Жить • 25 июля 2025
Зумер в «квадрате»: как поколение Z диктует новые правила рынку недвижимости
Зумер в «квадрате»: как поколение Z диктует новые правила рынку недвижимости

Текст: Марина Трашкова
Фото: Unsplash
На рынке недвижимости наступает время поколения Z, то есть родившихся с середины 1990-х до начала 2010-х годов. Некоторые из них успели подрасти и подкопить: зумеры обзаводятся собственными квартирами и домами. Запросы при этом у них сформированы: за престижем района или метражом не гонятся, зато барбершоп и лапомойка — обязательный пунктик. Почему дом больше не родовое гнездо, может ли квартира стать продолжением смартфона, а задушевные разговоры на кухнях уйти в прошлое — в материале «Инка».
На рынке недвижимости наступает время поколения Z, то есть родившихся с середины 1990-х до начала 2010-х годов. Некоторые из них успели подрасти и подкопить: зумеры обзаводятся собственными квартирами и домами. Запросы при этом у них сформированы: за престижем района или метражом не гонятся, зато барбершоп и лапомойка — обязательный пунктик. Почему дом больше не родовое гнездо, может ли квартира стать продолжением смартфона, а задушевные разговоры на кухнях уйти в прошлое — в материале «Инка».
Покупатели-зумеры, которые сейчас все больше интересуют девелоперов, обладают совершенно иным представлением об идеальном жилье, чем их родители.

Юлия Антясова
Управляющий директор «Миэль» офиса «На Николоямской»
«Они с детства жили в более открытом мире: была возможность путешествовать по всему миру, учиться за границей, переезжать по стране. Это поколение с другими ориентирами — даже по сравнению с их родителями 70–80-х годов рождения».

Роман Соколов
Директор по продажам Est-a-Tet
«Образование, полученное ими в период интенсивного развития цифровых технологий, способствует быстрому освоению современных инструментов работы и адаптации к новым условиям рынка труда».
Поскольку большинство зумеров еще получают образование или находятся в начале карьерного пути, за свой счет недвижимость, учитывая рост цен на нее, приобретают пока немногие, подчеркивает директор управления элитной недвижимости компании «Метриум Премиум» Анна Раджабова. Средства на покупку квартир либо на первоначальный взнос часто им выделяют родители и другие родственники.

Юлия Антясова
Управляющий директор «Миэль» офиса «На Николоямской»
«Интерес к покупке есть. Молодежь активно пользуется доступными программами, если они действительно работают, как это было, например, с IT-ипотекой».
На зумеров приходится 46,8% всех ипотечных заявок, а среди всех покупателей недвижимости они совершают 25% всех сделок, указывает заместитель руководителя ипотечного департамента федеральной компании «Этажи» Татьяна Решетникова.

При этом 36,8% зумеров приобретают недвижимость стоимостью от 3 млн до 6 млн руб., 31,1% предпочитают более дорогие варианты в диапазоне 6–9 млн руб., 20,1% ищут жилье стоимостью до 3 млн руб. Остальные готовы приобретать недвижимость от 9 млн руб. и выше, приводит данные она.
Что касается семейного статуса, то 59% покупателей недвижимости среди зумеров официально состоят в браке (в 2024 году их доля была 56%). Живут в парах без регистрации брака около 0,8%, разведены 5,4%, остальные холостые, добавляет Решетникова.
Эксперты подчеркивают, что при выборе жилья зумеры не гонятся за традиционным статусом локации. Для них в приоритете не престиж района, а качественные характеристики недвижимости.

Анна Раджабова
Директор управления элитной недвижимости компании «Метриум Премиум»
«В первую очередь они рассматривают проекты с развитой инфраструктурой, качественным благоустройством, высоким уровнем сервиса. Переплачивать исключительно за расположение дома в историческом центре молодежь зачастую не желает».
В выборе между новой и старой недвижимостью зумеры предпочтут новостройку, так как она дает больше простора для маневров и обустройства с нуля, объясняет управляющий директор «Миэль» офиса «В Новых Химках» Леонид Львович.

Леонид Львович
Управляющий директор «Миэль» офиса «В Новых Химках»
«Есть, конечно, исключения. Такие молодые люди могут специально искать старые квартиры с характером, чтобы сделать из них что-то уникальное. Это покупатели с дизайнерским мышлением».
Соколов из Est-a-Tet добавляет, что в инфраструктуре комплекса «зетам» важно наличие сервисных объектов: барбершопов, салонов красоты, магазинов, кафе, ресторанов, а также дополнительных пространств для решения деловых задач — коворкингов, переговорных комнат.
Главный запрос зумеров — «современно и модно», делится наблюдениями риелтор Евгений Коноплев.

