Жить • 1 июля 2025
«Построим свой Сити — и заживем». Нужны ли российским городам деловые районы
«Построим свой Сити — и заживем». Нужны ли российским городам деловые районы

Текст: Виталий Романов
Иллюстрация: Unsplash
Небоскребы растут по всей России как грибы после дождя. От Москвы до Аргуна властей охватила строительная лихорадка: каждый город мечтает о своем Сити с высотками и офисами. Но работает ли формула «построили высотки — привлекли бизнес»? Или мы копируем уходящие в прошлое градостроительные решения? «Инк» разбирался, оправданна ли мода на деловые районы.
Небоскребы растут по всей России как грибы после дождя. От Москвы до Аргуна властей охватила строительная лихорадка: каждый город мечтает о своем Сити с высотками и офисами. Но работает ли формула «построили высотки — привлекли бизнес»? Или мы копируем уходящие в прошлое градостроительные решения? «Инк» разбирался, оправданна ли мода на деловые районы.
Мода на бизнес-районы с небоскребами захватила мир: Европу и обе Америки, Восточную Азию и страны Залива, даже Африку. В Москве есть Сити, не отстают и другие российские города — здесь, правда, все чаще в виде проектов и амбиций.
В Китае печально известны города-призраки вроде Ордоса и Тяньдученга — целые районы с небоскребами, которые застроены жильем и офисами, но никому не нужны. Хотя справедливости ради скажем, что шанхайский Пудун тоже когда-то напоминал декорации для антиутопии, а теперь это знаменитый на весь мир деловой район. В мировом градостроительстве сегодня все чаще говорят о концепции «15-минутных городов», где все необходимое находится в пешей доступности, и о смешанной застройке вместо монофункциональных районов. Получается, пока мы строим свои Сити, мир уже поворачивает в другую сторону?
Во всем виноват Лондон
Принято считать, что первым деловым районом стал лондонский Сити, по сей день вдохновляющий на подобные проекты градостроителей по всему миру.

Надежда Косарева,
президент фонда «Институт экономики города»
«Исторически градостроительной особенностью так называемых бизнес-районов была застройка небоскребами, которые в то время были сложными уникальными объектами. Такие районы формировались в первую очередь как центры концентрации деловой активности с хорошей транспортной доступностью».
Если иметь в виду именно современный облик подобных районов — а это небоскребы, много небоскребов, — то образцом, на который по-прежнему равняются, можно считать Манхэттен в Нью-Йорке. Вряд ли можно назвать его Сити, это район смешанного типа, но застройка высотками сделала свое дело: теперь так хотят все.
Надо признать, в ряде случаев эксперимент вышел удачным: «леса из небоскребов» в Сингапуре, Шанхае или Токио вполне себе выполняют деловую функцию. При этом специализация успешных бизнес-районов обычно шире, чем у лондонского Сити, отмечает Косарева: они несут также торговую, развлекательную, спортивно-оздоровительную функцию и стали знаковыми для мегаполисов местами.
А это не карго-культ?
Всем известен феномен карго-культа, когда меланезийцы, пришедшие в восторг от колы, бейсболок и консервных банок, стали подражать американским военным, которые все это привезли. Ходить строем с деревянными ружьями, строить самолеты из палок, веря, что духи и им тоже пошлют эти дары развитого общества потребления, если повторять за пришельцами их «ритуалы». Нечто похожее зачастую происходит с Сити.
Кажется, стоит только построить свой Сити, понаставить небоскребы — и это будет точка роста, куда, как в компьютерной игре-стратегии, побежит бизнес. На деле слепое копирование не всегда приносит результат. Часто новые офисные площади пустуют и их отдают под жилье, парковки и даже государственные учреждения.
Что это, ошибка планирования или уже обратная тенденция и Сити становится не символом будущего, а, скорее, приметой уходящей эпохи?

Надежда Косарева,
президент фонда «Институт экономики города»
«Представляется, что сегодня востребованность именно таких бизнес-центров с максимальной высотностью и плотностью застройки постепенно уходит в прошлое, как и монофункциональное районирование территорий городов — спальный жилой район, общественно-деловой район, промышленный район, и так далее».
По мнению Косаревой, все большее значение приобретает застройка, в которой разумно сочетается множество функций.
Такой подход помогает решить сразу несколько задач: сделать короче путь от дома до мест проведения досуга и социальных объектов, создать новые рабочие места, бороться с маятниковой миграцией от дома до работы и обратно, которая все равно не исчезает, но хотя бы снижается, экономя время людям и уменьшая транспортную нагрузку на инфраструктуру. В конечном счете — позволяет повышать комфортность городской среды и развивать экономику городов.
Цифры не врут
А что говорит статистика? В «Москва-Сити» доля свободных офисов к 2024 году упала до 8,6% — это десятилетний минимум. В целом по столице доля вакантных площадей снизилась до 9,1% в офисах класса, А и до 5,9% в офисах класса В. Выходит, спрос все-таки есть, и немалый.
Чистое поглощение офисов в Москве в 2024 году выросло на 186% — цифра впечатляющая, особенно на фоне всех разговоров об умирании офисной культуры. Правда, цена вопроса тоже серьезная: аренда в Сити может в разы превышать ставки в спальных районах. Для бюджетов городов это палка о двух концах: с одной стороны, налоги с дорогой недвижимости и высокооплачиваемых сотрудников, с другой — огромные инвестиции в инфраструктуру, которые не всегда окупаются быстро.
Москва полицентричная
И все же в России от создания деловых районов не отказываются. Но стремятся подходить к этому с учетом опыта и набитых шишек, своих и чужих. Строятся и целые районы, и бизнес-кластеры поменьше, которые меняют облик и функционал окрестных территорий.

