. Стоит такая работа от $1 тыс. до $10 тыс. за каждое начертание.
По словам Рудермана, особенность дизайна шрифтов — в том, что на создание продукта уходит огромное количество времени. «Шрифтовой дизайнер берёт на себя много рисков, инвестирует тысячи часов в разработку шрифта, а потом садится на берегу и плачет», — говорит Рудерман.
На создание Kazimir студия потратила около 2 тыс. часов. Даже по небольшим расценкам за час работы, это огромные деньги. Поэтому тиражный шрифт может окупаться десятилетия.
Цена на шрифт зависит от многих факторов. Среди них — количество затраченных часов на создание шрифта, количество языков, на которых он «говорит», его продаваемость и популярность, количество символов и начертаний, условия использования. Например, десктоп-лицензия Kazimir стоит 17,5 тыс. рублей. У шрифта 10 начертаний, 26 языков и два набора — regular и irregular.
Ни дня без прибыли
Первые 50 дней Kazimir стоял на MyFonts в разделе «Новинки» и расходился «прекрасно». «Мы поражались и радовались, как круто продаётся наш шрифт», — вспоминает Рудерман. За это время дизайнеры заработали примерно $5 тыс. (магазин выплачивал роялти в 50% от продаж). На 51 день продажи резко упали — до примерно $30 в месяц.
— Такой способ дистрибуции шрифтов нас не устраивал, — рассказывает Рудерман. — Мы начали размышлять и быстро поняли, что альтернативы MyFonts нет. И единственное, что остаётся — создать свой собственный магазин.
Но с двумя шрифтами интернет-магазин не запустишь. На помощь пришёл давний знакомый Рудермана, сооснователь студии Commercial Type Кристиан Шварц. Рудерман нарисовал кириллицу для нескольких шрифтов американца. Шварц сказал: «Если откроете магазин, можете распространять мои шрифты с кириллицей, которые вы и нарисовали».
Это был большой подарок, потому что некоторые из предложенных шрифтов — Graphik и Druk — были мировыми бестселлерами. Предложение Шварца стало веским основанием серьёзно взяться за создание магазина. «Мы не до конца понимали, что делаем. Весь этот опыт оказался для нас абсолютно новым», — признаётся Рудерман.
Сайт магазина друзья заказали у агентства Perushev & Khmelev. Это стоило им всего летнего гонорара за кириллизацию шрифтов для одной швейцарской студии, и было больше того, что они заработали на MyFonts. Точную сумму дизайнеры не называют. Остроменцкий лишь добавляет: «Это самое большое в нашей жизни вложение в себя».
21 апреля 2016 года открылась онлайн-витрина type.today c семью шрифтами. И, как говорят основатели, с самого начала магазин был прибыльным и остается таким по сей день.
Эксперимент с большими надеждами
Параллельно с type.today Рудерман и Остроменцкий запустили экспериментальную витрину — tomorrow. Там они выставляют необычные шрифты — узкого использования. Они, как правило, применяются в крупнокегельной типографике (заголовки, логотипы), когда требуется акциденция, то есть яркость. «Это попытка пофантазировать о будущем шрифтового дизайна», — объясняет Рудерман.
Экспериментальная эта площадка и с точки зрения лицензирования. Она работает по пакетной модели. У покупателя три опции с фиксированными ценами: минимальный, средний и максимальный пакеты. По классической модели (как в type.today) пользователь покупает отдельно лицензии для установки на компьютер, для сайта и приложения. В tomorrow за фиксированную плату пользователь получает право использовать шрифты на компьютерах, для печати, в соцсетях, на сайте и в приложении. Различие пакетов лишь в масштабах использования. Например, минимальный ограничивается 5 сотрудниками, использующими шрифт, 25 тыс. подписчиков в соцсетях и 15 тыс. уникальных посетителей сайта. Цена трёх пакетов строится по схеме x, 10x, 100x.
— Пока у tomorrow дела обстоят не лучшим образом, но мы не теряем надежд, — признаётся Рудерман. — Проект прибыльный. Просто не настолько, насколько нам хотелось бы.
