Жить • 8 октября 2025
От Джульетты до кладовки: как балконы утратили романтику и стали вымирающим элементом квартиры
От Джульетты до кладовки: как балконы утратили романтику и стали вымирающим элементом квартиры

Текст: Виталий Романов
Фото: Unsplash
Балкон — самая желанная и одновременно самая захламленная часть российской квартиры. Архитектурный элемент, задуманный когда-то как сцена для романтических историй, прошел путь от изящной террасы до склада для шин и сломанной техники. Советский модернизм превратил его в утилитарный аппендикс, постсоветский индивидуализм — в замурованный стеклом бокс, а современный девелопмент — в нефункциональный декор на фасаде.
Мы поговорили с архитекторами разных поколений, чтобы понять, кто убил русский балкон и есть ли у него шанс на возрождение в мире, где каждый квадратный метр — это прежде всего инвестиция.
Балкон — самая желанная и одновременно самая захламленная часть российской квартиры. Архитектурный элемент, задуманный когда-то как сцена для романтических историй, прошел путь от изящной террасы до склада для шин и сломанной техники. Советский модернизм превратил его в утилитарный аппендикс, постсоветский индивидуализм — в замурованный стеклом бокс, а современный девелопмент — в нефункциональный декор на фасаде.
Мы поговорили с архитекторами разных поколений, чтобы понять, кто убил русский балкон и есть ли у него шанс на возрождение в мире, где каждый квадратный метр — это прежде всего инвестиция.
Без него не случился бы один из самых известных в мировой культуре сюжетов. Если бы в замке Капулетти не было балкона, куда от любопытных глаз ушла бы Джульетта? Ведь именно балкон позволил ей, не покидая дома, «выйти» в сад, где был Ромео, — и закрутилась та история, «печальнее которой нет на свете».
В наше прозаическое время сюжетная линия могла здесь оборваться, толком не начавшись. Выйдя на балкон в своей высотке, пусть даже элитной и в престижном районе, и оказавшись на высоте какого-нибудь 25-го этажа, Джульетта могла сколь угодно долго произносить свой знаменитый монолог, но так и не быть услышанной возлюбленным где-то далеко внизу.
Предвижу возражения: в эпоху Шекспира не было балконов в современном понимании. Есть и другое мнение: термина, допустим, еще не было, а балконы были. Вернее, их аналоги, но идея с тех пор не изменилась: небольшая терраса с перилами, на этаж, два или три выше, чем ground floor. Позволяющая, не выходя из дома, оказаться на улице или в саду.

Илья Заливухин
руководитель архитектурного бюро «Яузапроект»
«Балкон — нужная вещь, но важно, куда он выходит. Если на бульвар, на природу, то там можно посидеть в кресле, попить кофе, подышать прохладой из парка. Даже поспать на какой-нибудь кушетке. Это полноценная часть улицы или природного пространства. Балкон должен выходить не просто в воздух. Сегодня про это забыли».
За убийство смыслов ругают постмодернизм, и поводов для этого достаточно, но свои жертвы есть и у модернизма. И балконы яркий тому пример. Если говорить о нашей стране, то в имперский и сталинский периоды с ними все было в порядке.

Илья Заливухин
руководитель архитектурного бюро «Яузапроект»
«Балконов не было много. Они были достаточно продуманы и являлись такими дополнительными элементами для жильцов. Это не было элементом фасада, это шло изнутри. Все началось с хрущевской архитектуры: давайте мы в каждой квартире сделаем балкон. Везде должен быть холодильник, везде окно, везде балкон. Это еще ничего в пятиэтажках, но когда хрущевки стали выше пяти этажей, произошла абсолютная деградация».
Дело, конечно, не в мистической планке в пять этажей, выше которой магия балкона исчезает. Дело в том, что этот элемент — часть «околоземного» ландшафта, часть двора с деревьями и скамейками, или бульвара, по которому едут трамваи. Первые несколько этажей — лучше два-три, но пусть даже и пять-шесть — позволяют почувствовать себя вышедшим на улицу, а не залезшим в кабину башенного крана, откуда местность внизу больше похожа на карты Google.

Итак, решившие квартирный вопрос советские граждане, получившие квартиры повыше пятого этажа, почти не выходили на балкон с целью отдохнуть, поэтому нашли бесполезной площади другое применение. Эта часть квартиры стала кладовками и сушилками — ведь хрущевки не предполагали для этого специальных помещений. В самом деле, сушить выстиранные вещи в ванной неудобно. Да и где в малогабаритной квартире хранить велосипед, лыжи и старый пылесос, который жалко выкинуть? А тут еще люди стали массово обзаводиться автомобилями.

