Новости

47% россиян испытывают стресс и снижение мотивации из-за рабочих чатов

Россияне связывают снижение мотивации и концентрации внимания, а также выгорание на работе с обилием рабочих чатов. При этом они не готовы использовать чат-боты для деловой переписки. Таковы результаты исследования, проведенного сервисом по управлению здоровьем Budu и онлайн-платформой для поиска работы hh.ru. Компании опросили 1 660 россиян в возрасте от 18 до 60 лет из восьми регионов страны. Подробностями они поделились с Inc.

Оказалось, что треть респондентов (35%) постоянно состоят в двух-трех рабочих чатах, 22% участвуют в пяти-шести беседах, а у 18% их более 10. При этом у четверти участников опроса (21%) на общение с коллегами уходят один-два часа, а у 13% — до трех-пяти часов в день. Еще 18% россиян заявили, что переписка занимает все рабочее время.

«Зачастую групповые чаты устроены таким образом, что поток сообщений в них не прекращается. В результате возникает страх, что какая-то важная информация может быть потеряна. Внутренняя тревога усугубляется, если у человека включены уведомления со звуком. Они влияют на наше сенсорное восприятие, сообщая мозгу: что-то случилось», — говорит клинический психолог Budu Кристина Ивкова.

По ее словам, это может вызвать эмоциональную перегрузку. В таком случае, считает эксперт, было бы полезно обсудить с коллегами правила коммуникации в чатах. Например, не разбивать одну мысль на несколько сообщений и структурировать информацию перед отправкой.

Интересно, что сотрудники в возрасте 45–55 лет (48%) чаще готовы отвечать коллегам в выходные и в нерабочее время. При этом молодые люди до 24 лет делают это лишь в 35% случаев.

Работники сферы науки и образования (52%), продаж (51%), высший менеджмент (46%), а также логисты и HR (по 44%) проводят в рабочих чатах больше времени, чем представители других профессий. А юристы и бухгалтеры практически не общаются с коллегами после окончания рабочего дня.

26% участников опроса признались, что корпоративные чаты часто отвлекают от рабочего процесса и становятся источником стресса. Среди причин они назвали непродуктивные обсуждения (51%), нечеткие задачи и требования (39%), сообщения в нерабочее время (31%) и большое количество сообщений (30%). На пресловутые голосовые и «кружочки» указал каждый пятый (24%) респондент.

При этом 47% россиян связывают со стрессом из-за рабочих чатов отсутствие мотивации и выгорание, 45% считают их причиной снижения концентрации и внимания, а 34% испытывают общую усталость и упадок сил. У 26% от общения с коллегами повышается тревожность и случаются панические атаки. 18% участников опроса в этой связи страдают от бессонницы.

«Помимо выгорания и повышения общего уровня напряжения, не стоит забывать и об информационном стрессе. Этот вид психологической нагрузки часто встречается у людей, которым приходится работать с большими объемами данных и принимать ответственные решения в короткие сроки», — комментирует Кристина Ивкова.

Согласно исследованию, для восстановления внимания человеку в среднем требуется 23 минуты. Из-за сообщений в рабочих чатах сотрудники практически не могут сконцентрироваться, а это может негативно повлиять на результаты работы. «Для борьбы с таким напряжением важно фильтровать поступающие сообщения и расставлять приоритеты», — советует психолог.

Более трети россиян (39%) уверены, что снизить стресс от рабочих чатов позволит возможность отключать уведомления в нерабочее время. А 37% опрошенных считают, что следует ограничить количество сообщений. Каждый пятый (19%) уверен, что переписку можно полностью заменить короткими звонками.

Тем не менее большинство россиян (78%) не готовы доверить общение в корпоративных чатах искусственному интеллекту. Лишь 22% респондентов допускают такое нововведение. 39% участников опроса согласны делегировать чат-боту только нейтральные ответы, например «посмотрим, спасибо». Еще 27% хотели бы, чтобы бот взял на себя общение с коллегами в нерабочее время, а 21% позволили бы ИИ отвечать на проявление вежливости, например желать коллективу доброго утра или говорить спасибо.

Ранее Unisender, российский сервис для автоматизации email-рассылок и чат-ботов, представил редактор, способный на 300% ускорить работу с письмами. Он собрал в себе все ИИ-инструменты — текстовые и графические, — необходимые для рассылок. По словам представителей компании, это первый подобный сервис в стране.