• Usd 68.89
  • Eur 78.52

Редакция

editorial@incrussia.ru

Реклама

advertising@incrussia.ru

Журнал

«Сейчас все будет дешеветь — офисы, сервисы, таланты. Самое время создать стартап». Ованнес Авоян, PicsArt — о плюсах кризиса и возвращении офлайна

«Сейчас все будет дешеветь — офисы, сервисы, таланты. Самое время создать стартап». Ованнес Авоян, PicsArt — о плюсах кризиса и возвращении офлайна

Рубрики

О журнале

Соцсети

Напишите нам

Как цифровая платформа «ОПТИ 24» повысит эффективность логистического бизнеса

Как цифровая платформа «ОПТИ 24» повысит эффективность логистического бизнеса

Текст

Андрей Велесюк

Иллюстрации

Александр Черепанов

Сегодня транспортно-логистическому рынку недостаточно предлагать просто топливо — клиент хочет видеть широкий перечень услуг по принципу «одного окна». Для юридических лиц, занимающихся перевозками, «Газпромнефть-Корпоративные продажи» в 2018 году запустили цифровую экосистему «ОПТИ 24». Она позволяет быстро пополнить счёт, упростить документооборот и сэкономить деньги. Какие сервисы могут быть наиболее интересны логистическому бизнесу — рассказывает Inc.

Топлива мало, нужны сервисы

В 2018 году «Газпромнефть-Корпоративные продажи» представили на Петербургском международном экономическом форуме цифровую экосистему «ОПТИ 24» — набор продуктов и сервисов для корпоративных клиентов логистической отрасли. Единый комплексный бренд объединил в себе сервисную карту для безналичной оплаты топлива и других услуг, онлайн-систему управления бизнесом и цифровые продукты.

Современные топливные компании трансформируют бизнес-модель и выходят на новый уровень взаимоотношений с клиентом, становясь поставщиками сервисов. В их интересах не просто продавать топливо, но предоставлять расширенный спектр услуг, чтобы клиент не испытывал затруднений в бизнесе. Это подтверждается исследованиями: в обзоре тенденций развития транспорта и логистики, составленном PwC, отмечается, что сейчас цифровизация — один из ключевых факторов, влияющих на развитие транспортно-логистической отрасли. Так, 68% опрошенных руководителей компаний ожидают, что изменение основных технологий оказания услуг будет иметь прорывное влияние на их бизнес в следующие пять лет.


Четыре тренда цифровой трансформации логистики

Вадим Топоров, заместитель директора практики по работе с инфраструктурными и транспортными предприятиями КПМГ в России и СНГ

1. «Цифровые двойники» и «большие данные». В основном речь идёт об эффективном анализе данных, которые появляются в логистической цепочке, что позволяет повышать эффективность перевозок и управлять рисками.

2. Платформы и уберизация. В основе бизнес-модели платформ, как правило, лежат следующие идеи: более эффективное использование активов за счет прозрачности и доступности информации, коммодитизация базовых сервисов, повышение конкуренции между их поставщиками и, следовательно, снижение цены, а также агрегирование небольших заявок в крупный пул и получение лучшей цены для заключающих сделки через платформу. Но запустить платформу в логистике не так просто. Например, одной из проблемных областей является страхование груза, при использовании платформы поставщик логистических услуг до самого последнего момента неизвестен, что сильно осложняет оценку рисков для страховой компании при страховании груза и будет негативно влиять на ставки.

3. Новые способы доставки. Например, дроны широко применяются в доставке грузов на нефтяные вышки в море, также ведутся работы над беспилотными локомотивами и беспилотными судами.

4. Shared economy. Совместное использование логистических мощностей позволяет повысить их эффективность. Компании и раньше могли сдавать друг другу свободные мощности, но сейчас, с использованием цифровых технологий, это можно делать более эффективно.

Экосистема «ОПТИ 24» постоянно развивается, а количество сервисов растёт. Перечислим наиболее интересные из преимуществ, которые сегодня доступны корпоративным клиентам.