Анна Якупова
директор «Паратайп»
Tomorrow — действительно интересный эксперимент, особенно с точки зрения лицензионного решения. Сложно говорить о перспективах, поскольку этот подход сильно отличается от сложившегося, к которому массовый покупатель долго привыкал. Мне эти решения нравятся тем, что они понятны пользователю, и я надеюсь, что проект взлетит. Тогда останется только убедить мировое шрифтовое сообщество перейти на такой вид лицензирования, и всем станет проще.
Как устроен бизнес type.today
Бизнес магазина построен на лицензировании. ООО «Тайп Тудэй» заключает агентский договор с правообладателем шрифта — дизайнером или компанией — и выплачивает ему роялти от продаж. Для витрины type.today работает соотношение 40 на 60 в пользу магазина, для tomorrow — наоборот. Пользователь, купивший шрифт, получает бессрочную лицензию на его использование.
На вопрос, почему не 50/50, как в MyFonts, Рудерман говорит: «Ведение онлайн-бизнеса в России дороже, чем в Европе или Америке примерно на 10%. Это дополнительные налоги, биллинговая система, кассовые аппараты, счёты и что только Госдума не придумает. Каждый год эта нагрузка увеличивается».
Рудерман и Остроменцкий позиционируют магазин как бутик, в котором «два субъективных основателя, руководствуясь только своим вкусом, точечно отбирают шрифты на продажу». Поэтому они могут из нескольких шрифтов автора одобрить только один. Кто-то обижается, кто-то понимает, а кто-то и вовсе отказывает. По словам Рудермана, такой отбор противоречит логике бизнеса: начинающий дистрибьютор шрифтов скорее попытался бы собрать на своей витрине максимальное количество позиций.
Сейчас в совмещённом магазине type.today и tomorrow суммарно продаётся около ста шрифтов. 40% дохода приносят онлайн-покупки минимальных лицензий. Как правило, их покупают дизайнеры-одиночки или маленькие студии. 60% заработка — крупные лицензии, купленные большими структурами по безналу.
Илья Наумов
дизайнер шрифтов,
автор в type.today
В продаже шрифтов массовость для меня не в приоритете. Я предпочитаю количеству качество. Этим мне и нравится каталог type.today. К тому же Илья и Юрий — большие профессионалы. Они всегда готовы дать совет и помочь, если есть вопросы.
Разделение роялти 40/60 в пользу магазина действительно нестандартно. И это, пожалуй, единственный минус для автора шрифта.
Во второй половине 2020 года продажи на сайте type.today выросли на 20%. Всего за прошлый год магазин сделал 5,4 тыс. продаж. По прогнозу Рудермана, тяжелее будет в 2021 году. Если в 2020-м бизнес ещё жил по бюджетам, принятым до пандемии, то в этом году они, скорее всего, сократятся. И дизайн пострадает одним из первых.
Возрождение кириллицы
Магазин шрифтов type.today ориентирован на кириллический сегмент. За последние 5 лет он заметно вырос. В 2016 году, по словам Рудермана, было 88 новых кириллических шрифтов, а через два года — уже больше тысячи. В латинице их в сто раз больше.
— Сейчас на рынке порядка 5 тыс. гарнитур с кириллицей, — говорит директор «Паратайп» Анна Якупова. — С текущим приростом — около 300 гарнитур в год — через 2–3 года каждый день будет появляться как минимум одна с кириллицей.
По оценке Якуповой и «Паратайп», на рынке кириллицы работает примерно 200 шрифтовых дизайнеров и десять магазинов небольших шрифтовых студий. Зарубежные компании она в этот список не включает, хотя их уровень поддержки кириллицы тоже существенно вырос за это время.
Основатели type.today считают, что в России у них нет конкурентов по продукту, ведь они заняли нишу недешёвых, премиальных шрифтов, которые «не кричат на каждом углу». «Нашу коллекцию не скопируешь. Тем более, что партнёры не заинтересованы в том, чтобы в одной стране их интересы представляли два разных магазина», — объясняет Илья.
