Семь шагов по «муравьиной тропе»: как выбрать идеальную локацию для бизнеса у дома

Жить • 4 августа 2025

Семь шагов по «муравьиной тропе»: как выбрать идеальную локацию для бизнеса у дома

Семь шагов по «муравьиной тропе»: как выбрать идеальную локацию для бизнеса у дома

Текст: Марина Трашкова

Фото: Unsplash


Пока одни предприниматели интуитивно ищут «красивые» помещения, умные следуют по «муравьиным тропам» — маршрутам максимального пешеходного трафика. Разбираем с топ-экспертами рынка недвижимости по этапам формулу потока и рассказываем, как превратить географию в прибыль и избежать миллионных ошибок при выборе локации для открытия бизнеса.

Пока одни предприниматели интуитивно ищут «красивые» помещения, умные следуют по «муравьиным тропам» — маршрутам максимального пешеходного трафика. Разбираем с топ-экспертами рынка недвижимости по этапам формулу потока и рассказываем, как превратить географию в прибыль и избежать миллионных ошибок при выборе локации для открытия бизнеса.

Исследуем локацию и аудиторию

Когда предприниматель выбирает помещение для магазина, салона или небольшого кафе в шаговой доступности, самое важное — не торопиться и внимательно изучить район. Директор департамента брокериджа RRG Светлана Ярова советует в первую очередь оценить реальный поток людей.

Светлана Ярова

Светлана Ярова

директор департамента брокериджа RRG

«Пройдите по району утром, днем, вечером, в будни и в выходные, посчитайте, сколько людей идет пешком, где паркуются машины, как распределяется трафик. Обратите внимание, кто эти прохожие: молодые специалисты, семьи с детьми, пенсионеры, офисные работники».

Оценка целевой аудитории — базовый параметр для предпринимателей, особенно для новичков, которые хотят начать свой путь в стрит-ретейле и подбирают помещение на первом этаже жилого комплекса, подчеркивает руководитель по реализации коммерческой недвижимости AFI Development Сергей Ярымов.

Сергей Ярымов

Сергей Ярымов

руководитель по реализации коммерческой недвижимости AFI Development

«Есть примеры, когда даже при наличии большой проходимости бизнес не складывался, просто потому что была не та целевая аудитория».

Оптимальные маршруты для передвижения между точками с ключевыми ресурсами эксперты называют «муравьиной тропой». Как объясняет президент Magic Group Александр Перемятов, в жилых комплексах это пути максимальной концентрации пешеходного трафика между логистическими центрами и точками притяжения, например между транспортными узлами, парковками и общественными местами отдыха, магазинами, инфраструктурными центрами.

Александр Перемятов

Александр Перемятов

президент Magic Group

«Расположение магазинов и сервисных центров на “муравьиной тропе” будет гарантировать повышенную конкурентоспособность любой бизнес-концепции в силу импульсивности спроса».

Соотносим аудиторию со сферой бизнеса

Перед открытием всегда полезно провести мини‑аудит локации: посмотреть уровень арендных ставок, спросить у местных жителей, какие форматы бизнеса они поддерживают, какие точки закрывались и почему, инструктирует Светлана Ярова.

Светлана Ярова

Светлана Ярова

директор департамента брокериджа RRG

«От сферы бизнеса зависит многое. Для маникюрного салона важнее плотная жилая застройка и привычка жителей пользоваться сервисом рядом с домом. А вот гастромаркету нужен устойчивый и разноплановый поток рядом с метро, с остановками общественного транспорта или в комплексе, где много офисов и жители возвращаются домой с готовностью купить что‑то на ужин. Магазин домашнего текстиля, вероятно, будет успешен там, где аудитория ценит качество и готова приехать даже из соседних районов».

Подбираем помещение

Важный момент, на который нужно обращать внимание, — это визуальная доступность магазина/салона/кафе, указывает старший директор, руководитель департамента маркетинговых исследований и разработки концепций торговой недвижимости CMWP Андрей Шувалов.

Андрей Шувалов

Андрей Шувалов

старший директор, руководитель департамента маркетинговых исследований и разработки концепций торговой недвижимости CMWP

«Витрина помещения должна быть достаточно широкой (от 4 м) и ориентированной на пешеходный поток. Стоит также обращать внимание на пропорции магазина. 1:2 или 1:3 являются оптимальными соотношениями».

