Заместитель директора Центра экономики монополий и анализа регуляторных требований Фонда «Центр стратегических разработок» Елена Ковалева сообщила, что менее чем 30% контрафактной продукции в России продается через онлайн-платформы, а основным источником контрафакта является офлайн-торговля. Подробности находятся в распоряжении Inc.
Участники панельной дискуссии подвели промежуточные итоги работы нового инструмента рынка — добросовестных практик по взаимодействию маркетплейсов с правообладателями и продавцами, — который призван бороться с контрафактной продукцией на онлайн-площадках. В рамках этого проекта представители маркетплейсов, правообладателей и Ассоциация «Объединение Корпоративных Юристов» разработали документ, описывающий механизм таких практик, который был опубликован в июле 2023 года.
По словам начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Федеральной антимонопольной службы Татьяны Никитиной, за первые месяцы работы добросовестных практик по жалобам правообладателей удалось блокировать около 4 млн карточек на маркетплейсах. Эти практики являются важным инструментом, который регулирует взаимодействие между маркетплейсами, продавцами и правообладателями.
Однако проблема с контрафактом продолжает оставаться актуальной. Представители крупного бизнеса в сфере потребительского рынка подтвердили, что проблема нелегальной продукции существует как на площадках электронной торговли, так и в сегменте традиционной розницы.
Для ее решения важно не только привлекать маркетплейсы и правообладателей, но также вводить более строгие меры контроля и наказания для нарушителей. Офлайн-торговля продолжает быть основным источником контрафактной продукции, поэтому необходимо увеличивать контроль на розничных точках и пресекать деятельность нелегальных предприятий.
«Борьба с контрафактом не замкнута исключительно на онлайне или офлайне, поскольку это взаимосвязанный процесс. В первую очередь успешная борьба с контрафактом зависит от активности правообладателей, — отметила руководитель направления по защите товарных знаков компании «Юнилевер Русь» Анна Сидорова. — Маркетплейсы также могут помочь „заземлить“ нелегальных продавцов, так как обладают большим количеством данных о продавце, в том числе, например, данными о местонахождении складских помещений селлеров, что позволяет обнаружить их в офлайне».
Заместитель директора по взаимодействию с государственными органами сервисов электронной коммерции «Яндекса» Татьяна Чибезова рассказала, что «Яндекс Маркет» разработал и использует в работе алгоритмы, основанные на методах машинного обучения, которые автоматически оценивают товары по нескольким показателям. По ее словам, если модель сочтет товар подозрительным, система направляет запрос в службу контроля качества для дополнительной проверки, в том числе чтобы убедиться, что товар не является контрафактным.
В целом борьба с контрафактом на маркетплейсах — сложная задача, требующая совместных усилий со стороны маркетплейсов, правообладателей и государственных органов. Добросовестные практики стали первым шагом в решении этой проблемы, но для достижения эффективных результатов необходимо развивать и совершенствовать инструменты борьбы с контрафактом.
Ранее банк для предпринимателей и предприятий «Точка» выяснил, что в первом квартале 2024 года в России были зарегистрированы 240 тыс. новых индивидуальных предпринимателей. Это рекорд за последние два года. Причем, по данным ЕГРИП, количество регистраций ИП превысило количество ликвидаций на 42%.