Жить • 31 июля 2025
Бары, капсулы для сна и больше зелени: 6 трендов офисов будущего
Бары, капсулы для сна и больше зелени: 6 трендов офисов будущего

Текст: Екатерина Щеглова
Фото: Unsplash
В условиях дефицита качественной офисной недвижимости работодатели создают пространства, где сотрудник может не только работать, но и, в прямом смысле слова, жить. Большую роль в этом сыграло и распространение гибрида, и философия человекоцентричности. О том, как современный офис становится синтезом коворкинга, отеля и развлекательного центра — в нашем материале
В условиях дефицита качественной офисной недвижимости работодатели создают пространства, где сотрудник может не только работать, но и, в прямом смысле слова, жить. Большую роль в этом сыграло и распространение гибрида, и философия человекоцентричности. О том, как современный офис становится синтезом коворкинга, отеля и развлекательного центра — в нашем материале
По данным консалтинговой компании NF Group, объем ввода новых офисов в 2025 году может существенно сократиться. Вместо ранее заявленных девелоперами 1,2 млн кв. м, на рынок выйдет не более 500 тыс. кв. м. На этом фоне запрашиваемые ставки аренды продолжают расти во всех сегментах офисной недвижимости. Особенно заметен скачок в сегменте премиальных офисов, где средневзвешенный показатель запрашиваемых ставок за год увеличился в почти в два раза — с 42,3 тыс. до 78,5 тыс. руб. за 1 кв. м.
По итогам первого полугодия 2025 года средневзвешенная цена первичного предложения офисов классов A и B составила 440 тыс. руб. за «квадрат», показав увеличение на 1,2% с начала года.

В консалтинговой компании IBC Real Estate говорят о сохраняющемся на рынке дефиците качественного предложения. Так, по предварительным итогам первого полугодия 2025 года уровень вакантности составил 4,4%, что немного уступает аналогичному периоду прошлого года.
При этом наиболее остро нехватка качественных офисных площадей ощущается в сложившихся деловых районах, таких как Москва-Сити, Центральный деловой район (ЦДР) и Ленинградский деловой коридор (ЛДР).
Растущие цены и дефицит качественных площадей заставляют искать новые способы привлечения клиентов. Если раньше компании выбирали офис исключительно по принципу «метры за рубли», то сегодня в игру вступают эмоции.
Первое впечатление от входа в бизнес-центр может стать решающим фактором при выборе площадки — и девелоперы это прекрасно понимают. Поэтому зона ресепшн превращается в настоящий театр гостеприимства, где каждая деталь работает на имидж здания.
Некоторые компании импровизируют и используют различные решения при оформлении, например, стойки в стиле бариста, конструкции из дерева, стекла или даже монолитного бетона.
Партнер, директор департамента офисной недвижимости консалтинговой компании NF Group Мария Зимина считает, что такие элементы придают офису характер, помогают формировать визуальную айдентику бренда и создают у посетителей яркое первое впечатление. Руководитель департамента по работе с офисными помещениями консалтинговой компании IBC Real Estate Екатерина Белова добавляет, что в таких случаях зона ресепшн наполняется гостеприимством и стилем.

Мария Зимина
партнер, директор департамента офисной недвижимости консалтинговой компании NF Group
«Подобные форматы требуют тщательной проработки: важно сохранить эргономику пространства, учитывать технические требования и не перегрузить пространство визуально. При неудачном исполнении дизайнерский ресепшн может оказаться малопрактичным и неудобным для сотрудников. Несмотря на это, такие нестандартные концепции имеют потенциал — особенно в офисах, ориентированных на имидж, комфорт и уникальный пользовательский опыт».
В условиях гибридного формата работы офисные планировки все чаще перестраиваются в более гибкие и адаптивные. Вместо традиционной рассадки акцент делается на сочетание открытых пространств, зон для фокусной работы, переговорных. Это позволяет сотрудникам выбирать наиболее подходящее под конкретные задачи место и эффективно сочетать работу в офисе с удалённым форматом.
Как констатирует Мария Зимина, такая модель способствует экономии пространства, улучшению коммуникации и росту вовлеченности. По словам эксперта, запрос на более комфортные офисные пространства сегодня прослеживается все отчетливее. Даже компании с традиционным подходом, включая организации с устоявшимися структурами и наследием, все чаще выражают потребность в планировках, предусматривающих зоны для отдыха и неформального взаимодействия.
Екатерина Белова поясняет, что в основу современного прогрессивного офиса заложена философия человекоцентричности, гибкости и гибридного стиля работы. Пионерами таких офисов принято считать IT-компании. Офис должен соответствовать всем современным требованиям мобильности. С помощью офиса сотрудникам транслируются ценности компании, а экстра-комфорт является дополнительной мотивацией на продуктивность.

