В 2024 году, после нескольких лет неудач, Disney наконец-то начинает возвращать утраченные позиции на олимпе киноиндустрии. Последний фильм студии Pixar «Головоломка 2» стал самым кассовым анимационным фильмом всех времен, собрав в мировом прокате $1,5 млрд. «Дэдпул и Росомаха», первый фильм кинематографической вселенной Marvel с рейтингом 16+, побил рекорд по сборам в первые выходные и собирается преодолеть отметку в $1 млрд до конца проката.
И это еще не все. Ко Дню благодарения студия выпустит «Моану 2», долгожданное продолжение фильма 2016 годуа Хотя первый фильм собрал в мировом прокате чуть меньше $700 млн, ожидается, что зрители, жаждущие продолжения «Моаны», обеспечат высокие продажи билетов в ноябре. В конце концов, в 2023 году этот фильм стал самым посещаемым.
В этом году Disney уже добилась успеха от своих анимационных франшиз: «Головоломка 2» собрал почти вдвое больше, чем его предшественник в 2015 году, — $850 млн.
«Клуб миллиардеров с каждым годом становится все менее эксклюзивным, однако вступление в него любого фильма — не менее выдающееся достижение, особенно когда одна студия способна выпустить три таких хита за год», — говорит Пол Дергарабедиан, старший медиа-аналитик Comscore.
Козырем студии стал декабрьский релиз «Муфаса: Король Лев», приквел к фильму 2019 года «Король Лев», который в свое время собрал в мировом прокате $1,6 млрд, из которых более $1,1 млрд пришлись на международную аудиторию. Однако пока неясно, как кинозрители воспримут анимационный сиквел.
Disney уже давно является чемпионом по кассовым сборам как внутри страны, так и по всему миру. Хотя выручка от кинопродукции составляет относительно небольшую часть от общего годового дохода, она является важной частью более широкой стратегии Disney. Компания использует эти успехи в других своих подразделениях. Такие франшизы, как «Звездные войны», Marvel, «Аватар» и Pixar, вышли за пределы большого экрана и приобрели популярность в тематических парках и телешоу.
Тематические парки Disney быстро развивались и приносили достаточно прибыли, чтобы уравновесить другие части бизнеса, которые были менее успешными, например потоковая платформа Disney+. Однако в последнем квартале сегмент парков и развлечений Disney ощутил давление из-за снижения потребительского спроса и инфляции. Возвращение на ведущие позиции в киноиндустрии имеет ключевое значение для Disney, так как это может дать толчок другим направлениям бизнеса.
Disney выпускает больше кинохитов со сборами более $1 млрд, чем кто-либо другой в этом бизнесе. По данным Comscore, из 53 фильмов, достигших в прокате этой отметки, более половины, или 27, были сняты Disney.
Два из этих фильмов — «Аватар» 2009 года и «Титаник» 1997 года — были произведены 21st Century Fox до слияния двух компаний в 2019 году, тем не менее считаются частью коллекции фильмов Disney. Кроме того, два фильма «Человек-паук» из кинематографической вселенной Marvel, которые были сняты совместно Disney и Sony, превысили отметку в $1 млрд, однако они не вошли в копилку Disney, поскольку их дистрибуцией занималась Sony.
В год, предшествовавший пандемии, кассовые сборы семи фильмов Disney превысили $1 млрд. Но закрытие кинотеатров и прекращение производства, а также слишком напряженная работа творческой команды привели к спаду в кинематографе компании в последние годы.
Зрители и критики осуждали стремление Disney к количеству, в результате чего качество основных франшиз было принесено в жертву. Компанию также критиковали за то, что некоторые фильмы стали слишком сфокусированы на социальной тематике.
В то время как «Аватар: Путь воды» в 2022 году стал одним из главных кассовых хитов всех времен, а несколько фильмов Marvel превысили отметку в $800 млн в мировом прокате, Disney также зафиксировала самые низкие сборы анимационных фильмов за последние десятилетия и самые низкие сборы MCU в истории.
«Многое было сказано о неудачных кассовых сборах Disney в последние годы, но было бы глупо считать, что студия долго не протянет, — говорит Шон Роббинс, основатель и владелец Box Office Theory. — Их руководство предприняло четкие и убедительные стратегические шаги, чтобы решить коммерческие проблемы нескольких ключевых релизов. Мы уже видим первые плоды этого поворота к качественному контенту и акценту на впечатлениях от просмотра фильмов».
Генеральный директор Disney Боб Айгер неоднократно обращался к теме кинематографических неудач компании после возвращения к руководству в конце 2022 года. Он признал, что у падения Disney с киносцены было несколько причин. По его словам, ограничения, связанные с пандемией, затруднили руководству компании контроль за возросшим количеством кино- и телепродукции. Кроме того, он заявил, что стремление компании наполнить Disney+ новым контентом снизило его качество. Айгер пообещал инвесторам, что Disney исправит ситуацию. И, похоже, он выполняет это обещание.
В среду он поставил «Головоломке 2» в заслугу высокие показатели в подразделении по продаже контента и лицензированию в последнем квартале. Компания отметила, что первый фильм «Головоломка» привлек более чем 1,3 млн подписчиков на платформу Disney+ и собрал более 100 млн просмотров по всему миру.
Он также рассказал о линейке франшиз, которые компания планирует выпустить в ближайшие несколько лет. «Позвольте мне перечислить фильмы, которые мы будем снимать и выпускать в течение следующих почти двух лет, — сказал Айгер. — У нас есть „Моана“, „Муфаса“, „Капитан Америка“, „Белоснежка“, „Громобой“, „Фантастическая четверка“, „Зверополис“, „Аватар“, „Мстители“, „Мандалорец“ и „История игрушек“, и это только некоторые из них».
Предстоящие релизы фильмов Disney:
Ожидается, что инвесторы получат более подробную информацию о театральных планах Disney во время ежегодной выставки D23 Expo, проходящей в Анахайме, Калифорния, в эти выходные.
«История говорит сама за себя, но никто не сомневается в важности роли Disney в настоящем и будущем индустрии, — сказал Роббинс. — Если Marvel и Pixar продолжат свое движение вперед, а франшиза „Звездные войны“ сможет добиться такого же успеха, как и под началом Lucasfilm, то пройдет совсем немного времени, прежде чем кассовые сборы Disney вернутся на прежний уровень».
Ранее Disney подтвердила, что расследует факт утечки внутренних сообщений, за которую ответственна группа хакеров, утверждающая, что «защищает права артистов». Группировка Nullbulge заявила, что получила доступ к тысячам сообщений от сотрудников Disney и скачала «все возможные файлы». Неясно, насколько важной с коммерческой точки зрения является информация, но сообщается, что она включает сообщения о предстоящих проектах, над которыми работает компания.