Арендный пресс: как российские фитнесы накачивают выручку при росте цен на помещения и где открыть свой клуб

Разобраться • 1 ноября 2025

Арендный пресс: как российские фитнесы накачивают выручку при росте цен на помещения и где открыть свой клуб

Арендный пресс: как российские фитнесы накачивают выручку при росте цен на помещения и где открыть свой клуб

Обложка

Текст: Александр Кузнецов

Фото: Unsplash


Российский фитнес, кажется, оправился от потрясений: выручка за три квартала 2025 года выросла на 14,3%. Но праздновать рано. Одновременно с бумом на спорт на 10% поднялась и арендная плата. Для индустрии, где 89% клубов сидят на аренде, а платежи съедают до 30% валовой выручки, это не просто ложка дегтя, а прямой удар под дых. Операторы оказались в ловушке: цены на абонементы бесконечно повышать нельзя. «Инк» узнал, как одни ищут спасение в диалоге с правительством, а другие делают ставку на новый формат «у дома».

Российский фитнес, кажется, оправился от потрясений: выручка за три квартала 2025 года выросла на 14,3%. Но праздновать рано. Одновременно с бумом на спорт на 10% поднялась и арендная плата. Для индустрии, где 89% клубов сидят на аренде, а платежи съедают до 30% валовой выручки, это не просто ложка дегтя, а прямой удар под дых. Операторы оказались в ловушке: цены на абонементы бесконечно повышать нельзя. «Инк» узнал, как одни ищут спасение в диалоге с правительством, а другие делают ставку на новый формат «у дома».

Пережив ковидную и постковидную депрессию, российский рынок фитнес-услуг демонстрирует рост: по данным Национального фитнес-сообщества (НФС), выручка его игроков за первые три квартала 2025 года достигла 159,5 млрд руб., превысив прошлогодние показатели на 14,3%. Такая положительная динамика, по мнению экспертов, связана с повышением стоимости абонементов, а также с ростом продаж дополнительных услуг — от персональных тренировок до онлайн-занятий и нутрициологических консультаций.

Однако, по статистике НФС, за тот же январь — сентябрь 2025 года рост арендной платы за помещения для фитнес-клубов в среднем по стране составил около 10% как в крупных городах, так и в регионах. Это повышение связано с ростом издержек обслуживания объектов у владельцев коммерческой недвижимости, начиная от налогов на землю, имущество, коммунальных платежей и заканчивая увеличением кадастровой стоимости, что вкупе влечет удорожание арендной ставки.

Елена Силина

Елена Силина

президент Национального фитнес-сообщества

«Высокая стоимость аренды и эксплуатационных расходов критичны для фитнес-центров, поскольку объекты требуют постоянных затрат на воду, отопление, вентиляцию, энергоснабжение и содержание инфраструктуры. По нашей статистике, за январь — сентябрь 2025 года 72% клубов отметили рост стоимости коммунальных услуг как главный фактор удорожания, 56% — рост затрат на персонал, 44% — подорожание оборудования, а 28% — рост аренды».

По ее словам, в целом фитнес как никакая другая отрасль сильно зависит от арендных отношений. «Сегодня около 7 млн кв. м площадей в стране занято под фитнес-объекты. При этом лишь 11% игроков имеют помещения в собственности, а 89% работают на арендованных площадях. Это делает вопрос стоимости аренды одним из ключевых для стабильности всей индустрии», — подчеркивает Силина.

Ситуация непростая. Ведь постоянно поднимать цены на абонемент операторы фитнес-услуг не могут — клиенты просто их бойкотируют.

Именно поэтому еще больше встает проблема правильного маркетинга в отношении помещений для фитнес-клубов. Это касается как уже функционирующих игроков, так и тех, кто хочет выйти на рынок.

Какие площадки подходят под фитнес-клубы

Какие вообще существуют типы помещений для фитнеса и как выбрать оптимальное? Необходимая площадь может начинаться от 120–200 кв. м, если планируется небольшая студия, и от 1 тыс. кв. м, если мы говорим про полноценный клуб. Начнем с больших площадей.

Фитнес-клуб можно организовать внутри крупного государственного или частного спортивного объекта. В качестве преимуществ такого расположения эксперты называют готовую инфраструктуру — возможность использовать уже имеющиеся бассейны, поля, беговые дорожки, а среди недостатков — сложности с арендой у госучреждений, большую вероятность наличия устаревшего оборудования и невозможность его заменить.

По словам Сергея Малкова, директора по франчайзингу бренда XFIT, на рынке сегодня мало специализированной недвижимости, предназначенной для многофункциональных клубов с бассейнами:

Сергей Малков

Сергей Малков

директор по франчайзингу бренда XFIT

«Их, как правило, собственники строят под себя сами или совместно с девелоперскими компаниями, входя в проект на стадии проектирования, — в противном случае найти строение под определенные технические требования крайне сложно, если не сказать невозможно».

Поэтому чаще всего для больших клубов используются две площадки — помещение торгово-развлекательного центра (ТРЦ) и бизнес-центра (БЦ). У обоих есть свои плюсы и минусы.

Плюсами расположения фитнес-клуба в ТРЦ может быть отличная видимость и узнаваемость при большом трафике, а также синергия с другими арендаторами: посетители могут совмещать шопинг, бьюти-услуги, кино и тренировку.

Однако минусов у такой локации не меньше. Во-первых, это высокие арендные ставки. Во-вторых, сильная привязка к расписанию ТРЦ — нельзя работать в часы и дни, когда он закрыт. Добавьте сложности при парковке по вечерам в будни и в выходные, когда наплыв народа. В-третьих, конкуренция: в крупном центре может быть несколько фитнес-студий разного профиля.

