Рубрики

О журнале

Соцсети

Напишите нам

Оплата по QR-коду: что это и зачем она нужна вашему бизнесу

Научиться • 11 февраля 2025

Оплата по QR-коду: что это и зачем она нужна вашему бизнесу

Оплата по QR-коду: что это и зачем она нужна вашему бизнесу

Текст: Ксения Темникова

бизнес-журналист, старший редактор «Инк.». Стояла у истоков SEO-отдела портала iz.ru. Участвовала в развитии петербургских СМИ, входящих в холдинг НМГ, в качестве приглашенного эксперта. В прошлом соуправляющая котокафе.


В мире, где особенно ценятся скорость и удобство, оплата по QR-коду становится выгодным вариантом для бизнеса. Система берет самые низкие комиссии за прием безналичной оплаты, а также пользуется спросом среди покупателей — в 2024 году общий объем операций по СБП превысил прошлогодний в два раза. «Инк.» разобрался, что такое оплата по QR-коду, как она работает и почему ваш бизнес должен уже сейчас начать ее использовать.

Оглавление

Что такое оплата по СБП и в чем ее плюсы

Система быстрых платежей (СБП) позволяет мгновенно переводить средства между банками и пользователями с минимальной комиссией прямо через мобильные приложения. Благодаря ей можно моментально отправлять деньги друзьям и знакомым по номеру телефона (даже если у вас разные банки), а также оплачивать товары в магазинах, просто отсканировав QR-код. При этом СБП работает 24/7 даже в выходные и праздники, обеспечивая мгновенные переводы.

По данным Центробанка, в 2024 году через СБП было проведено 13,4 млрд операций на сумму 69,5 трлн руб. В IV квартале оплатой товаров и услуг воспользовались пять из 10 россиян. В среднем один гражданин оплатил через СБП 17 покупок. Средний чек по операциям за весь год составил 1,8 тыс. руб.

Скорость и низкие издержки СБП делают систему выгодной как для физических лиц, так и для бизнеса. Генеральный директор «МультиКарта», которая входит в IT-холдинг Т1, Владимир Теряев обозначил несколько ключевых преимуществ:

  • QR-платежи привлекают новую аудиторию, в том числе тех покупателей, которые предпочитают более современные способы оплаты. Для бизнеса это может означать расширение клиентского потока и, как следствие, увеличение объема продаж. Это особенно актуально в условиях роста популярности мобильных технологий и платежных приложений.
  • Платежи по QR обходятся бизнесу дешевле, чем традиционная оплата картой. Платежные системы часто предлагают более низкие ставки за проведение операции. А это непосредственно влияет на стоимость каждой трансакции.
  • Еще один важный момент — сокращение очередей на кассах. QR-платежи проводятся быстро, поскольку не требуют использования физических карт и их считывания.
  • QR-коды обладают высоким уровнем безопасности благодаря встроенным механизмам шифрования и аутентификации. Это снижает риски мошенничества, защищая данные клиентов и минимизируя вероятность несанкционированных списаний.

Как это работает

СБП предлагает несколько удобных способов расчета.

  • NFC-таблички: клиент просто прикладывает смартфон с NFC к табличке для оплаты.
  • QR-коды: когда клиент хочет заплатить, он сканирует уникальный код, предоставленный продавцом. Это делается через приложение банка, а на смартфонах последних моделей почти всегда можно использовать камеру напрямую.
  • Платежные ссылки: для онлайн-покупок — клиент просто переходит по ссылке и подтверждает платеж в своем банковском приложении.

СБП можно подключить к личному кабинету сервиса или интернет-магазина для удобной оплаты. Например, чтобы привязать счет к банку Wildberries, нужно зайти в «Способы оплаты» в личном кабинете, выбрать «Привязать счет СБП», указать банк, подтвердить действие в приложении и подтвердить счет для оплаты. После этого приложение банка автоматически выводит все данные для перевода — сумму, реквизиты получателя и прочее. Клиент подтверждает операцию, и деньги мгновенно списываются с его счета, а продавец получает средства.

С 17 февраля 2025 года вступает в силу регламент Банка России, который будут соблюдать компании, применяющие QR-коды для платежей. Этот стандарт должен повысить безопасность операций по СБП.

В документе разобраны разные виды QR-кодов и опасности, которые могут возникнуть при их использовании. Для каждой угрозы предлагаются способы защиты. Также в документе есть специальные советы по безопасности для тех, кто снимает или вносит деньги в банкомате с помощью QR-кода. Регламент носит рекомендательный характер.

