Жить • 21 ноября 2024
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России
Текст: Ирина Шитикова
В нашей стране активно развивается женское предпринимательство. По оценкам Минэкономразвития РФ, более 6 млн женщин (это 44% от общего числа российских предпринимателей и самозанятых) ведут свой бизнес. Развивать собственное дело им помогает и государство. Разобрались, какую поддержку можно получить и почему в современном мире между семьей и карьерой вовсе не обязательно выбирать что-то одно.
По данным аналитического проекта Tinkoff Data, на которые ссылается РБК, за последние три года россиянок в бизнесе стало больше на 9%. Тренд наиболее заметен в сфере онлайн-торговли. С 45% до 52% выросла доля владелиц интернет-магазинов, с 40% до 54% — женщин-селлеров на маркетплейсах. Больше всего представительниц прекрасного пола (58% от общего числа продавцов) на Wildberries. При этом темпы роста оборотов в бизнесе у мужчин составляют 25%, а продаж на маркетплейсах — 84%, в то время как у женщин 17% и 61% соответственно.
Опыт основательницы Wildberries Татьяны Ким (Бакальчук) показывает, что успешный бизнес можно начать даже будучи в декрете. Молодая мама решила найти дополнительный заработок, так как денег на жизнь не хватало. Как рассказала предпринимательница в интервью фонду «Росконгресс», она всегда неуютно чувствовала себя в универмагах при общении с продавцами, ей хотелось сделать шопинг более комфортным. Так самая обычная бытовая проблема вдохновила Татьяну на создание онлайн-платформы для покупок Wildberries, которая сегодня стала одним из самых популярных российских маркетплейсов, а также генеральным партнером госпрограммы, поддерживающей женщин в бизнесе.
Первое время начинающая предпринимательница сама оформляла заказы, принимала товары и организовывала доставку. Под склад она использовала съемную квартиру, в которой жила семья. «Но, конечно, Wildberries бы не появилась, если бы у меня не было ребенка, — поделилась она в диалоге с фондом. — Не только мой, но и чужой опыт говорит: если у женщины есть предпринимательская жилка, чаще всего она реализуется в декрете. Мозг освобождается от привычной профессиональной деятельности, и женщина решается на что-то новое».
Федеральная программа «Мама-предприниматель», которую поддерживает Wildberries, создана в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство». Ее цель — помочь женщинам с детьми и в декрете сделать первые шаги в бизнесе, ведь несмотря постепенное решение проблемы гендерных стереотипов на рынке труда часть работодателей по-прежнему предвзято относятся к социальному статусу женщин.
Замминистра экономического развития России Татьяна Илюшникова уверена: у женского предпринимательства огромный потенциал, который важен для развития отечественной экономики. По ее словам, государство сейчас старается вовлечь в предпринимательскую деятельность как можно больше женщин, а также помочь им преодолеть главные барьеры на старте (речь идет об отсутствии профильных знаний, стартового капитала и моральной поддержки).
Согласно опросу сервиса Superjob, проведенному в этом году, негласные предпочтения к социальному статусу кандидаток на рабочее место (например наличию семьи и детей) имеют всего 9% компаний. В 2023 году работодателей с такой позицией было 22%, а в 2010 году — 39%. Кроме того, 24% респондентов считают, что из декрета лучше выходить через полтора года, еще 17% советуют сократить отпуск по уходу за ребенком до года, тогда как большинство женщин (56%) предпочитают выходить на работу по достижении ребенком трех лет.
В период материнства женщины могут быть достаточно уязвимы с точки зрения карьеры: многие после выхода из декрета вынуждены менять работу, переходить на фриланс или открывать собственное дело. По данным hh.ru, они более эффективно планируют время и осваивают режим многозадачности, открывают для себя потенциал обучения новым навыкам и повышению продуктивности.
Совместное исследование hh.ru и центра «Сберуниверситет» показало, что в 2023 году 64% женщин в декрете прошли образовательные курсы и программы, чтобы сменить род деятельности. Для подработки во время декрета 53% опрошенных обратились к дополнительному обучению, а для 35% респондентов новые знания были необходимы, чтобы оставаться в курсе происходящего в своей индустрии и не терять квалификацию.
