Разные ситуации требуют разных подходов. Оптимизм и глобальное мышление помогут продать бизнес-идею. Для мотивации сотрудников понадобится скорее эмпатия, чем аналитическое мышление. Психолог и профессор Уортонской школы бизнеса Адам Грант назвал четыре стиля мышления, один из которых наиболее важен для предпринимателей.
Адам Грант выделил четыре стиля мышления, которые используются для решения разных проблем (первые три из них были описаны коллегой Гранта в Уортонской школе бизнеса Филипом Тетлоком), пишет Inc.com.
- Проповедник: «Когда мы находимся в режиме проповедника, мы убеждены в своей правоте», — говорит Грант. От консультанта в магазине до священнослужителя — это стиль, который вы используете, когда пытаетесь убедить других принять свою точку зрения.
- Прокурор: «Когда мы работаем в режиме прокурора, мы пытаемся доказать, что кто-то не прав».
- Политик: Нет ничего удивительного в том, что «когда мы работаем в режиме политика, мы пытаемся завоевать одобрение нашей аудитории».
- Ученый: Когда вы думаете как ученый, «вы предпочитаете скромность гордыне и любопытство убежденности, — объясняет Грант. — Вы ищете причины, почему вы можете ошибаться, а не только причины, почему вы обязательно должны быть правы».
«Я думаю, что очень многие из нас тратят слишком много времени, думая как проповедники, прокуроры и политики, — считает Грант. — В режиме проповедника и прокурора человек прав, а остальные неправы, и ему не нужно менять свое мнение. В режиме политика я могу сказать все, что вы хотите услышать, но я, вероятно, останусь при своем мнении. Я делаю вид, а не переосмысливаю».
Думая как ученый, человек оценивает свои взгляды больше как гипотезы, нуждающиеся в подтверждении или опровержении. В таком случае изменение мнения не только не является чем-то унизительным и постыдным — наоборот, это признак прогресса. Это подталкивает человека не только выслушивать другие точки зрения, но и искать доказательства, противоречащие его мнению.
Образ мышления ученого может быть особенно ценным для предпринимателей. Одно итальянское исследование, о котором упоминает Грант, помогло начинающим владельцам бизнеса посмотреть на свои планы как на гипотезы, требующие проверки. Выручка предпринимателей, мыслящих как ученые, более чем в 40 раз превысила результат тех, кто был в контрольной группе.