Restart наследия: как девелоперы зарабатывают на реставрации и перезагрузке исторических зданий

Жить • 28 августа 2025

Restart наследия: как девелоперы зарабатывают на реставрации и перезагрузке исторических зданий

Restart наследия: как девелоперы зарабатывают на реставрации и перезагрузке исторических зданий

Автор: Марина Трашкова

Фото: Unsplash (фото 1, фото 2, фото 3)


От водонапорной башни XIX века до советской прачечной конструктивизма — российские предприниматели превращают архитектурные артефакты в модные арт-пространства. Работа с объектами культурного наследия обходится застройщикам в полтора-два раза дороже обычного строительства, но приносит кратно большую доходность. Как превратить историческое бремя в золотоносный актив — в материале «Инка».

От водонапорной башни XIX века до советской прачечной конструктивизма — российские предприниматели превращают архитектурные артефакты в модные арт-пространства. Работа с объектами культурного наследия обходится застройщикам в полтора-два раза дороже обычного строительства, но приносит кратно большую доходность. Как превратить историческое бремя в золотоносный актив — в материале «Инка».

Общественность против

Еще с дореволюционных времен забота о сохранении исторического наследия, будь то строительство храмов, реставрация зданий или поддержка культурных проектов, всегда была неотъемлемой частью деятельности состоятельных граждан и компаний. И поддержание таких традиций — важный аспект современной деловой жизни и в наши дни, рассуждает основатель «БЕСТ-Новостроя» и bnMAP.pro Ирина Доброхотова.

Однако работа с объектами культурного наследия (ОКН) — это в первую очередь высокий уровень ответственности, которую принимает на себя девелопер, указывают в компании MG Group. Памятники архитектуры охраняются государством строже всего, а к их реставрации предъявляются очень жесткие требования.

Ирина Доброхотова

Ирина Доброхотова

основатель «БЕСТ-Новостроя» и bnMAP.pro

«Сохранение исторического здания это сложнейшая задача, требующая огромных усилий и ресурсов. Это колоссальные затраты, объем работы с документацией, привлечение огромной команды профессионалов: инженеров, дизайнеров, архитекторов. Чтобы восстановить даже небольшой особняк, необходимы значительные вложения».

Кроме того, любые изменения, даже реставрация, часто встречают сопротивление активистов и местных жителей, указывает руководитель проектов реставрации ОКН «БЭЛ Девелопмент» Анна Фурсова.

Анна Фурсова

Анна Фурсова

руководитель проектов реставрации ОКН «БЭЛ Девелопмент»

«В случае с городской усадьбой XIX века А.А. Петрово-Соловово — М.А.Шиллер на Долгоруковской улице общественность была против поэлементной разборки здания. Хотя микологические исследования и техническое обследование показали утрату несущей способности деревянных конструкций исторического дома.

В Департаменте культурного наследия также не разрешили заменить материалы на современные и было выставлено строгое требование восстановления деревянных конструкций сруба. Основанием такого решения со стороны органа охраны стало то, что наша усадьба единственное деревянное здание на Долгоруковской, сохранившееся после пожара 1812 года».

Архитектор Андрей Фомичев, креативный директор платформы «Материя», отмечает, что даже когда общественное мнение по поводу изменений позитивное, при работе с ОКН все равно появляются сомнения. Слишком много печальных прецедентов: обещали реставрацию, а сделали реконструкцию, обещали реконструкцию — а в итоге снесли.

Андрей Фомичев

Андрей Фомичев

архитектор, креативный директор платформы «Материя»

«Мы в партнерстве с ПИК и архитектурным бюро Aprel работали с охраняемым объектом на территории «ЖК Яуза Парк» водонапорной башней конца XIX века ансамбля Мытищинского вагоностроительного завода. Нам удалось ее сохранить и интегрировать в современную жилую среду с бульварами и общественной площадью. Но это было непросто, приходилось с большим вниманием обсуждать и исследовать с разными комиссиями каждый кирпичик».