1. Снижение топливных расходов

Сервис «Курс» составляет маршрут между точками А и Б таким образом, чтобы по дороге заправляться по минимальной цене и топливом, качество которого контролируется внутренней системой аудита «Газпром нефти».

Примечателен пример одного из крупнейших российских грузоперевозчиков — Dentro, — который участвовал в пилоте продукта. В течение месяца два автомобиля заправлялись на рекомендованных «Курсом» АЗС, а два других пользовались привычными маршрутами и заправками. Экономия на топливе в результате использования цифровой платформы составила 1,1%. Таким образом, для крупной компании с автопарком в 1 тыс. единиц общая сумма экономии может достигать 30 млн руб. в год.

«Благодаря „Курсу“ сэкономил больше тысячи рублей за один маршрут»

Альберт Альфредов, автор YouTube-канала «Категория Е», пользователь сервисной карты «ОПТИ 24»

«Я занимаюсь перевозками по России и странам СНГ. Маршруты всё время разные, дважды за год проехать одним и тем же путём редко выходит. Мне важно понимать, как заправиться выгодно и при этом качественным топливом. У меня тягач Mercedes-Benz Actros 1845, его нельзя заправлять чем попало. Поэтому перед поездкой я захожу в личный кабинет и при помощи сервиса «Курс» прокладываю маршрут. Когда ехал из Мурманска в Нижний Новгород, здорово сэкономил. На выезде было мало заправок. Если бы заправился на первой же АЗС до полного бака и поехал дальше — залил бы себе 300 литров дизеля по высокой цене. «Оптимизатор» посоветовал заправить столько, чтобы доехать до следующей заправки, на которой топливо дешевле. В итоге с этим сервисом получилось сэкономить больше тысячи рублей за один маршрут.

Перевозчики редко заправляются за наличные, наш основной платёжный инструмент — топливные карты. Но таскать с собой пластик неудобно. Карту легко потерять или оставить где-то, а пин-код можно забыть. Когда в мобильном приложении появилась возможность выпустить виртуальную карту, я так и сделал. Она работает даже без интернета и всегда в телефоне. К тому же, если на ней закончились деньги, можно быстро пополнить счёт с банковской карты. В Новый год, например, это решение помогло мне не остаться с пустым баком: начало января, банки не работают, а на топливном счёте пусто. Заправиться за наличку — не вариант, не верну НДС. Платёжное поручение будет обработано только 9 января. Что делать? Открыть ноутбук, зайти в личный кабинет, ввести данные банковской карты и заправиться!»

2. Упрощённая работа бухгалтеров

С помощью программного интерфейса API клиенты «Газпромнефть — Корпоративных продаж» могут организовать регулярный экспорт данных о транзакциях по топливно-сервисным картам в собственные учётные системы, такие как 1С или SAP. Это снижает нагрузку на бухгалтеров и исключает человеческий фактор, то есть вероятность ошибки при ручном наборе данных.

3. Отсутствие простоев транспорта

Благодаря сервису «Умный платёж» бизнес не останавливается из-за нехватки средств на счёте. Пополнить счёт договора можно прямо с банковской карты — моментально и в любое время. Даже ночью и в праздничные дни.


Более 300 клиентов «ОПТИ 24» пополнили счёт при помощи банковской карты в новогодние праздники


4. Возможность стать клиентом, не покидая офис

Клиенты «ОПТИ 24» могут подписать договор, выпустить карту и передать её водителю, вести документооборот и получить весь необходимый набор услуг онлайн. Без необязательных контактов. В ситуации, возникшей в марте 2020 года из-за коронавируса, такая возможность как никогда полезна и востребована.

5. Кабинет клиента — единый центр управления

Здесь можно устанавливать лимиты на сервисных картах и следить за расходом топлива водителями; можно найти подробную карту АЗС и технических станций с детализацией услуг; пополнить счёт, получить бухгалтерские документы и построить оптимальный маршрут.

