Новости

64% россиян считают, что института наставничества в России нет

Сообщество предпринимателей CLUB 500 и российская платформа онлайн-рекрутинга hh.ru рассказали Inc. о результатах опроса, проведенного среди более тысячи соискателей в возрасте от 18 лет из городов-миллионников России. Оказалось, что большинство россиян, построивших карьеру, делятся опытом и знаниями.

При этом 64% респондентов уверены, что институт наставничества отсутствует в российской бизнес-среде. Каждый третий (34%) недоволен количеством площадок для менторства, а 31% участников опроса за всю свою карьеру ни разу не сталкивались с наставничеством.

Согласно результатам исследования, россияне довольно рано начинают делиться знаниями. 19% задумываются об этом уже во время обучения в университете или колледже, еще 18% с детства мечтают стать для кого-то примером. Интересно, что женщины проявляют больше интереса к менторству (75%), чем мужчины (63%).

Одна из причин, почему люди хотят передавать собственные знания и опыт коллегам, — это осознание ценности наставничества. У 81% опрошенных был ментор, когда они работали, и потому им известно, что проще и полезнее учиться на ошибках другого человека.

Среди других факторов, вдохновляющих на наставничество, респонденты назвали денежное вознаграждение (73%), любовь к изучаемой и преподаваемой теме (67%), желание вырастить из своих сотрудников профессионалов (61%), стремление всегда быть востребованным на рынке труда (53%), развитие лидерских качеств (45%) и взаимодействие с целевой аудиторией (44%).

Участники опроса назвали оптимальный, по их мнению, возраст для наставничества — 26 (76%) и 45 лет (78%). Они отметили, что в этот период люди чаще занимают руководящие позиции и уже имеют ценный опыт, который могут передать другим.

Подавляющее большинство россиян (94%) уверены, что условием успешного руководства является умение делиться экспертизой с более молодыми коллегами. Наставничество способствует быстрому освоению новых навыков в условиях стремительного изменения рынка, считают респонденты

«Руководители, которые активно делятся опытом, не только повышают уровень вовлеченности команды, но и гораздо реже сталкиваются с проблемой текучести кадров. Менторство помогает формировать новые идеи, внедрять инновации и развивать лидерские качества, которые определяют будущее бизнеса. Это — долгосрочная инвестиция в успешное развитие компании», — считает Мики Фузайлов, резидент CLUB 500, основатель ювелирного бренда My Diamonds.

Кроме того, для тех, кто готов делиться опытом, наставничество может стать и дополнительным источником дохода. Выступая в роли ментора, 45% россиян хотели бы получать гонорар в размере 1–5 тыс. руб., еще 17% — до 10 тыс. руб., а 9% готовы делиться опытом лишь за сумму от 10 тыс. до 50 тыс. руб. в час.

При этом каждый четвертый респондент готов, при условии лояльности аудитории, делиться знаниями на безвозмездной основе. Мужчины же в этом плане еще более избирательны. Почти каждый третий (29%) предпочитает быть наставником исключительно для своих подчиненных.

По данным Росстата, уровень безработицы в России за период с марта по май 2024 года обновил исторический минимум и составил 2,6%. Столкнувшись с проблемой дефицита кадров, бизнес пересматривает подход к подбору персонала. Это подразумевает отказ от гендерных стереотипов и наем женщин на специальности, традиционно считавшиеся мужскими.