Минэкономики предложило передать полномочия по аккредитации операторов техосмотра (ТО) от Российского союза автостраховщиков (РСА) в Росаккредитацию. Мера предлагалась еще в 2020 году сенатором Андреем Кутеповым.
Что случилось
Минэкономики направило в правительство законопроект о передаче полномочий по аккредитации операторов техосмотра (ТО) от Российского союза автостраховщиков (РСА) в Росаккредитацию, сообщает «Коммерсант». Эта мера была предложена в 2020 году сенатором Андреем Кутеповым. По мнению чиновника, процедура подтверждения оператором своих профессиональных компетенций — это «несвойственная» для РСА деятельность, поэтому госструктура справится с ней лучше.
Ведомство отмечает, что для реализации новых полномочий Росаккредитации потребуются дополнительный штат и новые цифровые сервисы. В 2021 году представители Росаккредитации заявляли о необходимости дополнительных 250 млн руб. ежегодно на исполнение новых функций, однако, по данным «Коммерсанта», к настоящему времени эта сумма увеличилась в несколько раз. На данный момент РСА берет 49 тыс. руб. за первичную аккредитацию компании с одним пунктом ТО.
Согласно законопроекту, также может увеличиться тариф на техосмотр для автомобилистов для покрытия расходов, но незначительно — в пределах нескольких десятков рублей. Цены на 1 января на техосмотр выросли на 57% : в Москве — с 720 до 913 руб., на Камчатке — с 840 до 1,33 тыс. руб., в Санкт-Петербурге — с 881 до 1,54 тыс. руб.
«До сих пор есть случаи продажи техосмотров без самой проверки автомобилей», — объяснили Inc. в Росаккредитации. Чтобы контролировать этот процесс, ведомство предлагает использовать цифровые инструменты, в том числе ИИ для анализа видео с камер в пунктах техосмотра. Для надзора за операторами ТО Росаккредитации потребуется 10 дополнительных сотрудников (в РСА этим занимается 50 человек). Ведомство запрашивает на их финансирование 20 млн руб. ежегодно.
«Сейчас в расчете стоимости на ТО уже присутствует сумма на прохождение оператором аккредитации. Данный подход нужен, чтобы снизить финансовую нагрузку на бизнес. В текущем рассмотрении вопрос поднятия самой стоимости техосмотра не обсуждается», — уточнили в Росаккредитации.
Почему это важно
Глава союза «Техэксперт» Сергей Зайцев считает, что передача полномочий Росаккредитации и включение дополнительных госрасходов в тариф лучше, чем сценарий с повышением стоимости аккредитации, который бы ударил серьезно по рынку, на котором «многие операторы сейчас и так разорены».
С ним не согласен глава Союза операторов техосмотра Максим Бурдюгов, потому что Росаккредитация в процессе получения практики будет в первые несколько лет совершать ошибки, от которых пострадают операторы, а повышение тарифа все равно не покроет всех возникающих государственных расходов.
Контекст
Техосмотр является обязательным только для грузовиков, автобусов и такси, физлица проводят его для своего автомобиля в случае постановки на учет и перерегистрации автомобилей старше четырех лет и при внесении изменений в конструкцию машины. По данным РСА, на данный момент в России работают 3,5 тыс. операторов и 3,8 тыс. пунктов техосмотра.