Светлана Мазур,
директор департамента аренды и продаж коммерческой недвижимости ГК «Галс-Девелопмент
«Москва уже несколько лет придерживается стратегии полицентричного развития, создавая новые деловые кластеры в районах. В настоящий момент есть несколько очагов деловой активности: это «Москва-Сити», Ленинградский деловой коридор и Центральный деловой район, в котором стремительно развивается Павелецкий кластер».
Деловая инфраструктура здесь уже сформирована, высотки с офисами явно не пустуют, но бизнес-активность выходит за пределы этих локаций. Формируются новые центры за пределами Третьего транспортного кольца, и теперь не все районы здесь можно назвать исключительно спальными.
У города масштабные планы по созданию шести новых экономических хабов в пределах МКАД. Первым из них должен стать «Южный порт» в Печатниках, который кто-то называет «третьим центром» Москвы, кто-то — «вторым Сити».
Развитие новых деловых зон позволяет учесть ошибки прошлых проектов, говорит Светлана Мазур. Ошибки того же Сити, где, по ее словам, резидентам не хватает уединения в условиях шумной жизни делового района. В новых бизнес-районах делается попытка соблюсти баланс между работой и отдыхом, в том числе закладывается объемная культурно-развлекательная инфраструктура.
Распределенность деловых центров по территории мегаполиса необходима и для того, чтобы избежать транспортных проблем, говорит декан факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Евгений Михайленко.

Евгений Михайленко,
Декан факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ
«Если мы говорим про Москву и крупные города России, то здесь необходимо выстраивать многоцентричную конструкцию развития территории с несколькими деловыми центрами. В обратном случае существуют риски городской поляризации, которая будет сопровождаться многими неприятными последствиями, в том числе в области транспортной системы. Концентрируя рабочие места в одном месте, мы создаем риски транспортного коллапса».
Петербург и не только
За пределами Москвы также есть место полицентричному подходу, говорит Светлана Мазур из «Галс-Девелопмента». В Петербурге, где в историческом центре места для застройки почти не осталось, потенциал для превращения в крупный деловой район имеют территория у «Лахта-Центра», район Охты с офисом «Газпром нефти». Примером возрождения депрессивного района Мазур назвала реализованный ее компанией проект «Невская Ратуша» в Песках.
Про деловые кварталы и даже районы говорят не только в столицах. Целесообразность создания своего Сити обсуждают в Самаре и Волгограде, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге, Иркутске и Хабаровске.
Успешность создания деловых районов будет зависеть от специфики городской среды и особенностей реализации таких проектов, говорит Евгений Михайленко. Позитивное влияние таких районов на развитие городов вполне возможно, пусть имеются и сопутствующие риски.
В частности, можно улучшить имидж города. Если проект предусматривает развитую инфраструктуру, внедрение передовых технологий и многофункциональность, то деловой район может стать центром притяжения для компаний, горожан и туристов. И даже если не удалось обеспечить многофункциональность, концентрация одной или похожих функций в любом случае работает на привлечение внимания.
По словам Михайленко, главной движущей силой здесь становятся городские администрации, заинтересованные в увеличении налоговых доходов. Концентрация деловой активности в одном месте, в насыщенных бизнес-инфраструктурой высотных зданиях подстегивает и развитие здесь сферы услуг: если в офисах много работников с высокой зарплатой, здесь будет как выгодный этому бизнесу высокий чек, так и соответствие высоким ожиданиям от обслуживания.
И другие города
Делаются попытки построить свой Сити и в городах поменьше. В Чечне деловые районы созданы не только в Грозном, но и в более скромном Гудермесе, и даже в 45-тысячном Аргуне, в центре которого тоже есть Сити с тремя высотками.
В Екатеринбурге, четвертом по населению городе России, амбиции тоже нешуточные. Новый генплан до 2035 года предусматривает создание нескольких деловых кластеров, хотя конкретные проекты высоток пока больше существуют в планах, чем в металле и стекле. Зато есть понимание: уральской столице с ее промышленным прошлым действительно нужны современные офисные пространства, чтобы удержать растущий IT-сектор и финансовые компании.
Нижний Новгород ставку делает не на один большой Сити, а на точечное развитие — здесь появляются современные бизнес-центры, но без фанатизма высоток. В сибирских городах ситуация еще более сдержанная: Новосибирск и Красноярск, скорее, экспериментируют с отдельными высотными проектами, чем планируют целые деловые районы. И это, возможно, мудрее — ведь создание искусственного спроса там, где его нет, чревато теми самыми городами-призраками.

Евгений Михайленко,
Декан факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ
«Если мы говорим о небольших городах, то создание одного делового центра будет благом, поскольку позволит сконцентрировать инфраструктурные, инвестиционные и технологические ресурсы в одном месте, что будет положительно сказываться на деловой среде».
При этом эксперт призывает соизмерять строительство таких деловых центров с необходимостью их появления, иначе в каких-то случаях они могут оказаться неуместными и ненужными.
В целом же, считает Евгений Михайленко, создание деловых кластеров может значительно улучшить городскую среду, сформировать новый ландшафт города. А в случае с более крупными городами позволит перейти к той же полицентричной модели развития, что должно способствовать более сбалансированному росту городских территорий, открывать возможности для привлечения инвестиций и стимулирования местной экономики.