Новости

67% россиян сталкивались с телефонными мошенниками, при этом 7% пострадали от их действий

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел телефонный опрос, в котором приняли участие 1,6 тыс. россиян, сообщили «Ведомости». 67% опрошенных людей сообщили о том, что столкнулись с телефонными мошенники за последние полгода-год. Этот показатель растет: в 2022 году о таком опыте заявляли 63% респондентов, в 2021-м — 57%. В меньшей степени распространено sms-мошенничество: с подобными попытками обмана столкнулись лишь 17%.

В 2022 и 2021 гг. такое sms-мошенничество было более популярно: тогда с ним столкнулся каждый пятый опрошенный (20 и 19% соответственно). Злоумышленники предпочитают использовать звонки, так как в ходе разговора им проще расположить к себе потенциальную жертву и выманить у нее информацию о банковском счете, говорится в исследовании ВЦИОМа.

Опрос показал: подавляющее большинство считает, что деньги, переведенные мошенникам, нужно возвращать. Доверить все в руки правоохранительных органов решили 44% респондентов. 31% считает нужным возложить ответственность на банк, со счета которого списались деньги. Против возмещения ущерба оказалось 13% опрошенных — каждый восьмой участник.

В июле 2024 года, в силу вступит закон, направленный на борьбу с мошенничеством. Он гласит, что если банк допустит перевод денег на мошеннический счет, который находится в специальной базе ЦБ, то он должен будет возместить клиенту деньги в течение 30 дней после получения соответствующего заявления. Также появится и двухдневный период, когда банк не переводит деньги на подозрительный счет, о чем уведомляет клиента.

По данным ЦБ, в 2023 году злоумышленникам удалось провести 1,17 млн успешных операций без согласия клиентов и похитить у граждан и бизнеса 15,8 млрд руб. Это на 33% больше по количеству и на 11,5% больше по объему, чем в 2022 году. При этом банкам удалось вернуть клиентам только 8,7% — почти 1,4 млрд руб. — от всего объема операций по переводу денежных средств, совершенных без согласия клиента. В 2022 году этот показатель составил 4,4%, — 618,4 млн руб.

Финансовые потери понесли 7% респондентов из числа столкнувшихся с мошенниками, 4% из них оценили денежный ущерб как значительный, остальные 3% — как незначительный. Абсолютное же большинство (93%) опрошенных ВЦИОМом россиян, которым звонили и писали злоумышленники, смогли их распознать и не понесли денежного ущерба. В 2022 и 2021 гг. этот показатель был ниже — 91%.

Мошенники не стоят на месте и совершенствуют свои навыки и методы выманивания персональных данных, а также адаптируют таргетирование на потенциальных жертв в зависимости от уровня образования, финансовой грамотности и возраста. Мошенники знают, что молодежь предпочитает чаты звонкам, поэтому они чаще сталкиваются с sms-мошенничеством. 25% потерпевших в возрасте от 18 до 24 лет, 24% — от 25 до 34, самое низкое значение — 17% — выпадает на жителей старше 35 лет.

Больше всего атаке телефонных мошенников подвержены жители обеих столиц: 85% москвичей и петербуржцев. Из них 81% получали звонки от мошенников, а 26% — sms-сообщения. Жители сельской местности имеют дело со злоумышленниками реже (57% опрошенных). Из них 55% получали звонки, каждый десятый — сообщения (10%).

Число попыток совершения мошеннических звонков в РФ в 2023 году увеличилось более чем на 70% к предыдущему году, говорит гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов. Использование соцсетей в мошеннических целях — относительно новый вид фрода, по которому пока не научились фиксировать статистику, отметил он. Но, по предположительным подсчетам, до 15 млн попыток звонков происходит ежедневно.

Он отмечает, что растет и число вызовов, «отфильтровываемых» операторами. Один из основных способов мошенничества — подмена номера, рассказал представитель «Билайна». Для ее исключения все операторы связи в России до 1 марта 2024 года должны подключиться к информсистеме «Антифрод», созданной под эгидой Роскомнадзора.

Злоумышленники могут звонить и без подмены номера с помощью виртуальных автоматических телефонных станций, отметил представитель «Мегафона». Представитель «Билайна», правоохранительные органы и операторы ведут работу по отслеживанию мошеннической активности с их использованием.

Ежедневно злоумышленники совершают примерно 8 млн телефонных звонков, об этом 14 февраля говорил зампред правления Сбербанка Станислав Кузнецов. У них сохраняется возможность звонить и с реальных номеров — российских и международных, а также через мессенджеры, добавил представитель Tele2. «Самая главная задача — это сразу положить трубку», — резюмировал гендиректор Telecom Daily Денис Кусков.

И в мире, и в России самыми популярными паролями в 2023 году стали «123456», «123456789» и «1000000». Если первые два также занимали лидирующие позиции в предыдущий год, то последний попал в рейтинг впервые. В топ-10 входят не только вариации из последовательных цифр, но и сочетания «123123qwe», «qwerty» и «Qwerty123». Раньше все три в список не попадали.