Как появляются новые сервисы

В первую очередь собираются все идеи, которые имеют право на жизнь в рамках подобной платформы. «Главный источник данных для нас — это клиент, поэтому мы всегда в первую очередь пытаемся понять его боли и его ожидания от нашей платформы, — объясняет директор по развитию клиентских решений „Газпромнефть-Корпоративные продажи“ Игорь Мощук. — Сама система запуска новых сервисов выглядит стандартно — мы анализируем рынок и потребительские ожидания, находим эту самую боль клиента, оцениваем свои технические возможности по ее решению и монетизации сервиса. И если всё говорит, что новый продукт будет востребован, запускаем его в разработку».

Один из способов сбора идей — межотраслевая конференция IT-решений «ОПТИ24CONF» для ведущих логистических и IT-компаний. Первая была организована в декабре прошлого года. Тогда прошла масштабная сustdev-сессия (тестирование идеи или прототипа будущего продукта на потенциальных потребителях) в формате бизнес-игры, участниками которой стали более 150 действующих и потенциальных клиентов.

В процессе сессии проработали более 1 тыс. ежедневных потребностей клиента и предложений по развитию цифровых сервисов. Затем совместно с IT-компаниями сформировали девять продуктовых прототипов, шесть из которых передали в реализацию продуктовым командам. Возможно, они совсем скоро пополнят портфель цифровых продуктов на платформе «ОПТИ 24».


Более 50 тыс. клиентов пользуются ИТ-сервисами «Газпромнефть-Корпоративные продажи»


Зачем создавать решения под отдельных клиентов

Процесс разработки продукта зависит от стека необходимых технологий. Если не вдаваться глубоко в подробности, то одни проекты требуют работы на backend (скрытая от глаз логика платформы), а другие — на frontend (пользовательский интерфейс и функции). Более того, компания может сделать уникальный функционал для отдельного крупного клиента.

«Одна грузоперевозочная компания попросила у нас изменить схемы работы с топливными картами и создать конкретно для них сервис „электронный кошелёк“, чтобы для каждой карты сотрудника был уникальный счёт, — объясняет Игорь Мощук. — В основном мы работаем по принципу „единого счёта“, к которому привязаны несколько расчётных карт. Мы для этой компании создали новый карточный продукт с собственным счётом потребления. Впоследствии выяснилось, что подобные запросы есть у многих наших клиентов».

После сбора идей определяется порядок их внедрения. На этом этапе «Газпромнефть — Корпоративные продажи» ориентируется на business value, то есть ценность для бизнеса. До конца года команда разработки планирует подключить ещё пять крупных сервисов.

«Сколько в итоге сервисов и решений будет подключено к платформе, зависит исключительно от требований бизнеса, — говорит Игорь Мощук. — Если потребуется подключить 40, то подключим 40. Если будет достаточно 10—15, оставим только их. Мы не хотим плодить сервисы ради сервисов и создавать нагромождение решений».

«У нас появились цифровые клиенты»

Дмитрий Гузеев, генеральный директор ООО «Газпромнефть — Корпоративные продажи»

«Когда мы запускали платформу «ОПТИ 24», работа с клиентом состояла из «аналоговых» процессов: договор оформлялся лично и на бумаге, его согласование занимало несколько дней, изготовления пластиковых карт клиентам также приходилось ждать. Мы поняли, что и мы, и клиент теряем время, и сделали путь клиента быстрым, удобным, а главное, полностью цифровым.

Сегодня перевозчики могут заключить договор с нами, выпустить виртуальные сервисные карты в мобильном приложении, а также обмениваться документами не выходя из офиса и ни разу не встречаясь с нашими менеджерами. Весь процесс оформления документов вместо недели может занять не более получаса. У нас появились полностью «цифровые» клиенты. Анализируя большие объемы данных, мы можем сформировать для них уникальные, полностью кастомизированные предложения».