Впрочем, визуальная доступность критична не для всех форматов. Если вы открываете популярный пункт выдачи заказов, то достаточно, чтобы в шаговой доступности было 200–400 квартир. При этом трафик мимо фасада совсем не важен, так как клиенты найдут вас в интернете, подсказывает генеральный директор консалтинговой компании DNA Realty Антон Белых. Поэтому для открытия такого бизнеса подойдут более дешевые помещения на вторых линиях, с торца дома.

Антон Белых

Антон Белых

генеральный директор консалтинговой компании DNA Realty

«А вот для табачного бутика или формата “кофе с собой” важен именно трафик мимо фасада, так как в этом случае большая доля покупок импульсная. Под такие виды бизнеса подходят только места около метро и оживленных автобусных остановок, въезды и входы в ЖК, центральные улицы, площадки рядом с крупными продуктовыми супермаркетами».

В зависимости от вида бизнеса предприниматель должен узнать о наличии вентиляции и вытяжки для кафе, зоны разгрузки для магазинов и в отдельных случаях — двух входов для организации потока с двух сторон, добавляет Сергей Ярымов.

Александр Перемятов

Александр Перемятов

президент Magic Group

«Если говорить о концепциях, для которых принципиально важно нахождение в самих ЖК, то это продуктовые магазины, кофейни, кофейни-булочные, точки выдачи заказов, аптеки. А вот менее зависимы от такого размещения салоны красоты, парикмахерские, фитнес-центры, коворкинги, медицинские центры».

Но в любом случае, даже если эти концепции находятся в рамках ЖК, но вне «муравьиной тропы», они все равно не должны быть критично далеко от основного трафика. До них должно быть просто добраться.

Причем, по мнению Перемятова, даже мелкие факторы, будь то высотность застройки, наличие лестниц, пандусов, визуальная составляющая (что видит человек по пути к магазину), наличие помоек, лужи по дороге, обшарпанность соседних зданий могут снизить мотивацию потребителя выбрать именно ваш магазин/салон/кофейню.

Оцениваем арендодателя

Очень важно понять, кто ваш арендодатель и как вы будете выстраивать с ним отношения. Даже самый подробный и продуманный договор аренды не способен предусмотреть все мелочи, но документы необходимо проверить и в разумных пределах учесть в договоре ключевые риски, предупреждает Светлана Ярова.

Светлана Ярова

Светлана Ярова

директор департамента брокериджа RRG

«Для новых бизнесов я всегда советую заранее просчитать и стоимость возможного выхода из договора, если обстоятельства изменятся: сколько придется заплатить по аренде, какие могут быть штрафы, потеря обеспечительного взноса и другие моменты».

Андрей Шувалов из CMWP, в свою очередь, предлагает начинающим бизнес-энтузиастам обращать внимание на детальный расчет финансовой модели предполагаемого бизнеса, не руководствуясь эмоциональными решениями, основанными на Big Data. Часто приходят новые, молодые инвесторы, которые на адреналине, на вере в успех готовы переплатить за помещение, не понимая, что к ним могут не прийти посетители или их чек будет не соответствовать целевой аудитории.

Работаем с конкурентами

Конкуренты в той или иной нише бизнеса — это вовсе не красный сигнал светофора, уверены эксперты. Более того, в больших городах есть сформированные гастрономические и барные кластеры, которые отлично работают за счет эффекта «точки притяжения», объясняет директор департамента торговой недвижимости NF GROUP в Санкт-Петербурге Анна Лапченко.

Анна Лапченко

Анна Лапченко

директор департамента торговой недвижимости NF GROUP в Санкт-Петербурге

«Например, в Санкт-Петербурге улицы Рубинштейна и Некрасова уже много лет ассоциируются у жителей и туристов с барами и ресторанами. Здесь конкуренты, скорее, усиливают друг друга: посетитель приходит в район, где есть выбор, и задерживается надолго».

Перед открытием любого магазина, салона или кафе необходимо, по словам Антона Белых, провести аудит конкуренции и понять, есть ли конкуренты, как они себя чувствуют, какие ниши занимают и какие «боли» испытывают.

