Новости

3 урока для лидеров: сколько зарабатывает Илон Маск и почему это неправильно

Совет директоров компании вознаграждает CEO в зависимости от результатов работы. При этом согласовывается контракт, в котором указаны целевые показатели эффективности работы, сумма денежных средств и стоимость акций, которые получит генеральный директор, если достигнет поставленных целей. Именно от того, как сформулированы эти цели, может зависеть будущее бизнеса.

Возьмем, к примеру, главу Tesla Илона Маска, чья зарплата сначала достигла $100 млрд, а затем снизилась до $56 млрд по состоянию на 16 апреля, по данным The Guardian. Чтобы достичь этой суммы, в 2018 году совет директоров Tesla предоставил Маску пакет «условных опционов на акции Tesla», потенциальная стоимость которых могла составить около $55 млрд, если бы Tesla «добилась колоссального успеха», отмечает Bloomberg.

Компенсационный пакет Маска не включал ни зарплату, ни денежный бонус. Вместо этого Маск получал опционы на акции исходя из предположения, что рыночная стоимость Tesla достигнет $650 млрд в течение десяти лет. Если быть точнее, вознаграждение Маска состояло из 12 пакетов опционов на акции, которые он будет получать каждый раз, когда рыночная капитализация Tesla будет увеличиваться на $50 млрд, сообщает Bloomberg.

Ему удалось достичь самой большой цели — отметки в $650 млрд — всего за три года. Действительно, к 2021 году стоимость Tesla достигла $1,2 трлн, что позволило Маску в течение некоторого времени получать опционы на сумму «более $100 млрд». С тех пор ситуация стала ухудшаться. После пика, достигнутого в ноябре 2021 года, акции Tesla упали на 64%.

В январе 2024 года суд штата Делавэр признал недействительной компенсационную сделку Маска, назвав ее «непостижимой суммой», несправедливой по отношению к акционерам. Постановление судьи стало ответом «недовольному акционеру Tesla по имени Ричард Торнетта, который подал в суд на компанию, заявив о неправомерности компенсационного пакета Маска».

Tesla попросила провести новое голосование по пакету вознаграждений на 2018 год. Это стало «очевидной попыткой усилить поддержку пакета вознаграждений Маска и публично продемонстрировать неприятие решения суда», пишет Guardian.

Однако руководителям компаний вряд ли следует стремиться к таким же выплатам, как у Маска. Дело в том, что с его вознаграждением существует сразу три проблемы.

Во-первых, в соответствии с ним все внимание генерального директора сосредоточено на действиях, которые повышают цену акций компании. После того как Маск получил свои опционы, он, похоже, полностью переключился на попытку захватить Twitter.

За последний год продажи Tesla упали более чем на 13%, в то время как большинство ее конкурентов демонстрировали двузначный или даже трехзначный рост. Известные автомобильные бренды, такие как Hyundai, Mercedes и BMW, также увеличили свои продажи электромобилей и тем самым сократили долю Tesla на рынке.

Во-вторых, такая система не стимулирует генерального директора предпринимать действия, направленные на благо сотрудников, клиентов и общества. Tesla перестала учитывать потребности покупателей автомобилей, которые становятся все более чувствительными к стоимости.

Снижение цен на бензин, относительно высокие цены на электромобили, длительное время зарядки аккумуляторов и значительное ограничение дальности поездки — вот те проблемы, которые должны решить производители электромобилей, чтобы завоевать покупателей. Самой серьезной стратегической ошибкой Маска было предположение, что люди будут покупать Tesla несмотря на высокие цены, проблемы с качеством, плохое обслуживание и недостаточно развитую сеть зарядных станций.

В-третьих, такой компенсационный пакет поощряет действия, приносящие краткосрочную прибыль на фондовом рынке, и совершенно не направлен на достижение успеха в долгосрочной перспективе. Как только Маск получил все свои акции в 2021 году, стоимость Tesla начала падать. Хотя это падение и снизило стоимость его пакета, контракт не обязывал его возвращать акции, когда стоимость компании падала ниже целевого уровня в $650 млрд.

Иными словами, руководители компаний не должны рассматривать компенсационный пакет Маска, который ориентирован исключительно на динамику курса акций, как образец для подражания. Вместо этого советы директоров должны увязывать вознаграждение руководителей с тем, насколько эффективно компания действует в соответствии с набором из семи гуманистических принципов, о которых Питер Кохан, основатель компании Peter S. Cohan & Associates, написал в своей книге «Ценностное лидерство».

По его словам, вознаграждать руководителей следует в том случае, если они:

  • взаимодействуют со своими сотрудниками и ценят человеческие отношения;
  • поощряют дискуссии и сотрудничество, способствуют командной работе;
  • инвестируют в развитие, а экспериментируют умеренно;
  • считают, что доверие жизненно важно, и выполняют свои обязательства;
  • стимулируют постоянное обновление, не допускают самонадеянности;
  • стремятся опередить конкурентов, побеждают с помощью различных средств;
  • ожидают реакции на свои действия со стороны общества и помогают людям.

Таким образом, вознаграждение генерального директора должно быть направлено на поощрение действий, которые приносят пользу сотрудникам, клиентам и обществу, что в конечном итоге приносит прибыль акционерам в долгосрочной перспективе.

Ранее стало известно, что Илон Маск планирует взимать с новых пользователей X небольшую плату, чтобы обеспечить возможность публикации сообщений в социальной сети и решить проблему ботов. Ранее в этом месяце компания X сообщила, что платформа начинает масштабную чистку от спам-аккаунтов, предупредив пользователей, что количество их подписчиков может снизиться.