Вам предстоит:
Что такое электронная подпись (ЭП)
ЭП — набор символов, в которых зашифрована информация о ее владельце. Такую подпись прикладывают к электронному документу, чтобы подтвердить его авторство, обеспечить конфиденциальность, юридическую значимость и целостность (изменить или подменить документ, скрепленный ЭП, уже не получится). Все это позволяет использовать электронную подпись удаленно, в режиме онлайн, чего не сделаешь с подписью рукописной. Например, договоры, акты или счета-фактуры с ЭП, отправленные онлайн, имеют такую же юридическую силу, как и бумажные, собственноручно подписанные документы. Подделать электронную подпись невозможно.
Зачем нужна ЭП
Плюсы использования электронной подписи для ИП и организаций очевидны: она экономит время и расширяет географию бизнеса, позволяет наладить электронный документооборот внутри компании и с внешними партнерами (экономия бумаги и тонера для принтеров — тоже приятный бонус). Сдача отчетности в контролирующие органы становится проще и быстрее: не придется ехать в учреждения лично или переживать о том, дойдет ли письмо (надежность «Почты России» — известный предмет споров). Кроме того, с ЭП бизнес получает расширенный набор государственных услуг на порталах федеральных и региональных органов власти. Без ЭП не получится через интернет сдать статистическую и бухгалтерскую отчетность, подать декларации, участвовать в электронных торгах.
Кому без ЭП никак
Для части ИП и компаний электронная подпись — не только удобный инструмент для работы, но и необходимость. Так, ЭП обязательна для крупных компаний (100 и более работников) и всех плательщиков НДС. Они сдают налоговую отчетность только в электронном виде, приложив к документам усиленную квалифицированную электронную подпись. ПФР и ФСС установили еще более низкий порог для численности работников. Если в вашей компании более 25 человек, сдавать отчетность в эти фонды придется только в электронном виде и с квалифицированной усиленной ЭП.
Какие ЭП бывают
Электронные подписи бывают трех видов.
Если вы индивидуальный предприниматель или владеете компанией, вам, скорее всего, потребуется одна из разновидностей усиленной подписи. Какая именно? Это зависит от сферы, в которой вы собираетесь ее использовать. Для сдачи отчетности в Росстат, ФНС, Пенсионный и другие внебюджетные фонды потребуется самая защищенная — усиленная квалифицированная подпись. Для участия в электронных торгах, заключения сделок с клиентами и партнерами, электронного документооборота внутри вашей компании подойдет и усиленная неквалифицированная ЭП. А воспользоваться частью услуг для предпринимателей на Едином портале госуслуг можно и с простой электронной подписью.
Как и где получить ЭП
Простая ЭП подходит только для ограниченной работы на портале госуслуг: например, можно отправить электронное заявление на регистрацию ИП или ООО. Получить такую подпись можно бесплатно в МФЦ. Вас попросят заполнить заявление и выдадут ЭП в тот же день. Список необходимых документов может незначительно различаться, но, как правило, требуют только паспорт и СНИЛС. Вам выдадут бумажное уведомление, содержащее логин и пароль. Введите их в личном кабинете на сайте госуслуг и измените по своему желанию. Подпись действует пожизненно.
Усиленная ЭП годится для участия в электронных торгах, внутреннего документооборота ИП или организации, а также для отправки электронных документов из одной компании (ИП) в другую. Получают эту подпись в специализированных государственных или коммерческих структурах — в удостоверяющих центрах (УЦ). Придется заплатить от 1500 рублей, а подпись запишут на флешку или другой накопитель: его придется вставлять в компьютер всякий раз, когда надо подписать бумаги. Срок действия усиленной ЭП — год.
Усиленная квалифицированная ЭП (от 2 000 рублей) — самый полный аналог личной подписи и печати компании. Такую ЭП мы и советуем вам получить — ее выдают в аккредитованном удостоверяющем центре (найдите ближайший здесь или здесь). С ней можно всё: отправлять любую отчетность в госорганы, подписывать договоры и даже участвовать в системе госзакупок. Если вы физическое лицо, для получения усиленной квалифицированной ЭП вам понадобится паспорт, СНИЛС и, возможно, ИНН. Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей список документов шире (берите с собой оригиналы или нотариально заверенные копии):
После того, как вы заполните заявления и оплатите услугу, вам выдадут сертификат и ключи усиленной квалифицированной ЭП. Их запишут на электронный носитель — токен, карту памяти или флэш-накопитель (можно принести свои). Этот носитель присоединяется к компьютеру каждый раз, когда вам нужно применить ЭП. Срок действия подписи — 1 год с момента изготовления.
Подготовлено при поддержке юридической компании «Шеховцов и партнеры»