Когда Питеру Рахалю и Джареду Смиту надоели протеиновые батончики с непонятным составом, они запустили собственный продукт — главной «фишкой» (и основой дизайна упаковки) стал полный список ингредиентов («3 яичных белка, 6 миндальных орехов, 4 кешью, 2 финика» и т.д., вплоть до строчки «никакой фигни»). В 2013 году основатели марки вложили в неё по $5 тыс., а в 2017-м продали за $600 млн крупнейшему производителю готовых завтраков Kellogg’s. Вот пять советов от Питера Рахаля тем, кто только начинает свое дело.
№1
Вместо поисков инвестора начните продавать
Когда я спросил у отца, где найти инвесторов и сколько денег у них просить, он ответил: «Заткнись и попробуй продать тысячу своих батончиков». Этого совета оказалось достаточно. Поначалу мы раздавали их бесплатно — обходили кафе и фитнес-центры по соседству, просили разрешения поговорить с владельцами, предлагали попробовать наши батончики. Мы просто хотели, чтобы люди их заметили.
№2
Учитесь на ходу
Мы с Джаредом знали, что нам нужно как можно скорее выйти на рынок, поэтому открыли PowerPoint и нарисовали упаковку сами, как смогли. Чтобы перенести производство из маминого подвала, решили рискнуть и бросили работу. Затем арендовали небольшой цех и довольно быстро поняли, что движемся в верном направлении.
№3
Верьте в свой продукт
Нас уже тошнило от сомнительных ингредиентов в протеиновых батончиках, поэтому мы решили сделать что-то с понятным составом. Мы знаем, что это важно не только для нас, поэтому указываем на упаковке все основные ингредиенты. Никакого обмана. У нас даже слоган: «Мы говорим снаружи о том, что внутри».
А на первом варианте упаковки я разместил свой номер телефона. Мне хотелось быть как можно доступнее для клиентов: обратная связь — главный инструмент роста.
№4
Заботьтесь о корпоративной культуре
Будьте открыты. У меня нет отдельного кабинета. Я сижу в том же общем офисе, что и все остальные. Даже на звонки обычно отвечаю по громкой связи. Я хочу показать, что мне нечего скрывать, что все мы заодно.
При наших темпах роста важно, чтобы роли в команде менялись по мере ее развития. То, что вы пришли на какую-то определенную позицию, не означает, что вы не можете дорасти и до других ролей. Я стараюсь, чтобы это было ясно с первого дня.
№5
Продажа компании — важный этап. Но не последний
Мы делали батончики сами — и это здорово пригодилось нам при подготовке сделки с Kellogg’s. У нас поначалу не было никаких конвейеров, только ручной труд, мы производили по батончику за раз. Зато акционерами компании были только мы сами, а значит, легко могли ответить на любые вопросы Kellogg’s.
Выбирайте покупателя, близкого вам по духу. Мы сделали выбор в пользу Kellogg’s, потому что видели: они действительно понимают наш бизнес, нашу идею. А главное, я узнавал что-то новое в каждой беседе с ними.
Продажа компании — это точно не способ начать работать меньше. Это так не работает! Кого-то может удивить, что я все еще работаю, но во многих отношениях все только начинается.