Новости

Психолог рассказал об опасностях «синдрома основателя» и плюсах ошибок

Когда бизнес начинает быстро расти, предприниматель, недавно бывший ни в чем не разбирающимся новичком, может полностью перестать сомневаться в себе. Об этом предупреждает психолог и профессор Уортонской школы бизнеса Адам Грант в своей новой книге Think Again: The Power of Knowing What You Don’t Know. Грант объяснил, как лидерам не попасть в ловушку излишней самоуверенности и сохранить критический взгляд на свою работу.

Адам Грант утверждает, что в неспокойном мире способность переосмыслять и переучиваться имеет гораздо большее значение, чем интеллект сам по себе, пишет Inc.com. Прочитайте основные выводы из новой книги профессора Уортонской школы бизнеса.

Остерегайтесь «синдрома основателя»

Это может случиться даже с самыми талантливыми предпринимателями: они сделали ставку на инновацию и доказали, что все скептики ошибаются. «Затем они обобщают неверный урок: каждый раз, когда они идут против консенсуса, они думают, что поступают наилучшим образом, — говорит Грант. — Вот когда высокомерие и нарциссизм показывают свою тёмную сторону».

Психолог советует проанализировать, почему вы были правы, а другие ошибались в данной ситуации. Вам нужно связать свой успех с чем-то конкретным. Были ли у вас дополнительные знания? Особый подход к анализу проблемы? Вам повезло, что вам не хватило опыта и вы пришли со свежим взглядом? «Не следуйте своей интуиции. Проверьте свою интуицию», — добавляет Грант.

Это особенно важно, если вы преуспели в одной сфере, а теперь хотите начать работу в другой. То, что сработало в стартапе, ориентированном на потребителя, может не иметь отношения к бизнесу B2B.

Придумайте хотя бы одну причину, почему вы можете ошибаться

Грант пишет, что один из самых простых способов обуздать самоуверенность — это придумать хотя бы одну реалистичную причину, по которой вы можете ошибаться. «Когда вы формируете мнение, спросите себя, что должно произойти, чтобы доказать, что оно ложное».

Возьмем в качестве примера компанию BlackBerry, на долю которой в 2009 году приходилась почти половина рынка смартфонов. BlackBerry, как твёрдо верил ее основатель Майк Лазаридис, была устройством для отправки и получения электронной почты. Лазаридис считал, что людям никогда не захочется носить в кармане эквивалент компьютера.

Многие из его инженеров считали иначе. К 2014 году рыночная доля BlackBerry составила менее 1%. Что могло бы случиться, если бы Лазаридис поставил под сомнение свои предположения?

Создайте надежную «сеть челленджей»

Вы вряд ли сможете увидеть все свои слепые зоны, каким бы осознанными вы ни были. Чтобы убедиться, что вы знаете то, чего не знаете, вам нужна команда сотрудников, готовых бросить вам вызов. Они могут быть жестокими, но делать это из любви и желания помочь.

Чтобы определить такого человека на собеседовании, Грант предлагает задать в конце встречи вопрос: если бы вы собирались перезапустить наш процесс найма, что бы вы сделали по-другому? Вам нужен тот, кто даст самую честную обратную связь, не опасаясь последствий. Для этого в компании должна быть психологически безопасная культура, которая рассматривает ошибки как возможности для обучения.

Находите радость в ошибках

Это, пожалуй, самый сложный совет в книге Гранта — особенно для предпринимателей, которых часто вознаграждают за то, что они управляют ожиданиями других и добиваются успеха. Когда Даниэль Канеман, психолог и лауреат Нобелевской премии по экономике, находит ошибку в своей работе, он, рассказывает Грант, радуется. Ведь это означает, что теперь он ошибается меньше, чем раньше.

Думайте больше как учёный, проводящий эксперимент, а не как проповедник или политик. По словам Гранта, если вы считаете свои выводы и теории предварительными, у вас меньше шансов стать приверженцем проигрышной стратегии.