И все-таки в большинстве случаев наличие архитектурных памятников застройщики рассматривают не как преграду, а как отправную точку для осмысленного редевелопмента территории в будущем, обращает внимание коммерческий директор девелоперской компании Asterus Юлия Обухова.

Юлия Обухова

Юлия Обухова

коммерческий директор девелоперской компании Asterus

«В 2022 году Asterus взял в управление территорию бывшего ликеро-водочного завода “Кристалл” в Лефортове. Здесь целый пласт промышленной культуры. Его ядро ансамбль Казенного винного склада конца XIX века, в июле он включен в реестр ОКН регионального значения. Охранная зона составляет 3.4 га, предметы охраны определены и это не только исторический облик, но и оригинальные элементы, от кирпичной кладки до чугунных лестниц.

На предпроектной стадии было важно создать имидж территории, которая долгое время оставалась полузаброшенной, показать ее многослойность и этим привлечь публику. Мы начали с создания социокультурного пространства, придумали бренд “Кристалл 19.01”, зашифровав в него год основания завода и время окончания рабочего дня, когда наступает отдых и пора веселиться».

Гений места

Исторический контекст в проектах недвижимости — это не просто красивый бонус, а мощный инструмент привлечения и удержания аудитории, отмечает Анна Фурсова. Но эффективность зависит от того, как его подать.

Анна Фурсова

Анна Фурсова

руководитель проектов реставрации ОКН «БЭЛ Девелопмент»

«Историческое наследие может стать ключевым продающим фактором, если решения реставрируемого здания отвечают современным требованиям и тенденциям. Для люксовой аудитории наследие это подтверждение элитарности, ощущение духа места и истории».

Марина Гостева

Марина Гостева

заместитель руководителя коммерческого департамента West Wind Group

«Люди все больше ценят не стилизованное, а подлинное. Спрос смещается в сторону аутентичных мест со своей историей и вайбом. Мы видим, как наследие становится не декорацией, а живой частью городской жизни с арт-событиями, выставками, бизнесом, гастрономией, общественными пространствами».

Другой причиной, почему застройщики берутся за реставрацию ОКН, является уникальная локация, уверен партнер, руководитель департамента управления строительными проектами Commonwealth Partnership Павел Якимчук.

Павел Якимчук

Павел Якимчук

партнер, руководитель департамента управления строительными проектами Commonwealth Partnership

«Как правило, такие объекты располагаются в самом центре города, где получить площадку практически невозможно. Обычно застройщики строят там элитные апартаменты, имеющие ценность трофейного актива для их владельцев».

Работа с наследием может выступать частью эффективной бизнес-стратегии, рассуждает Марина Гостева. Спрос на офисы в исторических особняках, по ее словам, даже в кризисные времена стабильно высок со стороны инвесторов, так как они стремятся приобрести лот, который выделяется на фоне типового предложения.

Марина Гостева

Марина Гостева

заместитель руководителя коммерческого департамента West Wind Group

«В процессе редевелопмента мы нередко сталкиваемся с необычными находками, которые впоследствии становятся частью истории объекта. Чаще всего это не элементы архитектуры, а отдельные предметы, обладающие исторической или культурной ценностью. Например, на одном из объектов была обнаружена замурованная оружейная комната с винтовками ИЖ-22, в другом картина художника Виктора Дубровина. А в подвале одного из наших последних бизнес-центров Sugar Factory нашли большое собрание довоенных немецких научных книг по химии, часть из них мы потом использовали в декоре пространства. Факт находок не сказывается напрямую на цене или интенсивности продаж, но может повлиять на концепцию объекта».

Форматы перезагрузки

Вариантов трансформации памятников архитектуры немало. По словам Юлии Обуховой, все зависит от контекста, от ДНК самого места. Это может быть арт-пространство, авторский ресторан, галерея, шоурум, офис или коворкинг.

Каждый случай индивидуален. Так, если дом расположен в историческом центре, где велик поток туристов, то логичнее делать коммерческие помещения, рассуждают в MR Group. Если оно находится поблизости от государственных учреждений, а само его расположение не позволяет сделать жилые помещения, то тогда девелопер выберет создание люкс-отеля или офисов.

