Новости

88% компаний в России столкнулись с кадровым дефицитом в 2023 году

В 2023 году нехватка кадров стала серьезной проблемой для российского бизнеса. Таковы выводы исследования, проведенного российской компанией-разработчиком HRTech-решений «Поток». Результаты находятся в распоряжении редакции Inc.

Исследование HRtech-компании «Поток» показало, что 88% компаний испытывают «кадровый голод». Особенно высокий уровень дефицита специалистов испытывают представители крупного бизнеса (93%). Аналитики опросили 200 респондентов среди HR-менеджеров и HR-директоров компаний малого, среднего и крупного бизнеса.

Закрытие вакансий занимает больше времени, чем обычно. Об этом рассказали 73% респондентов. Больше всего от этой проблемы пострадал крупный (79%) и малый (63%) бизнес. Некоторые предприятия вынуждены приостановить наем персонала из-за дефицита работников (13%), а 2% опрошенных вовсе отказались от поисков новых сотрудников. Только 6% компаний сообщили об ускорении темпов рекрутинга в прошлом году. А еще 43% респондентов удалось увеличить штат.

Острую нехватку специалистов из IT-сферы испытывают 67% опрошенных компаний из FMCG, IT и банковской сфер. Каждый третий из них также отмечает потребность в специалистах отделов маркетинга, рекламы и продаж. 66% компаний-респондентов из направлений строительства, логистики, производства, а также металлургических и нефтегазовых областей больше всего нуждаются в сотрудниках рабочих специальностей, то есть строителях, монтажниках и токарях.

В результате высокого спроса на квалифицированных сотрудников растут и зарплатные ожидания соискателей. В связи с этим среди работодателей наблюдается тенденция выращивания кадров начиная со стажерских позиций, в то время как другие продолжают искать квалифицированных сотрудников на внешнем рынке.

Елена Уткина, руководитель направления по методологии управления персоналом группы компаний «Дом.рф», рассказала: «Наша стратегия по борьбе с кадровым голодом является комплексной и состоит из нескольких направлений: удержание и работа с действующими сотрудниками, активная работа с молодежью, вузами, сузами и даже со школьниками и дальнейшая автоматизация процессов».

Что касается кадровых планов, то большая часть российских компаний делают ставку на привлечение и удержание кадров (82%) и поиск новых сотрудников (76%). Отметим, что лишь 17% планируют вкладывать в переобучение персонала, а обучать молодежь готовы чуть больше половины (55%). «Системная работа с профильными образовательными заведениями помогает привлечь новых специалистов в отрасль», — говорит Ирина Кузьмина, руководитель направления по подбору и адаптации персонала Sveza Group.

Среди HR-инструментов основным трендом становится использование инструментов для автоматизации процессов поиска и найма сотрудников (50%). Приблизительно одинаковый интерес у опрошенных компаний вызывают автоматизация обучения (46%), проведения исследований и опросов (45%) и оценки персонала (44%).

Сервис «Работа.ру» провел исследование рынка труда в 2023 году. Оказалось, что в уходящем году наблюдался рекордный рост предложения. Аналитики связывают это с усугубляющимся дефицитом кадров.