Сколько придется платить

Поскольку комиссия за переводы обычно составляет 0%, система быстрых платежей выгодна как для бизнеса, так и для пользователей. Для физических лиц комиссия полностью отсутствует. Для бизнеса она тоже минимальная — от 0,2% до 0,7%, в зависимости от банка и типа трансакции. Рассчитать комиссию для своего предприятия можно на официальном сайте платежной системы с помощью кода категорий торгово-сервисных предприятий (МСС).

Сравним финансовые аспекты СБП и эквайринга в виде таблицы.

Способ оплатыЭквайрингСБП
Комиссияот 1%, в среднем — 2,5%0,4% на товары повседневного спроса, 0,7% на все остальное
Установка терминаланужнанет
Скорость перевода на счет бизнесав течение одного-трех днеймгновенно

Кому это выгодно

Оплата по QR-коду выгодна для многих видов бизнеса, особенно для тех, кто работает с малым и средним оборотом. Розничная торговля, кафе, рестораны, онлайн-магазины, а также любые малые и микро-предприятия получают значительную экономию на эквайринге, то же касается и самозанятых.

QR-код удобно использовать для частных и разовых трансакций, где важно быстрое взаимодействие с клиентом и отсутствие необходимости в специальном оборудовании.

Пример

Владельцы небольшого семейного ресторана «Уютный дворик» подключили СБП. Теперь гости заведения могут быстро и удобно оплатить заказ, просто отсканировав QR-код на столе. Официанту не нужно бегать с терминалом, а клиенту — ждать. Для тех, кто торопится, установили NFC-таблички на барной стойке. Теперь можно мгновенно оплатить кофе или десерт, просто приложив смартфон. Для заказов на вынос курьер присылает клиенту ссылку на оплату через СБП.

Кроме того, от использования СБП выигрывают продавцы дорогих и брендовых вещей. Отчисления за каждую покупку будут намного меньше, чем при использовании эквайринга.

Лазарь Бадалов,

кандидат экономических наук, доцент экономического факультета РУДН

«Но, говоря о преимуществах, не надо забывать, что, отказываясь от оплаты с помощью карт, клиенты лишаются возможности получать кешбэк от банков — они не получают комиссии от торговых точек. Поэтому логично, что некие варианты программ лояльности будут предлагать сами продавцы своим покупателям при оплате с помощью QR-кодов».

Можно ли получать оплату только по QR-коду

Если у оплаты по QR-коду столько преимуществ — нельзя ли использовать только его вместо эквайринга? Ответ на этот вопрос отрицательный. По закону у покупателя должен быть выбор: провести оплату наличным или безналичным способом. Безналичный способ включает в себя оплату по СБП или по карте. Бизнес обязан поддерживать оплату через платежную систему «Мир».

Можно предложить покупателю оплатить товары или услуги по QR-коду. Если он откажется, предприятие обязано предоставить альтернативные варианты. Чтобы мотивировать клиента оплачивать по СБП, бизнес может предоставить скидку или бонус на такой вид оплаты.

Пример

Интернет-магазин «Книжный мир» стимулирует покупки через СБП, предлагая:

  • бесплатную доставку при заказе на сумму от 1 тыс. руб. и оплате этим способом;
  • бонусные баллы за каждую оплату по QR-коду. Накопленные баллы можно использовать для оплаты следующих заказов;
  • эксклюзивные промокоды для пользователей СБП. Подпишитесь на рассылку и получайте специальные предложения и скидки, доступные только при оплате этим способом.

Как бизнесу настроить такую оплату: пошаговая инструкция

Для подключения оплаты по QR-коду бизнесу нужно обратиться в свой расчетный банк. Полный список организаций, подключенных к СБП, доступен на сайте Национальная система платежных карт (НСПК) в разделе «Банки-участники». Найти нужный банк можно через поиск по названию.

Обычно процесс предполагает следующие шаги:

  • оставьте заявку на интернет-эквайринг;
  • заполните две небольшие анкеты: о компании и о магазине.

В анкете о компании укажите основные сведения о вашем бизнесе и реквизиты для получения платежей. В анкете о магазине — название, адрес, вид деятельности и ссылку на сайт (если нет сайта, подойдет страница в соцсетях). Важно, чтобы там были указаны товары, цены и контактная информация.

