Вертикальный нетворкинг. Новые правила общения в лифтах

Жить • 14 июля 2025

Вертикальный нетворкинг. Новые правила общения в лифтах

Вертикальный нетворкинг. Новые правила общения в лифтах

Текст: Марина Трашкова

Фото: Unsplash


Лифт — последний бастион неконтролируемого социального взаимодействия в эпоху цифровых коммуникаций. Здесь нельзя отписаться, заблокировать или пролистать. Две минуты в замкнутом пространстве с незнакомцами становятся микролабораторией человеческих отношений. Сотрудникам офисов, где свято чтят Elevator Pitch, этого времени мало, а неразговорчивым соседям в обычном жилом доме — мучительно много. Разбираемся с экспертами, почему современный лифт — это больше чем транспорт и как за минуту можно произвести впечатление или безвозвратно его испортить.

Лифт — последний бастион неконтролируемого социального взаимодействия в эпоху цифровых коммуникаций. Здесь нельзя отписаться, заблокировать или пролистать. Две минуты в замкнутом пространстве с незнакомцами становятся микролабораторией человеческих отношений. Сотрудникам офисов, где свято чтят Elevator Pitch, этого времени мало, а неразговорчивым соседям в обычном жилом доме — мучительно много. Разбираемся с экспертами, почему современный лифт — это больше чем транспорт и как за минуту можно произвести впечатление или безвозвратно его испортить.

Разница атмосфер

По данным Otis Elevator Company, мирового лидера лифтостроения, который обслуживает 2,4 млн единиц оборудования по всему миру и перевозит 2,4 млрд человек ежедневно, количество лифтов в мире увеличилось на 35% за последние десять лет. В России, согласно исследованию «Российского лифтового союза», ежегодно устанавливается около 25 тыс. новых кабин.

Урбанизация и рост высотного строительства делают лифт неотъемлемой частью повседневности — среднестатистический житель мегаполиса проводит в лифте около пяти лет жизни.

Казалось бы, правила поведения в лифте унифицированы, будь то офис или многоквартирный дом, ведь замкнутое пространство диктует свой поведенческий код. Однако, по мнению экспертов, социальная атмосфера в деловых центрах и жилых высотках отличается.

Давид Худоян

Давид Худоян

Генеральный директор Optima Development

«Как правило, общение в лифтах офисов носит более деловой характер. Большинство коллег обмениваются вежливыми приветствиями или обсуждают текущие вопросы».

По сути это неформальное продолжение рабочих коммуникаций: пока едешь между этажами, можно уточнить детали проекта или просто перекинуться парой слов о новостях, рассуждает заместитель генерального директора по стратегии и развитию продукта MR Group Жанна Махова.

Жанна Махова

Жанна Махова

Заместитель генерального директора по стратегии и развитию продукта MR Group

«Общая повестка, схожий ритм и цели сближают — даже такая мимолетная встреча становится частью рабочего процесса».

При этом эксперты уверены, что обсуждать важные рабочие идеи в лифте неудобно и зачастую некорректно — слишком много лишних слушателей, замечает Махова.

Ярослав Гутнов

Ярослав Гутнов

Основатель компании SIS Development

«В больших бизнес-центрах вместе обычно едут не только коллеги из одной организации, но и посторонние из других компаний. А такая обстановка мешает непринужденной коммуникации».

В жилых домах, по мнению Маховой, все иначе. Здесь больше приватности, и она чувствуется даже в лифте. «Люди чаще молчат, ограничиваются кивком или фразой о погоде. У каждого своя жизнь, свой график, и лифт не воспринимается как пространство для общения», — обращает внимание она.

С этим соглашается клинический психолог Дарья Сальникова, приводя в пример старшее поколение людей, которые помнят культуру общения еще в советские годы.

Дарья Сальникова

Дарья Сальникова

Клинический психолог

«Дедушки и бабушки часто говорят, что современные соседи ничего друг про друга не знают. Да, эта культура у нас в какой-то момент ушла, и не без причины. Разумеется, все дело в безопасности».

Впрочем, сейчас ситуация меняется за счет формирования однородной социальной среды в жилых комплексах. Некоторые соседи все чаще становятся хорошими друзьями, уверен Худоян. Особенно ярко это проявляется в современных жилых проектах с развитым комьюнити, и это немаловажный признак действительно премиум-сегмента.

Кодекс общения

Лифт — это микросцена, где каждый день разыгрываются спектакли из жанров «социальная неловкость», «неожиданное сближение» и «короткое, но меткое самопредставление», рассуждает специалист по светскому, деловому и международному этикету, эксперт по кросс-культурным коммуникациям Валентина Хлистун.

Валентина Хлистун

Валентина Хлистун

Специалист по светскому, деловому и международному этикету, эксперт по кросс-культурным коммуникациям

«Это пространство максимально нейтральное и временное. Поэтому и темы для бесед должны быть легкими, не обязывающими и желательно общими. Например, классикой является замечание про погоду».

А вот комплимент случайному попутчику, по мнению Хлистун, — опция для очень тонкого слуха. «Если что-то действительно выделяется, например, аромат духов или одежда, можно аккуратно сказать: “Приятный запах” или “Красивый цвет пальто”. Главное, чтобы это не прозвучало слишком лично, особенно в тесном пространстве», — поясняет она.

Вообще так называемый small talk для коротких поездок в замкнутом пространстве — тема в России сложная, отмечает клинический психолог Дарья Сальникова. В отличие от западной культуры такие мини-беседы у нас не приняты. А они должны быть максимально нейтральными, без личной информации.