Эльдар Халилов
архитектор, выпускник Московского архитектурного института
«Машин становилось все больше, а гаражи были не у всех. Где хранить зимнюю резину? На балконах, которые трансформировались в кладовки. А сейчас рядом с новыми многоквартирными домами такие гаражи в принципе не предусмотрены».
Дальше — больше. Балконы, ставшие частью дома — и переставшие быть балконами, — еще и физически отделили от улицы, начав их стеклить.
Девяностые годы, воспевшие индивидуализм в пику отвергнутому коллективизму, породили моду на застекленные балконы. Уют только внутри, снаружи — уже недружелюбная улица. Поэтому закрыть, освоить, встроить в квартиру.

Илья Заливухин
руководитель архитектурного бюро «Яузапроект»
«Балконы стали стеклить, превращать в маленькие “комнаты”. Но тогда ты просто добавляешь лишнее помещение, к тому же полутеплое, и света в комнату попадает меньше. Застекленные балконы отделяют световой фронт комнаты».
В нулевые годы балконы все чаще стали утеплять, но и это не превратило их в полноценную часть квартиры. «Аппендикс» продолжал оставаться кладовкой-сушилкой, а смежные гостиные, спальни и кухни — темными комнатами. Это внутри. Снаружи же это выглядело ужасно.

Эльдар Халилов
архитектор, выпускник Московского архитектурного института
«Каждый оформляет балкон на свой вкус, и это начинает отрицательно влиять на облик города. У вас уже строение с нерегулярной архитектурой по фасаду, разнобой в цветовой гамме».
Конечно, российские законы требуют соблюдать архитектурный облик дома, даже хрущевки. А на местах правила бывают еще жестче. В Петербурге, чтобы застеклить балкон, нужно сначала утвердить проект остекления всего дома. В Сочи внешний вид балконов должен «соответствовать фасадным решениям и композиционным приемам здания», разрешение нужно даже для изменения прозрачности стекол. В Сыктывкаре любое изменение внешнего вида балконов, их облицовки и цвета требует согласования и колерного паспорта.

Другое дело, что все эти требования зачастую нечеткие, разве что кроме случая, когда дом — объект культурного наследия или памятник архитектуры. Практика их соблюдения такова, что эта неясность работает в пользу жильцов. И не в пользу архитектуры.
Следующим шагом стала мода на панорамные окна. Эволюция балкона завершилась полным фиаско: родившись из изящных террас, став символом близости к природе и городу, балконы выродились в массовые «скворечники», и далее через остекление были полностью отторгнуты, оградив в итоге человека от мира бронебойным стеклом от пола до потолка.

Эльдар Халилов
архитектор, выпускник Московского архитектурного института
«Есть еще и такой фактор, как уровень шумового загрязнения. Представьте себе 16- этажный дом где-нибудь в деревне: вы вышли на балкон, вокруг лес, небо, тишина. А теперь перенесемся в город: гул автотрассы, дымящая электростанция. Возникает желание отгородиться стеклянным фасадом и обозревать эту картину в тишине».
Не у всех, конечно, в квартирах панорамные окна: эволюция архитектуры, как и любая другая, предполагает сосуществование старых и новых видов. Дома не сносят только за то, что они теперь не в тренде. И при каких-то особых внешних условиях старое тоже может «выстрелить». Так случилось в пандемию с балконами: на короткое время, не слишком осознанно, но запертые в своих квартирах люди вдруг вернули им их истинный смысл.
Наверное, вы помните это: выйти было можно только в ближайший магазин, дворы перетянуты заградительными лентами, парки закрыты. И люди стали гулять на своих балконах. Даже общаться с соседями. На балконах возродилась жизнь! Это даже оставило след в поп-культуре — клип Cream Soda с балконной вечеринкой зашел на ура.
Но закончилось все так же быстро, как и началось. И балкон — это снова место для редко используемых вещей и оставшегося от ремонта стройматериала.
Тогда же стало заметно, что и новостройки с балконами проектируют все реже. Тут сказалось и отсутствие интереса к балконам со стороны покупателей, и дополнительная выгода застройщику. И дело не столько даже в себестоимости квадратного метра балкона, которая разнится в зависимости от класса дома.