За клиентов type.today конкурирует с другими шрифтовыми дистрибьюторами и студиями. Наиболее известные витрины — MyFonts и «Паратайп», с широким ассортиментом шрифтов. «Как правило, крупные магазины, предлагающие большое количество шрифтов (в России это „Паратайп“), работают во всех ценовых категориях. Менее крупные — выбирают определенную нишу», — объясняет Анна Якупова. По её мнению, есть несколько шрифтовых студий, которые позиционируют себя в том же сегменте, что и type.today. Например, Contrast Foundry и Brownfox.
1. Общедоступные шрифты не придают проекту уникальности. Их используют повсеместно, поэтому с ними сложно построить уникальную айдентику.
2. У платных шрифтов есть техническая поддержка. Все способы применения шрифта предугадать невозможно, и если возникают какие-то ошибки, то студия может их исправить. В студию CSTM Fonts клиенты обращаются за стилистическими альтернативами, легкой кастомизацией шрифтов. С бесплатными так не получится.
3. Бесплатные шрифты могут быть некачественными. В них могут быть кривые контуры, может отсутствовать кернинг. Особенно это касается кириллицы.
Конец стартапа
В штате type.today 6 человек: менеджер по продажам, три редактора, дизайнер и ответственный секретарь. Бухгалтерия, разработка, юристы и копирайтеры — на аутсорсинге. Сами основатели продолжают развивать площадку, формируют коллекцию шрифтов и ищут новинки на шрифтовом рынке, предлагая дизайнерам размещение в магазине.
— Мы только сейчас переходим из стартапного периода в этап спокойного, продуманного ведения бизнеса, когда пытаешься управлять процессами с более длинной перспективой, — размышляет Рудерман. — И многим довольны.
Зарплаты и инвестиции в развитие торговой площадки, в улучшение сервиса составляют 80% расходов компании. Практически всю прибыль Рудерман и Остроменцкий реинвестируют в компанию, оставляя лишь небольшой стратегический запас на всякий случай.
На рекламу type.today денег не тратит. В ней нет необходимости: шрифтовой рынок очень маленький. «Все профессионалы, для которых шрифт имеет значение, о нас уже знают», — добавляет Рудерман.
Привлекать новых клиентов помогает онлайн-журнал type.today. На него приходится большая часть расходов компании. «Весь наш трафик — заслуга журнала. Журналом мы шумим, напоминаем о своём существовании, подтверждаем свою экспертизу», — подчёркивают дизайнеры.
Журнал выходит на русском и английском языках. В нем регулярно публикуются статьи о типографике. Например, тексты про пробел, тире, запятую и даже про армянские и грузинские шрифты (которые можно купить в type.today).
Рудерман и Остроменцкий говорят, что делают type.today не ради денег — и называют такой бизнес «неправильным». По их словам, с пересчётом на количество потраченного времени деньги получаются «копеечные». Но компанией движет миссия — повысить графическую культуру людей. «Это в какой-то степени альтруизм», — говорит Рудерман.
Мой вопрос, зачем вообще нужны хорошие шрифты, его удивляет:
— Для того же, зачем и хорошая одежда. Зачем нужна хорошая одежда? Вы же иногда по каким-то причинам залезаете в шкаф и примеряете разные вещи. Хотите изменить свой образ, как-то выглядеть особенно. То же самое со шрифтом, — говорит Рудерман и делает паузу. — Шрифт — основа визуальной коммуникации. Если смыслы набраны вкривь и вкось, вся наша коммуникация пойдет под откос.
Московский государственный университет печати.
Дизайнер, чьи шрифты использовали в «L’Officiel», «Ведомостях», «Большом городе», «Афише».
Позволяет устанавливать шрифт на компьютер и использовать его в приложениях, в которых можно выбрать шрифты.
Фирменный стиль компании, визуальное представление бренда.
Изменение интервала между буквами в зависимости от их формы.
Разные варианты шрифта внутри одной гарнитуры: например, жирный, курсив и обычный.
Если шрифт поддерживает не только латиницу, но и другие типы письменности, то его потенциальная аудитория шире. В интересах студий и дизайнеров, чтобы шрифт покупало как можно больше людей.