Дарья Сальникова

Дарья Сальникова

Клинический психолог

«Желательно вести small talk под настроение. То есть не нужно пытаться улыбнуться соседу, когда вы возвращаетесь с работы уставший с тремя сумками. Получится криво и косо. В таких случаях лучше промолчать».

Не стоит предъявлять в лифте претензии и выяснять отношения, уверена психолог. С этим полностью соглашается специалист по этикету, подчеркивая, что под запретом все, что требует вовлеченности, нюансов или личной позиции. Политика, здоровье, деньги, внешний вид — это табу. Не стоит говорить по громкой связи, а в офисном лифте — перечитывать сплетни в чатах, обсуждать чужую работу, жаловаться на руководство. Лифт не должен становиться местом, где кто-то чувствует себя под микроскопом.

Валентина Хлистун

Валентина Хлистун

Специалист по светскому, деловому и международному этикету, эксперт по кросс-культурным коммуникациям

«Вообще молчать в лифте абсолютно нормально. Если не знаете, как себя вести, лучше просто сохранять нейтральность: взгляд на цифры, легкая полуулыбка, руки опущены или в телефоне».

В ситуации конфуза — если такая случилась в лифте — очень помогает юмор. Жанна Махова из MR Group вспоминает показательный случай из личного опыта: кабина остановилась между этажами, полная тишина и тревога. Один из пассажиров сказал: «Теперь я понимаю, что значит работать в тесном коллективе». Все засмеялись — и стало легче.

Дарья Сальникова

Дарья Сальникова

Клинический психолог

«Оказавшись в замкнутом пространстве, люди непроизвольно создают вокруг себя жесткие рамки, железные занавесы. А когда мы говорим о своих слабостях, то кажемся более человечными. И тогда человек, стоящий перед вами, тоже может признаться, что и у него такое бывает. Это разряжает обстановку».

Главное, не делать из конфуза проблему, уверена Хлистун. Можно просто улыбнуться, этого уже достаточно, чтобы снять напряжение.

Прокачать и покатать

Современные лифты кардинально отличаются от своих предшественников. Согласно исследованию ThyssenKrupp, 60% новых лифтов оснащаются системами машинного обучения, которые анализируют пассажиропотоки и оптимизируют маршруты. Появились бесканатные лифты MULTI, способные двигаться горизонтально, и системы предиктивного обслуживания, снижающие время простоя на 50%. Глобальный рынок умных лифтов демонстрирует рост на 9,2% в год, достигнув $16,4 млрд в 2023 году с прогнозом роста до $36,21 млрд к 2032 году. В премиум-сегменте внедряются биометрические системы доступа и персонализированные настройки освещения и музыки.

За последние годы безопасность и надежность лифтов значительно улучшились благодаря новым технологиям, строгим нормативам и регулярному обслуживанию, соглашается Гутнов. Также в современных высотных зданиях начали задумываться о создании и поддержании комфортного микроклимата в лифтах. По словам эксперта, он формируется путем установки экранов с развлекательным контентом, успокаивающей подсветки и аромадиффузоров.

Дизайн лифта тоже имеет важное значение. Как замечает представитель Серпуховского лифтостроительного завода Дмитрий Захаров, это значимый фактор при принятии решения о покупке жилья. «Наряду с базовыми параметрами (планировка, цена, локация) клиенты оценивают общее впечатление от объекта, включая качество мест общего пользования. Наши исследования подтверждают, что современный и технологичный дизайн лифтовой кабины способен стать конкурентным преимуществом и повлиять на выбор клиента», — указывает он.

Замкнутое пространство лифта должно не давить, а располагать — за счет отделки светлых тонов, зеркал, высоких потолков, добавляет Махова. Но главное, по ее мнению, — сохранить мобильную связь. Поэтому застройщики в современных проектах нередко устанавливают системы усиления сотового сигнала в лифтах, чтобы можно было звонить и переписываться, если кабина остановилась.

Безопасность в лифте условно можно разделить на два параметра — социальный и технический. Рассматривая первый, клинический психолог Дарья Сальникова напоминает о правилах, которым нас учат еще в детстве: нельзя ездить с незнакомыми людьми в лифте, не заходи в лифт, если тебе страшно, или выйди, если тебе плохо. У некоторых людей в тесных закрытых пространствах начинаются панические атаки. Многим становится нехорошо, душно.

Дарья Сальникова

Дарья Сальникова

Клинический психолог

«Ничего страшного нет в том, чтобы остановить лифт и сказать, что тебе надо выйти. Это нормальная и социально приемлемая тактика — не терпеть, а вежливо говорить о своих потребностях, тем более людям, с которыми тебе не нужно строить долгосрочных отношений».

Что касается аварий или технических сбоев в работе лифта, то оперативная связь и психологическая поддержка в нештатной ситуации являются ключевыми факторами безопасности, отмечает представитель Серпуховского лифтостроительного завода. Поэтому в современных флагманских моделях внедряется голосовой помощник, который сможет проинструктировать пассажира и даже оказать ему психологическую помощь, если кабина застряла.

Захаров напоминает, что при внезапной остановке лифта не стоит пытаться открыть двери самостоятельно. Лучше нажать кнопку экстренной связи, дождаться инструкций диспетчера или помощи специалистов. Всегда можно воспользоваться памяткой с алгоритмом действий в аварийной ситуации, которой оснащены кабины.