Эльдар Халилов
архитектор, выпускник Московского архитектурного института
«Застройщик пытается извлечь максимальную прибыль, а для балконов и лоджий при продаже задействованы понижающие коэффициенты. То есть застройщику просто невыгодно делать открытый балкон, и архитектор оказывается заложником ситуации и вынужден действовать в его интересах».
Тут сказалось и отсутствие интереса к балконам со стороны покупателей, и дополнительная выгода застройщику. Эта выгода заложена в самом законодательстве: согласно статье 15 Жилищного кодекса РФ, при продаже квартир для балконов и лоджий применяются понижающие коэффициенты 0,3 и 0,5 соответственно.
На практике это означает, что застройщик, построив балкон площадью 5 кв. м, сможет продать его как 1,5 кв. м. Это напрямую снижает рентабельность «холодных» метров по сравнению с теплыми, жилыми, делая их экономически невыгодными, особенно в массовом сегменте. Поэтому архитектор часто вынужден действовать в интересах финансовой модели проекта.
На цену квартиры наличие балкона, правда, влияет по-разному. Согласно исследованию «ЦИАН.Аналитики», в среднем по России квартира с балконом или лоджией на 10–15% дороже аналогичного лота без них. В Москве, по данным «ИНКОМ-Недвижимости», эта разница в комфорт-классе составляет около 10%, что в абсолютных цифрах выливается в 1–1,5 млн руб.

Впрочем, есть и региональная специфика: в Ростове-на-Дону, например, они действительно менее востребованы и могут быть дешевле. Однако в большинстве крупных городов наличие даже небольшого балкона превращается в солидные сотни тысяч, а иногда и миллионы рублей дополнительной стоимости.
В последнее время балконов в новостройках стало больше. Да и опросы показывают, что они снова интересны жителям больших городов. Это вырисовывается из исследования агентства ORO, проведенного для форума недвижимости «Движение» в этом году. И этими покупателями неожиданно оказались, скорее, инвесторы. Главную позицию в списке приоритетов балконы и лоджии заняли у группы покупателей, которых исследователи охарактеризовали как людей, разбирающихся в рынке, готовых к риску и выбирающих объекты недвижимости с инвестиционной привлекательностью.
Согласитесь, в человеке, выбирающем балкон, ждешь увидеть, скорее, именно жильца, а не покупателя. Именно любителя балконов, того самого, с чашечкой кофе и в кресле-качалке. Но оказалось, что это чаще инвестиция.
То же самое исследование, кстати, показывает обоснованность такой ставки. В целом в списке желаемых «фишек», которыми действительно пользуются жильцы новостроек, для всех опрошенных балконы оказались на втором месте после наличия в пешей доступности магазинов продуктов и товаров для дома.
С другой стороны, как отмечает Илья Заливухин, нужно разбираться, что люди понимают под балконом. Если снова место для всякого хлама, тогда большой вопрос, нужен ли он был бы, если в квартире была бы предусмотрена кладовка. Так или иначе архитектор констатирует деградацию балконов.

Илья Заливухин
руководитель архитектурного бюро «Яузапроект»
«Один путь деградации — застекленные балконы, второй — это балконы как декоративные элементы. Современные архитекторы начали расставлять их разными ритмами. Треугольные балконы, круглые балконы… Они превратились в элемент декорирования фасада, как какой-нибудь карниз или колонна».

Эльдар Халилов
архитектор, выпускник Московского архитектурного института
«При проектировании архитектор прежде всего исходит из потребностей покупателя. Потом уже вступают в силу бюрократические и экономические факторы».

Нынешний всплеск интереса к балконам может оказаться временным, тем более что интересна снова не сама великая идея балкона, а его инвестиционная привлекательность, что с точки зрения развития архитектурного вкуса вряд ли лучше желания заполучить кладовку.

Илья Заливухин
руководитель архитектурного бюро «Яузапроект»
«Надо вернуться к первоначальной идее балконов-террас и исходить из использования их как возвращения к общению с природой. Здание должно быть не выше нескольких этажей, но если мы говорим про небоскребы, то там должны быть общие пространства — открытые террасы, куда люди могут пойти погулять. Такой поднятый двор. Уже сейчас пользуются спросом квартиры с большими террасами, то есть все это возвращается. Люди хотят террасу, а не эти балкончики, которые архитекторы расставляют на фасаде».
Возрождение балкона, если оно и случится, вряд ли будет возвращением к шекспировскому идеалу. Сегодняшний спрос, движимый инвесторами, — это спрос не на образ жизни, а на ликвидный актив. Он рискует породить лишь новое поколение красивых, но пустых декораций. Реальная эволюция, о которой говорит Заливухин, — это переход к большим террасам и общественным «скай-паркам» — требует другого масштаба и других денег.
Похоже, классический балкон оказался в экзистенциальном тупике: либо он окончательно превратится в фасадный орнамент, либо его идея переродится в элитном формате больших «поднятых дворов». История Джульетты, кажется, не повторится. Борьба за личный кусочек неба просто перешла в другую ценовую категорию.