Мария Зимина
партнер, директор департамента офисной недвижимости консалтинговой компании NF Group
«Подобные изменения требуют серьезной проработки: от инженерных решений и оборудования до цифровой инфраструктуры и удобного бронирования рабочих мест. При слабой организации возможны сложности с логистикой, неравномерная загрузка рабочих зон и, как следствие, снижение продуктивности сотрудников. Несмотря на эти риски, гибкие планировки становятся все более востребованными и, возможно, будут более широко использоваться в будущем как наиболее адаптивный формат под меняющиеся рабочие сценарии».
Мария Зимина также считает, что растения в офисе тоже перестали быть просто украшением. Доказано, что они положительно влияют на здоровье, снижают стресс, повышают продуктивность и креативность сотрудников. Биофильный дизайн помогает компаниям привлекать и удерживать персонал, а офисам — соответствовать экологическим стандартам и повышать рыночную ценность.

Эту точку зрения разделяет и Екатерина Белова, утверждая, что присутствие зеленых растений и натуральных материалов положительно влияет на восприятие офисного пространства — оно становится более экологичным, теплым и комфортным. Таким образом, создается благоприятная рабочая среда.
Эксперты отмечают, что обеденные зоны становятся все более популярными в современных офисах и бизнес-центрах, особенно в премиальном сегменте. Такие пространства обеспечивают уединение и комфорт, создают более «домашнюю» атмосферу и способствуют неформальному общению между сотрудниками. Часто они используются не только для обедов, но и как гибкие зоны для встреч, переговоров или небольших мероприятий.
Мария Зимина поясняет, что реализация таких зон требует дополнительных вложений в зонирование, мебель, акустику и обслуживание. Если не продумать их использование, они могут оказаться недозагруженными или мешать рабочему процессу. Тем не менее, при грамотной организации частные обеденные зоны усиливают корпоративную культуру и вполне могут стать устойчивым элементом офисной среды будущего.

Екатерина Белова
руководитель департамента по работе с офисными помещениями консалтинговой компании IBC Real Estate
«Частные обеденные зоны обычно встречаются в крупных штаб-квартирах. Компаниям проще иметь свою собственную столовую и оператора питания, чтобы контролировать качество, нежели полагаться на сторонних провайдеров такой услуги».
По словам Марии Зиминой, бары и зоны с напитками также становятся все более популярнее в офисах и бизнес-центрах, особенно в премиальных и креативных пространствах. Они создают комфортную и неформальную атмосферу, способствуют общению между сотрудниками. Такие зоны часто используются для неофициальных встреч, внутренних мероприятий, добавляет эксперт.
Концепция «офиса, из которого не хочется уходить» набирает популярность. Все больше компаний создают пространства, где сотрудник может не только работать, но и отдохнуть, поесть, принять доставку, а иногда даже переночевать. Таково мнение Марии Зиминой.
По словам эксперта, такие офисы сочетают в себе элементы гостиницы, коворкинга и сервиса «все в одном», повышая комфорт, вовлеченность и лояльность персонала. Это особенно актуально в условиях гибридной занятости и конкуренции за квалифицированные кадры.

Екатерина Белова
руководитель департамента по работе с офисными помещениями консалтинговой компании IBC Real Estate
«В рамках такой философии в офисах появились зоны для отдыха, капсулы сна, массажные комнаты, тренажерные залы, бары и зоны со свежевыжатыми соками, ледовые мини-арены, комнаты с музыкальными инструментами и многое другое».
Мария Зимина добавляет, что другой тренд — офисы с «неформальными» аудиториями — зонами, предназначенными для встреч, обучения, презентаций и мозговых штурмов. Такие пространства активно внедряются в современных гибких офисах и креативных индустриях. По мнению эксперта, они повышают вовлеченность сотрудников, стимулируют обмен идеями и способствуют командной работе.

Мария Зимина
партнер, директор департамента офисной недвижимости консалтинговой компании NF Group
«Подобный формат требует продуманного зонирования, хорошей акустики и разумного распределения пространства. В небольших офисах такие аудитории могут использоваться неэффективно. Также важно учитывать, что не всем сотрудникам комфортно работать в неформальных условиях. Несмотря на это, тенденция имеет будущее — она отвечает запросу на разнообразие рабочих сценариев и гибкость офисной среды».