Очевидное преимущество фитнес-клубов, находящихся в БЦ или деловых районах, — охват большой и платежеспособной целевой аудитории: сотрудников и арендаторов помещений. При этом появляются и возможность продавать абонементы компаниям оптом, увеличивая тем самым количество клиентов, для которых фитнес может стать одним из пунктов соцпакета от работодателя.

Еще один плюс — то, что у БЦ и так есть своя парковка, на которой работающие в них люди оставляют свои автомобили, что дает возможность не делать большую парковку для клуба.

Недостатками же таких локаций могут быть опять же высокая арендная плата (сопоставимая с ТРЦ), спад трафика в выходные и праздники (да и в отпускной период люди часто замораживают абонемент), а также возможность массовой потери клиентов при переезде офиса или каких-то проблемах с помещениями БЦ, особенно если он расположен не в центре города.

Почему формат «у дома» стал трендом

«Намного проще дела обстоят с площадями для полностью автоматизированных мини-студий, так как для их открытия требуется минимальный набор условий и площадь от 120 кв. м», — считает Сергей Малков.

Именно такой формат и стал трендом последних лет. По данным Елены Силиной, 72% из 500 открывшихся с начала 2025 года в России новых фитнес-объектов (а всего их 10,2 тыс.) приходится на студии формата «у дома» — небольшие залы и моноформатные студии, работающие в жилых кварталах.

«Такой формат демонстрирует наибольшую устойчивость благодаря более низким затратам на аренду и персонал, а также гибкости в предложении услуг», — говорит она.

Также преимуществом участники и эксперты рынка считают удобство и так называемую зону комфорта для клиентов. Ведь главный враг регулярных тренировок — нехватка времени. Человеку проще вообще не пойти на тренировку в клуб, расположенный в торговом центре, до которого ехать 30–40 минут. А того, кто занимается в клубах рядом с работой, в бизнес-центрах, может угнетать мысль, что после занятия еще нужно добраться до дома.

А когда дорога до клуба занимает 5–10 минут ходьбы, тренировка легко встраивается в ежедневный график.

Многие владельцы карт фитнес-клубов, где есть бассейн, сауна, несколько залов и кафе, поняли, что не пользуются многим из этого. При этом нередко люди ищут конкретную услугу: функциональный тренинг, кроссфит, йогу, пилатес, бодипамп. Небольшие студии идеально подходят для узкой специализации и формирования сильного комьюнити. Это создает высокую лояльность.

Как выбрать и подготовить помещение под фитнес

Как правило, операторы фитнеса ищут помещения в хорошем состоянии, готовые под чистовую отделку.

Сергей Малков

Сергей Малков

директор по франчайзингу бренда XFIT

«Для нас подбор помещения начинается с подробного анализа и оценки локации. Мы учитываем широкий набор параметров, которые позволяют рассчитать финансовую модель на несколько лет. Среди них: плотность населения, платежеспособность, отсутствие текущих и потенциальных конкурентов, стоимость жилых площадей, инфраструктура прочей коммерции и т. п. Все это влияет на рентабельность будущего фитнес-клуба».

По его словам, далее оцениваются технические параметры подходящих помещений, среди которых площадь, наличие мокрых точек и отдельного входа/выхода, объем электропитания, возможность организации приточно-вытяжной вентиляции, и т. д. Немаловажно уделить внимание входной группе, ведь фасадная вывеска в тех же ЖК — один из факторов успешной органической лидогенерации и бесплатной рекламы фитнес-клуба.

Вера Трушина, управляющий партнер компании Fitness Consulting, добавляет сюда еще некоторые индивидуальные требования, такие как достаточная высота потолков, достаточная ширина проемов.

И возможность перепланировки, так как для фитнес-клуба сейчас важен не только большой просторный зал, но и не менее просторные раздевалки, а также зона отдыха гостей, парковка на необходимое количество парковочных мест, транспортная доступность, проходимость.

Весь перечень требований к фитнес-объектам изложен в ГОСТ Р 57116−2016. Требования к состоянию помещений для фитнеса определяются нормативными актами. НПБ 110−03, СП 30.13330.2012, СНиП 2.08.02−89 и другие документы регламентируют их оснащение коммуникациями. Помимо этого, необходимо учитывать требования Роспотребнадзора и Пожарной охраны, предъявляемые к микроклимату на спортивных объектах.

Вера Трушина

Вера Трушина

управляющий партнер компании Fitness Consulting

«Также имеют немаловажное значение юридические аспекты договора аренды. Часто арендодатели не хотят заключать договор более чем на 11 месяцев ввиду его регистрации. Для любого арендатора, в том числе и в нашей индустрии, это большой риск из-за больших вложений в проект и ремонт. Кроме того, нередко сталкиваемся в договорах с большими штрафами и скрытыми платежами, завуалированными под коммунальные услуги, переменную часть аренды и т. п.».

Как правительство может поддержать арендодателей

В ситуации с повышением арендной платы у фитнес-клубов, помимо правильного маркетинга, необходим также диалог с правительством. И он уже идет. Национальное фитнес-сообщество недавно направило обращение премьер-министру РФ Михаилу Мишустину, в котором повторно предложило ввести налоговые льготы для арендодателей, предоставляющих площади под физкультурно-оздоровительные объекты, чтобы сдержать рост ставок и сделать ставки по аренде ниже.

«На данный момент вопрос находится в стадии проработки: профильные ведомства проводят оценку ее экономического эффекта. Мы рассчитываем, что решение может быть принято в рамках мер поддержки отрасли в 2026 году. Его реализация позволит арендодателям снизить налоговую нагрузку, а фитнес-клубам — снизить арендные ставки и сохранить доступность услуг для населения», — заключает Елена Силина.