Рубрики
Редакция
editorial@incrussia.ruРеклама
adv@incrussia.ruРубрики
О журнале
Соцсети
Напишите нам
Редакция: editorial@incrussia.ru
Реклама: advertising@incrussia.ru
Научиться • 11 февраля 2025
Оплата по QR-коду: что это и зачем она нужна вашему бизнесу
Оплата по QR-коду: что это и зачем она нужна вашему бизнесу
Текст: Ксения Темникова
бизнес-журналист, старший редактор «Инк.». Стояла у истоков SEO-отдела портала iz.ru. Участвовала в развитии петербургских СМИ, входящих в холдинг НМГ, в качестве приглашенного эксперта. В прошлом соуправляющая котокафе.
В мире, где особенно ценятся скорость и удобство, оплата по QR-коду становится выгодным вариантом для бизнеса. Система берет самые низкие комиссии за прием безналичной оплаты, а также пользуется спросом среди покупателей — в 2024 году общий объем операций по СБП превысил прошлогодний в два раза. «Инк.» разобрался, что такое оплата по QR-коду, как она работает и почему ваш бизнес должен уже сейчас начать ее использовать.
Система быстрых платежей (СБП) позволяет мгновенно переводить средства между банками и пользователями с минимальной комиссией прямо через мобильные приложения. Благодаря ей можно моментально отправлять деньги друзьям и знакомым по номеру телефона (даже если у вас разные банки), а также оплачивать товары в магазинах, просто отсканировав QR-код. При этом СБП работает 24/7 даже в выходные и праздники, обеспечивая мгновенные переводы.
По данным Центробанка, в 2024 году через СБП было проведено 13,4 млрд операций на сумму 69,5 трлн руб. В IV квартале оплатой товаров и услуг воспользовались пять из 10 россиян. В среднем один гражданин оплатил через СБП 17 покупок. Средний чек по операциям за весь год составил 1,8 тыс. руб.
Скорость и низкие издержки СБП делают систему выгодной как для физических лиц, так и для бизнеса. Генеральный директор «МультиКарта», которая входит в IT-холдинг Т1, Владимир Теряев обозначил несколько ключевых преимуществ:
СБП предлагает несколько удобных способов расчета.
СБП можно подключить к личному кабинету сервиса или интернет-магазина для удобной оплаты. Например, чтобы привязать счет к банку Wildberries, нужно зайти в «Способы оплаты» в личном кабинете, выбрать «Привязать счет СБП», указать банк, подтвердить действие в приложении и подтвердить счет для оплаты. После этого приложение банка автоматически выводит все данные для перевода — сумму, реквизиты получателя и прочее. Клиент подтверждает операцию, и деньги мгновенно списываются с его счета, а продавец получает средства.
С 17 февраля 2025 года вступает в силу регламент Банка России, который будут соблюдать компании, применяющие QR-коды для платежей. Этот стандарт должен повысить безопасность операций по СБП.
В документе разобраны разные виды QR-кодов и опасности, которые могут возникнуть при их использовании. Для каждой угрозы предлагаются способы защиты. Также в документе есть специальные советы по безопасности для тех, кто снимает или вносит деньги в банкомате с помощью QR-кода. Регламент носит рекомендательный характер.
Поскольку комиссия за переводы обычно составляет 0%, система быстрых платежей выгодна как для бизнеса, так и для пользователей. Для физических лиц комиссия полностью отсутствует. Для бизнеса она тоже минимальная — от 0,2% до 0,7%, в зависимости от банка и типа трансакции. Рассчитать комиссию для своего предприятия можно на официальном сайте платежной системы с помощью кода категорий торгово-сервисных предприятий (МСС).
Сравним финансовые аспекты СБП и эквайринга в виде таблицы.
Способ оплаты | Эквайринг | СБП |
---|---|---|
Комиссия | от 1%, в среднем — 2,5% | 0,4% на товары повседневного спроса, 0,7% на все остальное |
Установка терминала | нужна | нет |
Скорость перевода на счет бизнеса | в течение одного-трех дней | мгновенно |
Оплата по QR-коду выгодна для многих видов бизнеса, особенно для тех, кто работает с малым и средним оборотом. Розничная торговля, кафе, рестораны, онлайн-магазины, а также любые малые и микро-предприятия получают значительную экономию на эквайринге, то же касается и самозанятых.
QR-код удобно использовать для частных и разовых трансакций, где важно быстрое взаимодействие с клиентом и отсутствие необходимости в специальном оборудовании.
Пример
Кроме того, от использования СБП выигрывают продавцы дорогих и брендовых вещей. Отчисления за каждую покупку будут намного меньше, чем при использовании эквайринга.