Юлия Обухова

Юлия Обухова

коммерческий директор девелоперской компании Asterus

«Главное, не навязать функции, а раскрыть потенциал, который уже заложен в локации. На “Кристалле” мы сознательно отказались от сетевого ретейла и однотипных профилей. Ставка сделана на креативный, культурный, гастрономический микс — он привлекает прогрессивную публику и создает качественный арендный пул. По итогу за два года ретейл-стратегия позволила увеличить на 40% арендный поток и на 20% доходность коммерческих площадей».

Иван Виноградов

Иван Виноградов

Генеральный директор Ikon Development

«Здание прачечной жилого дома Наркомфина — уникальный памятник конструктивизма, часть знаменитого архитектурного ансамбля. Реставрация корпуса началась в 2018 году параллельно с проведением реставрационных работ самого Дома Наркомфина. Проект предусматривал восстановление конструкций, заполнений оконных и дверных проемов, исторической пространственно-планировочной структуры и внешнего облика здания на момент постройки.

В интерьере здания был музеефицирован фрагмент камышита оригинального утеплителя стен, что стало своеобразным напоминанием о строительных технологиях 1930-х годов. Также реставраторы воссоздали световой иллюминатор, являвшийся важным элементом первоначального проекта.

После завершения реставрации здание прачечной обрело новую жизнь. В нем планируется открыть ресторан. Такое решение не только обеспечит сохранность отреставрированного здания, но и сделает его доступным для широкой публики».

Дорогая история

Для современного застройщика работа с наследием — это возможность создать уникальный продукт, который будет пользоваться спросом, говорит генеральный директор Ikon Development Иван Виноградов.

Иван Виноградов

Иван Виноградов

Генеральный директор Ikon Development

«Зарабатывать на этом можно, примеры тому — знаменитые универмаги и гостиницы. Довольно часто головные офисы крупных компаний хотят разместить свой офис в знаковом объекте с историей, чтобы подчеркнуть свой статус».

Однако в MR Group предупреждают, что реставрация ОКН и их приспособление под современное использование — работа кропотливая, долгая и требующая масштабных инвестиций. В среднем такие проекты обходятся компаниям в полтора-два раза дороже нового строительства.

MR Group

В качестве примера девелопер приводит свой проект преображения Китай-города — делюкс-квартал Nicole на Никольской: на территории Чижевского подворья, где расположен квартал, находятся главный дом усадьбы Хаджи-Консты XVIII века и храм Успения XVII века. Инвестиции только лишь в археологические работы, проводившиеся здесь два года, составили 185 млн руб.

Дороговизна таких проектов связана с более сложными инженерными работами по укреплению конструкций и необходимостью сохранять аутентичные материалы. Например, для сохранения исторических кирпичных стен на время строительства их необходимо укреплять металлическими кассетами — это сложные конструкции, которые защищают здание. А инъектирование кирпичной кладки, во время которой в швы под давлением подается укрепляющий раствор, требует участия высококлассных специалистов и применения сложного оборудования, не говоря уже о ручном воссоздании утраченных элементов.

Впрочем, вкладываться в наследие все-таки выгодно, просто это долгая и дорогая история. Удачным примером, мнению Анны Фурсовой, можно назвать кейс «Зарядья», где 30% площадей было отдано под музеи и выставочные пространства, а 70% — под гостиницы и ретейл. Что касается офисов, то бизнес готов платить за престижный адрес и исторические интерьеры, аренда таких лотов на 20–50% выше обычных, добавляет она.

Ирина Доброхотова

Ирина Доброхотова

основатель «БЕСТ-Новостроя» и bnMAP.pro

«Если исторический объект — единственный проект застройщика, то финансовая нагрузка может быть значительной. Но, как правило, работа с наследием является лишь частью портфеля проектов компании. Основной доход формируется за счет строительства масштабных жилых комплексов, где можно оптимизировать финансовые потоки и обеспечивать высокую прибыльность».

В целом, работа с историческими объектами сегодня — это гибрид меценатства и коммерции, где культурная миссия не исключает прибыли, заключает Анна Фурсова.