Антон Белых

Антон Белых

генеральный директор консалтинговой компании DNA Realty

«При этом не стоит обольщаться: если конкурентов вообще нет, то, возможно, ваш бизнес тут просто не нужен, раз его до сих пор никто не открыл».

По мнению Белых, в числе конкурентных преимуществ могут быть: известный бренд (франшиза крупной сети), более высокий уровень и качество или, наоборот, более низкая цена, наличие уникальных товаров или услуг, которых нет у конкурентов рядом, наличие собственной базы клиентов, которые ради вас поедут и из других районов.

Антон Белых

Антон Белых

генеральный директор консалтинговой компании DNA Realty

«По сути, нужно ответить себе на вопрос, почему я пойду в свой магазин, салон или кафе, а не к конкуренту».

Встраиваемся в бизнес-ауру

Аура места формируется годами. Это как сложившаяся традиция: если улица много лет известна своими магазинами тканей, то люди продолжают приезжать туда даже после смены отдельных арендаторов, рассуждает Светлана Ярова. В Москве таких примеров много, и успешные предприниматели умеют чувствовать этот накопленный потенциал.

Такие проекты живут за счет лояльности посетителей, соглашается Андрей Шувалов, отмечая, что этого все равно недостаточно. Время требует постоянного обновления концепции и работы с посетителями. При этом если магазин с наработанной базой клиентов закрывается и переезжает на новое место, то туда уже придет половина, а то и меньше старых клиентов, обращает внимание он.

Однако ориентироваться сугубо на ауру места, по мнению Антона Белых, не стоит, может оказаться, что именно ваш пятый магазин тканей в локации, где их уже четыре, в итоге разрушит всю эту ауру и переполнит чашу.

Антон Белых

Антон Белых

генеральный директор консалтинговой компании DNA Realty

«Лучше открыть там магазин карнизов, чтобы людям было на что вешать шторы, или вообще небольшую кофейню, чтобы покупатели могли спокойно попить кофе после покупок».

Работаем над ошибками

Ошибки, просчеты и неудачи в бизнесе неизбежны. Поэтому потребители то и дело наблюдают на знакомых улицах смену торговой и сервисной картины. Так, например, на центральных улицах Санкт-Петербурга в 2025 году отмечается тренд на высокую ротацию арендаторов: за шесть месяцев с начала года открылись 270 новых магазинов, заведений общественного питания и сферы услуг, но закрылись 300, приводит данные Анна Лапченко.

Чаще всего малый бизнес «прогорает» не из-за плохой локации, а потому что недооценен подготовительный период. По словам Яровой, нужно трезво оценить, какой объем площади действительно необходим данному бизнесу, какой функционал критичен, а без чего можно обойтись.

Светлана Ярова

Светлана Ярова

директор департамента брокериджа RRG

«Обязательно стоит изучить законодательные ограничения для вашей сферы и заранее заложить в бюджет расходы на так называемый инвестиционный период. Он включает не только ремонт и обустройство помещения, но и маркетинг, а также резерв средств на поддержание бизнеса хотя бы полгода даже в ситуации операционного минуса. Сюда входят фонд оплаты труда, аренда, закупки, обслуживание кредитов».

Среди частых ошибок начинающих предпринимателей — погоня за низкой ставкой аренды, утверждает Антон Белых. Они устанавливают себе психологический предел, выше которого ставку не рассматривают. К примеру, они берут помещение за 100 тыс. руб. в месяц и в итоге быстро закрываются, так как в данной локации фактически нет их клиентов.

А если бы они взяли помещение за 250 тыс. руб. в месяц, но в удачном для из бизнеса месте, то они бы выжили и заработали, так как выручка в такой локации будет существенно выше. Также часто причинами провала бывает экономия на маркетинге и рекламе — банально не вешают вывеску за 30 тыс. руб., считает эксперт.

В целом, если вы нацелены на долгосрочные перспективы, то сейчас, по мнению Белых, нужно открывать те виды бизнеса, которые сложно заменить доставкой и маркетплейсами. Это всевозможные услуги, в том числе салоны красоты, косметологии и барбершопы, то есть «продажа эмоций», заключает он.