Тридцатилетним самое время начать планировать свой выход на пенсию. Пятидесятилетним следует заводить друзей помоложе, шестидесятилетним — вернуться к учебе. Об этом говорится в книге, посвященной тому, как предотвратить превращение одного из величайших достижений человечества в кошмар. В своей книге под названием «Императив долголетия» Эндрю Скотт, один из авторов книги «100-летняя жизнь», утверждает, что увеличение продолжительности жизни открывает новую страницу истории человечества.
«Приготовьтесь к фундаментальным изменениям в представлении о человеческой жизни», — говорит он. Призыв Скотта вызвал дебаты в политической и медицинской сферах. Джеймс Бетелл, бывший министр здравоохранения и пэр от консерваторов, назвал ее «самой важной книгой года». «У нынешнего правительства нет ни понимания, ни желания решать эти проблемы. Оно небрежно, лениво и не воспринимает здоровье наших детей всерьез, — добавил он. — Общественность понимает, что нужно изменить, но камнем преткновения является политическое руководство».
Скотт утверждает, что без фундаментальных социальных преобразований обществу грозит антиутопическое будущее с растущими расходами на здравоохранение, пенсионным кризисом, массовым слабоумием и переполненными домами престарелых. «И мы уже на полпути к нему», — говорит он. Уже в апреле 2026 года пенсионный возраст повысится до 67 лет.
Это происходит на фоне постоянного роста нетрудоспособности в связи с заболеваниями, и лишь 9% мужчин и 16% женщин, родившихся сегодня, могут рассчитывать сохранить здоровье к пенсионному возрасту. На сегодняшний день 2,8 млн человек нетрудоспособны из-за проблем со здоровьем. Этот показатель на треть выше, чем 2,1 млн человек до пандемии.
С другой стороны, увеличение продолжительности жизни может стать величайшим подарком, когда-либо преподнесенным человечеству, считает Скотт. «Это может стать переломным моментом в истории человечества, — сказал он. — Старение не является неизбежным. Его можно замедлить и даже отсрочить, увеличивая продолжительность здоровой жизни, чтобы сократить разрыв с продолжительностью жизни».
Пенсионный возраст должен быть привязан к продолжительности здоровой жизни, а не к ожидаемой продолжительности жизни, считает Скотт. Мы должны готовиться к тому, что все дольше будем оставаться молодыми. Вместо того чтобы направлять ресурсы на поддержку стариков, мы должны помочь сохранить здоровье молодежи. «Если ожидаемая продолжительность жизни продолжает расти наравне с продолжительностью здоровой жизни и производительностью труда, нет необходимости повышать пенсионный возраст», — сказал он.
Скотт обвиняет правительство в том, что оно реагирует на растущее долголетие населения простым повышением пенсионного возраста, снижением пенсий и увеличением налогов. Он утверждает, что Национальная служба здравоохранения (NHS) сосредоточена на поддержании жизни, но не здоровья людей.
Только 2,5% от общего объема расходов на здравоохранение в странах с высоким уровнем дохода направлены на профилактику. По его мнению, наука должна оставить попытки искоренить отдельные болезни и вместо этого сосредоточиться на замедлении старения. Скотт также утверждает, что люди недостаточно планируют жизнь заранее, чтобы избежать болезней, одиночества и бедности в последние десятилетия жизни.
Доктор Пенни Дэш, председатель органа системы здравоохранения северо-западного Лондона, говорит, что последние 20 лет Национальная служба здравоохранения пыталась перевести ресурсы из больниц в первичную медико-санитарную, общественную и социальную помощь. «Однако перемены не всегда популярны, и традиционные взгляды на здравоохранение, подразумевающие наличие больниц, сохраняются, — говорит Дэш, которая консультировала местные, региональные и национальные органы здравоохранения по всему миру.
«Но учитывая, что по крайней мере треть больничных коек занята людьми, которым не нужно там находиться и которые рискуют потерять мышечную массу и независимость в связи с госпитализацией, а также большим количеством людей с недиагностированными или хроническим заболеваниями, такими как гипертония или диабет, нам, очевидно, необходимо провести более существенные изменения в течение следующих нескольких лет, если мы хотим добиться улучшения здоровья и качества жизни», — добавила она.
Скотт приводит пять жизненных правил, которые помогут структурировать карьеру и подготовиться к долгой и продуктивной жизни.
1. Рассмотрите перспективы
Стройте свою карьеру таким образом, чтобы она соответствовала современным реалиям, обусловленным более долгой жизнью, которая дает нам больше плодотворных лет. В 20 лет мы узнаем, кто мы есть, в 30 лет заводим семью, а в 40 лет задумываемся о смене профессии, потому что впереди еще 30 лет трудовой жизни.
2. Будьте готовы
В жизни будет много взлетов и падений. Сегодня следует задуматься о своих финансах, профессиональных и личных связях, а также о своей идентичности. Нам нужно выстроить широкий спектр вариантов переходов от одного жизненного периода к другому.
3. Снова в школу
На протяжении всей жизни необходимо уделять внимание здоровью и образованию. Идите в ногу со временем, предвосхищая свои будущие потребности.
4. Диверсифицируйте на будущее
Подумайте о том, чему научились на нынешней должности и что из этого пригодиться в будущем. Работаете ли вы в сокращающемся секторе? Подходит ли ваша нынешняя работа для пожилых людей? Обладаете ли вы навыками, которые можно применить в новой сфере деятельности и как убедить в этом потенциального работодателя?
5. Расставьте приоритеты
Сегодня стремление к более высокой зарплате — не единственная цель. Подумайте о том, что будет важно для вас, когда вы станете старше.
Вместе с тем меняется и отношение работодателей. Если раньше первое, на что менеджеры по найму обращали внимание было то, как долго кандидат находится на каждой должности, то теперь молодые рекрутеры смотрят на сотрудника с 10-летним стажем работы в одной компании и спрашивают, в чем проблема. Сегодня важнее, оказали ли вы влияние на бизнес и являетесь ли вы тем, кто добивается поставленных целей.