Банк быстро рассмотрит вашу заявку (обычно в течение одного рабочего дня), и уже на следующий день вы сможете начать принимать платежи через СБП, используя статические или динамические QR-коды, о которых речь пойдет дальше.

Важно! Настройка магазина нужна, чтобы банк мог предоставлять вам ежедневные реестры платежей, позволяющие отслеживать источник каждого поступления. Без этой настройки вам будет сложно идентифицировать платежи.

Сгенерировать уникальный QR-код для каждого покупателя или создать общий код для всех операций. В чем разница?

Статистический QR-код

  • Этот код генерируется один раз и используется, например, для платежей на фиксированные реквизиты (номер счета или адрес электронной почты).
  • Он не меняется после создания, то есть его можно использовать только для одной цели или трансакции.

Преимущества: простота в использовании и дешевизна. Однако если изменились данные (например, номер счета), то необходимо создать новый QR-код.

Динамический QR-код

  • Этот код предполагает возможность изменения данных, которые зашифрованы в нем. Например, сумма платежа или получатель могут меняться в зависимости от ситуации.
  • Он обычно генерируется через систему, которая обновляет информацию в реальном времени. Таким образом, код может быть использован для разных трансакций.

Преимущества: гибкость и возможность изменять данные без необходимости создавать новый код для каждой операции. Это особенно полезно для онлайн-торговли и сервисов с изменяющимися суммами платежей.

СБП или эквайринг — что выбрать

Для малого и среднего бизнеса выбор между СБП и эквайрингом зависит от потребностей и объема операций. Рассмотрите плюсы и минусы каждого варианта, проанализируйте свою клиентскую базу и выберите тот способ оплаты, который лучше всего подходит для вашего предприятия.

«СБП и эквайринг имеют свои преимущества. СБП выгоднее по комиссиям (часто она ниже или отсутствует), проще в настройке и не требует специального оборудования. Однако эквайринг поддерживает оплату картами, что удобно для клиентов, не пользующихся СБП. Эквайринг также подходит для крупного бизнеса с большим потоком платежей. Выбор зависит от специфики бизнеса: для малого и среднего бизнеса СБП может быть более выгодным, а для крупного — эквайринг». Петр Тюрин, основатель агентства медиа-продвижения LikeFam Agency

Петр Тюрин,

основатель агентства медиа-продвижения LikeFam Agency

«СБП и эквайринг имеют свои преимущества. СБП выгоднее по комиссиям (часто она ниже или отсутствует), проще в настройке и не требует специального оборудования. Однако эквайринг поддерживает оплату картами, что удобно для клиентов, не пользующихся СБП. Эквайринг также подходит для крупного бизнеса с большим потоком платежей. Выбор зависит от специфики бизнеса: для малого и среднего бизнеса СБП может быть более выгодным, а для крупного — эквайринг».

Ниже представлена таблица, которая поможет вам сориентироваться.

ПараметрСистема быстрых платежей (СБП)Эквайринг
Комиссия0–0,7% (в зависимости от банка)1–3% (в зависимости от оператора)
Скорость переводаМгновенноМожет идти до трех дней
ОборудованиеНе требуетсяНеобходим терминал для карт
Использование QR-кодаДаНет
ПодключениеПростое и быстроеСложнее, нужно оборудование
Для кого подходитМелкие и средние предприятияБизнесы с большим объемом продаж
Покупателю нужен интернет для оплатыДаНет
Поддержка банковНе всеВсе
Лимит при оплатеДо 1 млн руб.Зависит от банка

В большинстве случае оптимальным решением для бизнеса будет подключить оба варианта. Этого требует как законодательная база, так и потребности покупателей.

Оплата по QR для бизнеса: кратко

  • СБП — это система для мгновенных и дешевых переводов через мобильные банки.
  • Оплата по QR-коду позволяет быстро оплатить товар/услугу с помощью мобильного устройства.
  • Комиссия за СБП составляет от 0% до 0,7%, что намного выгоднее эквайринга.
  • Оплата по QR-коду подходит для малых и средних бизнесов, таких как кафе и магазины.
  • Для подключения бизнеса к СБП нужно просто выбрать банк, подключиться и использовать QR-коды.
  • Сравнение СБП и эквайринга показывает, что СБП дешевле и проще для малого бизнеса, тогда как эквайринг удобен для крупных операций.