Новости

90% российских компаний принимают решения на основе big data, но лишь 13% удовлетворены их качеством

Работа с big data позволяет бизнесу не только экономить средства, но и повысить конкурентоспособность и лояльность. Провайдер e-commerce и data-решений «Аэро» и одна из крупнейших аналитических конференций «Матемаркетинг» провели совместное исследование, в ходе которого опросили представителей 11 различных сегментов рынка — более 60 топ-менеджеров крупнейших российских компаний. Результаты не только показали основные тренды в управлении данными, но и выявили проблемы, с которыми бизнес сталкивается при работе с аналитикой и отчетностью. Подробности — в распоряжении редакции Inc.

Оказалось, что подавляющее большинство (90%) респондентов принимают решения на основе аналитических данных, однако лишь каждый пятый участник опроса (21%) назвал свою компанию data-driven. При этом 72% из них рассказали, что некачественные данные становились причиной финансовых потерь для их предприятий.

Кроме того, исследование показало, что недостаточно лишь собирать и хранить терабайты данных. Ключ к успеху — это умение ими управлять, то есть вести комплексную работу сразу в нескольких направлениях. Речь идет об архитектуре корпоративного хранилища данных (КХД), выстраивании системы data quality, ведении бизнес-глоссариев и внедрении BI-отчетности.

При этом лишь треть (33%) опрошенных целенаправленно занимаются качеством данных, а 53% испытывают к ним недоверие. Еще 53% недовольны отсутствием сквозной аналитики и расхождением показателей в разных департаментах. Среди распространенных проблем респонденты также назвали недостаточный объем собираемой информации (37%), отсутствие постоянного доступа к данным по техническим причинам (36%), а также отсутствие прозрачности в формировании метрик (33%).

Опрошенные также указали на ограничение доступа из-за внутренней политики безопасности (31%), сложности в получении необходимых данных (30%), отсутствие оперативности при предоставлении информации (27%) и даже случаи утери данных (17%). Лишь 13% заявили, что полностью удовлетворены объемом и качеством собираемых данных и аналитики.

Выяснилось, что в компаниях не существует единого инструмента для принятия решений. 90% респондентов рассказали, что применяют три или более таких инструментов. При этом для работы с данными чаще всего используют дашборды. В 87% случаев они отражают только верхнеуровневые показатели, а в 60% — подробные метрики. 73% участников опроса предпочитают Excel, а 70% направляют ad-hoc запросы своим аналитикам. Примечательно, что в ряде компаний (37%) данные по-прежнему собирают вручную.

Что касается сроков, то создание одного аналитического дашборда или отчета в среднем занимает не более месяца. Так, 47% респондентов дают на это одну-две недели, а 30% назвали срок до четырех недель. При этом в каждой десятой (10%) компании на это уходит больше квартала.

Чаще всего за работу с данными отвечают отдельные специалисты. В 63% предприятий имеется аналитический отдел, а у 37% — CDO (директор по работе с данными). Однако в большинстве случаев (73%) аналитики работают с данными внутри разных отделов. А еще треть опрошенных (33%) отметили, что в их компаниях аналитикой занимаются непрофильные специалисты.

Стоит отметить, что о большей (53%) удовлетворенности количеством аналитических дашбордов и собираемых данных заявили именно в тех компаниях, где существует отдельный департамент аналитики. Согласно исследованию, 67% опрошенных могут найти ответ на большинство своих вопросов с помощью данных, и только 10% получают ответ на все вопросы — в 95% случаев так отвечали компании с «достаточным» числом дашбордов.

Собирают и хранят данные в КХД 74% компаний, а у 24% из них есть несколько хранилищ в разных департаментах. Результаты исследования показали прямую зависимость между наличием у компании единого хранилища и уровнем доверия к данным (+ 10%). Более того, при этом условии риск потери данных снижается на 21%.

Как сообщили респонденты, если КХД несколько, то дашборды создаются на 20% быстрее, а количество проблем с доступом снижается на 12%. Еще 26% не имеет КХД и вынуждены выгружать данные из CRM, ERP и других систем.

Более чем у половины компаний (55%) отсутствует единая стратегия управления данными. При этом в компаниях, где она есть, случаев финансовых потерь по причине некорректных данных или их отсутствия на 35% меньше.

«В эпоху высокой конкуренции бренды ищут преимущества, которые позволят им увеличить долю рынка. Сейчас на пике инвестиции в ИИ и ML-алгоритмы, которые, в свою очередь, работают при наличии правильной data-инфраструктуры и надежных данных, — рассказывает Вячеслав Жуков, директор по данным в „Аэро“. — Исследование показало, что индустрия начала трезво оценивать свои возможности и относиться к работе с данными более осознанно, хотя раньше компании завышали оценку касаемо уровня своей data-зрелости».

По словам исследователей, в ближайшие три-пять лет работа с big data будет набирать обороты и продолжит интегрироваться в бизнес-процессы. Экономический потенциал от работы с данными назвали «очень высоким» 59% респондентов. Чаще всего такую оценку давали представители отраслей с самыми массовыми потоками клиентов, а следовательно, и данных — fashion-индустрия (98%), FMCG (86%) и Fintech (75%).

Ранее аналитики продукта «Рекламный программатик» Platforma вместе с сервисом «Сравни.ру» изучили интерес россиян к различным финансовым продуктам в интернете. В топ-5 регионов по количеству интернет-пользователей, которые интересовались финансовыми услугами в 2024 году, вошли Москва, Краснодарский край, Санкт-Петербург, Ростовская область и Пермский край.