Евгений Коноплев
Риелтор
«Целому поколению покупателей грамотные маркетологи и застройщики продали идею модных ЖК с лапомойками для домашних питомцев в лобби, доступом по биометрии и т. п. Ради этого молодежь даже соглашается жить в микроквартирах-студиях по 20–30 метров с коридорным типом планировки этажей».
Экономическая модель понятна: зумеры не могут себе позволить больший метраж в современных ЖК, а застройщик рад продавать мелкую нарезку. По мнению Коноплева, зумеры стали заказчиками возврата на рынок «малосемеек», зато с лапомойками и современным дизайном.
Отмечают эксперты и вплетенность гаджетов в жизнь «зетов», поскольку это у них присутствует с рождения.

Сергей Колчин
Архитектор, руководитель архитектурного бюро Le Atelier
«Представить их дом без интеграции сложных систем управления и автоматизации просто невозможно. Дом — это продолжение идеи гаджета, это дом-гаджет. Отсюда вытекает тренд на геймификацию среды».
Бизнес все чаще адаптируется под потребности зумеров, в частности, под их вовлеченность в цифровые технологии. По словам Раджабовой, компании практикуют VR-проверку квартир, видеозвонки, 3D-туры, консультации в мессенджерах и, разумеется, электронный документооборот.

Ярослав Гутнов
Основатель компании SIS Development
«Зумеры более информированы, они много «гуглят», прежде чем сделать выбор. На встречи приходят уже подготовленными и больше ждут конкретных советов, рекомендаций, инсайдов».
Однако у зумеров как у покупателей жилья все-таки есть специфические черты, с которыми приходится считаться. Так, у них есть пунктик на тему личных границ, обращает внимание Коноплев, поэтому приходится аккуратнее обсуждать некоторые темы. Например, вопрос, откуда у вас деньги, может быть воспринят как нарушение границ.

Евгений Коноплев
Риелтор
«Главные методы риелторов — учиться общаться в чатах, а звонки воспринимать как чрезвычайное событие. Зумеры очень не любят общаться голосом и любят переписываться».
Также риелторам при работе с поколением Z приходится проявлять гибкость, чтобы не попасть в классический конфликт «отцов и детей», ведь опытный агент — это чаще всего человек 40+, а зумеры — молодые люди до 30 лет. Они острее воспринимают попытки что-то им объяснять о рынке недвижимости — в духе «не надо учить нас жить», делится опытом Коноплев.
Для зумеров квартира не крепость, не родовое гнездо. Они не гонятся за большими квадратными метрами самого жилья, им куда важнее удобное пространство вне квартиры, рассуждает генеральный директор девелоперской компании «Люди» Денис Жалнин. Им нужен не просто двор, а развивающая среда со своей аутентичностью и культурным кодом.

Денис Жалнин
Генеральный директор девелоперской компании «Люди»
«В квартире для зумеров особое значение играет ее эргономика. Все должно быть четко продумано, без лишних квадратных метров: отдельная зона для хранения вещей, просторный и функциональный балкон».
Меняется и функционал некоторых мест. Так, например, молодые люди обычно не будут использовать балкон для складирования, обращает внимание Жалнин. Для них это дополнительное пространство для работы или рекреации.

Также у зумеров есть запрос на минимизацию кухонного пространства, потому что подавляющее большинство представителей этого поколения чаще пользуется услугами по доставке готовой еды или работает в коворкинге, где есть зона питания или кафе, добавляет управляющий партнер девелоперской компании Stenoy Илья Фролов.

Илья Фролов
Управляющий партнер девелоперской компании Stenoy
«Сакральность квартиры у зумеров снижена максимально. Скорее всего, это место пребывания «здесь и сейчас». Квартира как таковая не занимает лидирующих мест в их рейтинге объектов для инвестирования».
В отличие от всех остальных поколений, зумеры озабочены вопросами экологии, указывает Колчин. Это формирует уважение к тем материалам и брендам, которые определяют себя как экологически дружественные.

Сергей Колчин
Архитектор, руководитель архитектурного бюро Le Atelier
«Для них совершенно нормально купить винтажное кресло, наполнить дом не новым натуральным текстилем и иметь достаточно неброский, спокойный, эргономичный, но фантастически напичканный гаджетами интерьер».
В целом для зумеров характерно стремление к гибкости и мобильности: они легко меняют место проживания, пробуют разные форматы, замечает директор департамента элитной недвижимости NF GROUP в Санкт-Петербурге Алия Ханбекова. Приобретение недвижимости они нередко воспринимают как замораживание капитала и ограничение свободы, а потому покупке чаще предпочитают наем.