Лазарь Бадалов,
кандидат экономических наук, доцент экономического факультета РУДН
«Но, говоря о преимуществах, не надо забывать, что, отказываясь от оплаты с помощью карт, клиенты лишаются возможности получать кешбэк от банков — они не получают комиссии от торговых точек. Поэтому логично, что некие варианты программ лояльности будут предлагать сами продавцы своим покупателям при оплате с помощью QR-кодов».
Если у оплаты по QR-коду столько преимуществ — нельзя ли использовать только его вместо эквайринга? Ответ на этот вопрос отрицательный. По закону у покупателя должен быть выбор: провести оплату наличным или безналичным способом. Безналичный способ включает в себя оплату по СБП или по карте. Бизнес обязан поддерживать оплату через платежную систему «Мир».
Можно предложить покупателю оплатить товары или услуги по QR-коду. Если он откажется, предприятие обязано предоставить альтернативные варианты. Чтобы мотивировать клиента оплачивать по СБП, бизнес может предоставить скидку или бонус на такой вид оплаты.
Пример
Для подключения оплаты по QR-коду бизнесу нужно обратиться в свой расчетный банк. Полный список организаций, подключенных к СБП, доступен на сайте Национальная система платежных карт (НСПК) в разделе «Банки-участники». Найти нужный банк можно через поиск по названию.
В анкете о компании укажите основные сведения о вашем бизнесе и реквизиты для получения платежей. В анкете о магазине — название, адрес, вид деятельности и ссылку на сайт (если нет сайта, подойдет страница в соцсетях). Важно, чтобы там были указаны товары, цены и контактная информация.
Банк быстро рассмотрит вашу заявку (обычно в течение одного рабочего дня), и уже на следующий день вы сможете начать принимать платежи через СБП, используя статические или динамические QR-коды, о которых речь пойдет дальше.
Важно! Настройка магазина нужна, чтобы банк мог предоставлять вам ежедневные реестры платежей, позволяющие отслеживать источник каждого поступления. Без этой настройки вам будет сложно идентифицировать платежи.
Преимущества: простота в использовании и дешевизна. Однако если изменились данные (например, номер счета), то необходимо создать новый QR-код.
Преимущества: гибкость и возможность изменять данные без необходимости создавать новый код для каждой операции. Это особенно полезно для онлайн-торговли и сервисов с изменяющимися суммами платежей.
Для малого и среднего бизнеса выбор между СБП и эквайрингом зависит от потребностей и объема операций. Рассмотрите плюсы и минусы каждого варианта, проанализируйте свою клиентскую базу и выберите тот способ оплаты, который лучше всего подходит для вашего предприятия.
«СБП и эквайринг имеют свои преимущества. СБП выгоднее по комиссиям (часто она ниже или отсутствует), проще в настройке и не требует специального оборудования. Однако эквайринг поддерживает оплату картами, что удобно для клиентов, не пользующихся СБП. Эквайринг также подходит для крупного бизнеса с большим потоком платежей. Выбор зависит от специфики бизнеса: для малого и среднего бизнеса СБП может быть более выгодным, а для крупного — эквайринг». Петр Тюрин, основатель агентства медиа-продвижения LikeFam Agency
Петр Тюрин,
основатель агентства медиа-продвижения LikeFam Agency
«СБП и эквайринг имеют свои преимущества. СБП выгоднее по комиссиям (часто она ниже или отсутствует), проще в настройке и не требует специального оборудования. Однако эквайринг поддерживает оплату картами, что удобно для клиентов, не пользующихся СБП. Эквайринг также подходит для крупного бизнеса с большим потоком платежей. Выбор зависит от специфики бизнеса: для малого и среднего бизнеса СБП может быть более выгодным, а для крупного — эквайринг».
Ниже представлена таблица, которая поможет вам сориентироваться.
Параметр | Система быстрых платежей (СБП) | Эквайринг |
---|---|---|
Комиссия | 0–0,7% (в зависимости от банка) | 1–3% (в зависимости от оператора) |
Скорость перевода | Мгновенно | Может идти до трех дней |
Оборудование | Не требуется | Необходим терминал для карт |
Использование QR-кода | Да | Нет |
Подключение | Простое и быстрое | Сложнее, нужно оборудование |
Для кого подходит | Мелкие и средние предприятия | Бизнесы с большим объемом продаж |
Покупателю нужен интернет для оплаты | Да | Нет |
Поддержка банков | Не все | Все |
Лимит при оплате | До 1 млн руб. | Зависит от банка |
В большинстве случае оптимальным решением для бизнеса будет подключить оба варианта. Этого требует как законодательная база, так и потребности покупателей.