Татьяна Илюшникова отмечает, что достоинством программы «Мама-предприниматель» наряду с финансовой поддержкой является именно образовательная составляющая. Даже те женщины, которые не стали победительницами региональных этапов, успешно запускают свои бизнес-проекты. По итогам 2023 года выпускницы программы запустили более 8,1 тыс. проектов (собственное дело открыли 74% участниц).
Получить господдержку могут не только новички, но и основательницы, у которых уже есть своя компания: главное, чтобы фирма была не старше одного года. В течение пяти дней женщин обучают основам предпринимательства, анализу рынка, поиску способов привлечения инвестирования, составлению финансовой и маркетинговой стратегии. Параллельно будущие предпринимательницы общаются с действующими представителями бизнес-сообщества из своего региона и посещают местные успешные компании, чтобы изучить все организационные процессы изнутри.
В конце обучения на базе приобретенных знаний женщины совершенствуют бизнес-план, а затем презентуют его перед экспертным жюри. По результатом оценки рентабельности представленных моделей, экономической обоснованности, оригинальности идеи и ее востребованности на рынке лучший проект получает грант в размере 100 тыс. руб. и другую поддержку. Кроме региональных этапов программы, существуют и дополнительные узкопрофильные ответвления: «Мама-экспортер», «Мама в туризме», «Мама на селе», онлайн-программа «Мамы. Дети. Бизнес».
По словам Илюшиниковой, проект вовлекает все больше женщин в предпринимательскую деятельность. Так, в 2024 году число участниц превысило 4 тыс. в 70 регионах России. Помимо Wildberries, партнером программы стал «Сбер», а ее организаторы — фонд «Наше будущее» и Корпорация МСП. Инициативу также поддерживают «Союз женщин России», VK и онлайн-платформа iDialogue.
Минэкономразвития отмечает, что мамы-предприниматели приходят с различными инициативами, при этом большинство из них имеют социальную направленность: «Женщины в бизнесе, как правило, стремятся не только повысить доход своей семьи, но и принести пользу обществу, — объясняет Татьяна Илюшникова. — Многие проекты участниц программы связаны с бизнесом в области здоровья, воспитания детей и культуры». Директор фонда «Наше будущее» Наталия Зверева отмечает, что 70% руководителей социальных компаний — женщины.
В 2023 году победительница программы «Мама-предприниматель» в Чувашской Республике Ульяна Филиппова представила проект творческого центра для детей и взрослых «Сенсорика». Девушка пришла на программу с бизнес-идеей летом, а к концу года уже провела первые мероприятия в собственной мастерской. Отмечается, что она также планирует создать в своем центре зону релакса, запустить клуб «50+» и открыть новые филиалы в других районах города.
В Новосибирской области победителем регионального этапа стал проект выездных образовательных квестов для детей «Детский Атлас» Анастасии Зайцевой. По замыслу автора, квесты, которые легко реализуются в стандартном школьном кабинете, должны стать дополнением к общеобразовательной программе для 1–5 классов. С момента запуска весной 2024 года компания провела уже восемь квестов для 187 школьников в Новосибирске, Академгородке и селе Пашино. В процессе игр дети узнают исторические, географические и другие факты о России. «Я заметила, что родительский комитет класса, где учится мой ребенок, часто сталкивается со сложностями в организации детского досуга. Отсюда и родилась идея создавать интерактивные квесты, которые несут не только развлекательную, но и образовательную функцию», — поделилась Зайцева.
Алена Гарматина из Краснодарского края в рамках программы получила грант на реализацию детского книжного пространства «Бабушка-ракета», которое расположено в восстановленном особняке XIX века в Краснодаре. Там проводятся детские спектакли, литературные чтения и творческие мастер-классы. По словам основательницы, цель проекта — приучить детей к чтению. При этом она отмечает, что у ее семьи не стандартный книжный магазин, а творческое пространство с книгами, мероприятиями для детей и кафетерием.
В Псковской области победительницей стала Елена Зарываева — инструктор коррекционной гимнастики для детей. Она развивает физкультурно-оздоровительный кабинет «Осанка. Дети», помогая ребятам с проблемами здоровья. По словам Елены, «Мама-предприниматель» помогла ей понять, как правильно выстраивать процессы, чтобы бизнес развивался и приносил доход. Она также получила грант и на эти средства планирует приобрести необходимый инвентарь, чтобы запустить групповые занятия.